Cценарист, драматург, арт-деятель, Евгений Казачков в преддверии запуска курса “Сценарное мастерство” ответил на вопросы ХПМТ

 

1. С  чего стоит начинать работу над сценарием? С общей идеи? Образа героя? Сюжета?

Е.К. Работу над сценарием стоит начинать с того, что тебе интересно, с чем ты готов жить, о чём ты готов говорить, что тебя зажигает и сулит удовольствие от работы. Это может быть и идея, и герой, и сюжет. Или даже просто деталь или образ.

2. Начинающим сценаристам,  как правило, мешает отсутствие навыков, знаний и пр. А есть ли что-то, от чего стоит избавляться начинающим? Есть ли, например, какие-то предрассудки, неверные убеждения?

Е.К.  Вот ряд неверных убеждений, которые характерны для всех людей, но особенно мешают в работе сценаристу: «Я всё знаю и понимаю о жизни и о своей профессии». «У меня исчерпывающий жизненный опыт». «Я прекрасно понимаю людей и разбираюсь в них, изучение психологии мне не нужно». «Я не изменюсь, мои взгляды и отношение к себе и к жизни тоже не изменится». «То, что интересно мне и моим друзьям – интересно всем». «Если меня кто-то не понимает – это его проблемы».


… Работу над сценарием стоит начинать с того, что тебе интересно


3. Необходим ли собственный опыт для работы над сценарием? Например, человек, никогда не встречавший торговцев наркотиками, бандитов, заказных убийц может написать про них историю? Е.К.  Опыт необходим, но не в таком буквальном смысле. Очень важен опыт общения с людьми, опыт наблюдения за изменениями, происходящими в окружающих и в тебе самом. Важен опыт открытий, который неизбежно приобретается с возрастом. Открытий, возможность которых ты не можешь даже предположить заранее. А для того, чтобы не делать фактических ошибок, описывая быт наёмных убийц, достаточно получить информацию, а не опыт. Информация от людей с опытом будет ценной вдвойне.


… в работе сценариста полезно иметь специфические знания из самых разных областей


4. Вы по образованию менеджер – специалист по управлению.  Что-то из этого образования используется в работе сценариста?

Е.К.  Системный подход, структурное мышление, логика и здравый смысл. Иногда пригождаются и навыки управления группой, а также навыки переговоров и презентаций. Да и в принципе в работе сценариста полезно иметь специфические знания из самых разных областей. Нередко я использую в сценариях то, что узнал, работая копирайтером в  рекламных агентствах: от терминологии до организации работы.

 

 

 

5. Иногда молодые сценаристы жалуются на отсутствие вдохновения. Что бы Вы могли посоветовать? Ждать, пока осенит?

Е.К.  Отсутствие вдохновения – это отсутствие интереса. Со словом «интерес» всё становится гораздо менее «загадочно». «Мне неинтересно» – это повод разобраться с тем, что же тебе интересно на самом деле и как, оперевшись на этот интерес, выстроить историю, развить героев, придумать интересные ситуации и диалоги. Или это повод отложить работу. А фраза «я жду, пока придёт интерес» уже точно не будет аргументом.

6. Нужно ли при работе над сценарием представлять будущего зрителя?  Этот зритель может быть похож на автора? Могут ли у него быть отличные от авторских эстетические предпочтения?

Е.К.Да, думать о зрителе необходимо. Он может быть не похож на автора, и это нужно учитывать. Зритель может отличаться от автора по «эстетическим предпочтениям», но автор фильма не должен отличаться от своего зрителя по жанровым предпочтениям. Не стоит писать фантастическое кино, если не любишь этот жанр так же, как и зрители, которые будут смотреть этот фильм. А любителей драмы, которые далеки от эстетики рестлинга, может заворожить история престарелых качков в вычурных костюмах, если автор фильма разбирается в сути драматического кино.


…невозможно требовать от человека уникальных качеств: интуиции, таланта, гениальности… Эти требования не имеют образовательной ценности. А изучение психологии – имеет


7. Курс психологии входит в содержание большинства программ обучения сценаристов. Почему?  Толстой и Чехов обходились без психологического образования, им хватало интуиции.  На какие вопросы сценаристов могут ответить психологи?

Е.К.  Захотелось ответить: «Потому что Толстой и Чехов не писали киносценарии…» А если серьёзно, то, во-первых, все выдающиеся писатели обладали огромным опытом общения с людьми, они изучали людей и изучали их психологию. Им было это интересно, они были к этому предрасположены, они тратили на это свои силы и время. До начала 20-го века авторы не изучали психологию по учебникам и не ходили на курсы, только потому, что психология тогда ещё не оформилась как отдельная дисциплина с теориями, открытиями, эпмирикой, экспериментами… Но поверьте, представления Толстого и Чехова о психологии не ограничивались представлениями о «четырёх типах личности по Аристотелю». Они пользовались максимумом доступных им знаний. И нам стоит поступать так же. Во-вторых, невозможно требовать от человека уникальных качеств: интуиции, таланта, гениальности… Эти требования не имеют образовательной ценности. А изучение психологии – имеет. А вот на какие вопросы сценариста может ответить психология: – Как создать правдоподобных персонажей, которые будут интересны зрителю и которым он будет сопереживать? – Как создать увлекательную и достоверную историю именно про этих персонажей? – Как сделать эту историю частью биографии зрителя?

8. Чем хороший сценарий отличается от плохого?

Е.К. Интересностью и послевкусием. И ещё желанием режиссёра, продюсера, актёров и всей съёмочной группы взяться за съёмки фильма по этому сценарию.


… Хороший сценарий отличается от плохого послевкусием


9. Могли бы Вы назвать фильмы с идеально построенным сценарием? По которыми можно учиться? Е.К.

Могу. Но боюсь, это будет спойлер.

10. Есть ли что-то в современном кинематографе, что Вам решительно не нравится?

Е.К.  Бюджеты, которые тратятся на кинопропаганду, а не на фильмы для зрителей.

11. Какого героя можно было бы назвать выразителем настроений сегодняшнего времени? Он сейчас есть? Какие герои сегодня наиболее востребованы, на Ваш взгляд?

Е.К. Наше время и его настроения неоднородны. Наше общество неоднородно. Наша планета неоднородна. И так было всегда. Востребованы те герои, которые созданы искренними авторами, которые пытаются ответить не на «запрос времени», а на свои личные, внутренние запросы, тем самым создавая время и его настроения. И так было всегда. Возможно, наше время в нашей стране отличается только тем, что описано в пункте 10.

Фотографии предоставлены agent-koshkins