В преддверии запуска курса «Технология продвижения сценария» с преподавателем, действующим агентом кино- и телесценаристов — Алиной Волковой — побеседовала Елена Улыбина.

- Есть ли конкуренция на рынке сценариев?

- Какого рода конкуренция имеется в виду? Если между сценариями – то нет. Они же как снежинки – все разные. Оригинальные русские франшизы мы только начинаем снимать, а во всякие тендеры на тему «русского эпоса» я никому не советую ввязываться – не та защита у сценариста. Если имеется в виду конкуренция между продюсерами, которые хотят заполучить конкретный сценарий – её тоже нет. Крупные игроки у нас снимают так мало, что даже не покупают сценарии впрок. А небольшие продакшены существуют в формате телевизора, и там подходящие сценарии все востребованы, их не хватает. Уникальные исключения типа Романа Борисевича делают предложения режиссерам, а не сценаристам. Есть конкуренция среди сценаристов – это да. Продюсеры носятся с какой-нибудь идеей, они ищут подходящего сценариста, и перебирают многие варианты. Хотя трудолюбивый, умный автор никогда не сидит без работы и без зарплаты.

— Как бы вы оценили сегодняшний рынок сценариев? Насколько авторы владеют ремеслом?

- По-разному. Заявки умеют писать 2% сценаристов. Если при этом сценарист самостоятельно умеет написать сценарий по своей же заявке – у него огромный потенциал. Такие авторы востребованы и быстро выбиваются в топ. Некоторые сценаристы отлично пишут сам сценарий, но заявки писать не умеют категорически. Сколько бы ни написали заявок – всегда манная каша выходит. Таким без своего редактора или агента – очень тяжело. А остальные не могут ни того, ни другого. Зато они прекрасно работают в командах, пишут по чужим идеям, редактируют. При этом нельзя забывать, что любого из сценаристов рано или поздно может посетить гениальная идея. Другое дело, что сам автор этой идеи часто не может сделать выбор в пользу «журавля» (творчество в ущерб заработку), или не умеет с ней обращаться, и все уходит в песок…

— Есть ли сегодня в России рынок «некоммерческих» сценариев?

- Пока у нас только «некоммерческим» сценариям и учат. Нет школ специально для телесценаристов, нет сценарных агентов, которые читают лекции. Авторы сценария совершают одни и те же ошибки, выходя из своей аутической скорлупы в реальный мир продаж. Поэтому для сценариста важно уметь переписывать заявки и не бояться слова «нет». Ведь любой некоммерческий сценарий рано или поздно будет продан, если он интересный… С другой стороны, «некоммерческие» – это сценарии полнометражных картин, и каждый выпускник ВГИКа или ВКСР написал хотя бы один. Сколько всего было написано в прошлом году таких сценариев, невозможно подсчитать по объективным причинам. А снято полнометражных фильмов в прошлом году в РФ было чуть больше сотни, вышло в широкий прокат всего 84, и позиционировались как «некоммерческие» в этом потоке – от силы два или три фильма. Зато телесценариев в 2012 году было снято около 1500 часов, плюс ежедневные программы и телешоу…

— Могли бы Вы назвать основные ошибки поведения сценаристов, мешающие им продавать сценарии?

- Основная ошибка сценаристов – это их тотальная юридическая безграмотность. С одной стороны, автор, написавший полностью сценарий по чужой идее, зачастую сидит и сомневается – а принадлежат ли мне, убогому, какие-нибудь авторские права? – и это нонсенс для страны, в которой еще в 1995 году была принята и успешно действует Бернская конвенция. А с другой стороны, большинство наших сценаристов убеждены, что писать сценарий нужно, только имея аванс от продюсера. И то и другое – крайность, но и то и другое — следствие предубеждений и комплексов относительно владения информацией, необходимой для успешных продаж интеллектуальной собственности. Из этой же проблемы вырастает другая – в 8 случаях из десяти успешных контрактов отсутствует коммуникация между продюсерским и сценарным цехом. Такой вот парадокс.

— Много ли сегодня в России агентств, работающих со сценаристами?

- Мало, очень мало, и это печально. Чтобы выстроить нормальные взаимоотношения со всеми участниками кинопроцесса, не обижая сценаристов в том числе, нам нужен грамотный, не «понятийный» рынок. Нужны агенты, которые не только находят работу сценаристу, но и те, кто поможет ему выстроить карьеру, добиться максимальных гонораров, написать «тот самый» неповторимый сценарий… Это может быть даже не один агент, а команда.

- Многие ли сценаристы работают без агентов?

- Сейчас — многие, и у нас нет конкуренции между агентами, драки из-за топовых сценаристов, просто потому, что на одного агента приходится человек сто сценаристов. Да и топовые выбились в люди «самостийно», и теперь не особо заинтересованы в агентах. Но я знаю пару историй, когда именно благодаря сотрудничеству с агентом сложилась карьера сценариста.

- Как сценаристу найти своего агента?

- Поспрашивать на вокзалах… А если серьезно, я в своей жизни только один раз предложила помощь сценаристу сама, и это была моя старая подруга, все остальные – нашли меня сами. И сценаристы рассказывают мне, что найти агента не так уж и трудно – трудно найти «своего». Но, слава богу, уже есть из чего выбрать, и это не может не радовать.

- Можно ли сказать, что у Вас есть свои предпочтения в выборе сценаристов. Или агент не выбирает?

- Как раз агент выбирает. И для того, чтобы работать со мной, например, недостаточно быть хорошим сценаристом или режиссером или художником-постановщиком. Если автор/владелец интеллектуальной собственности не видит во мне партнера по бизнесу и демонстрирует пренебрежение моим мнением как специалиста, у нас с ним не сложится, будь он хоть гением в своей области.

— Есть ли признаки, по которым можно сказать, что сценарий продастся?

- Есть. Это пятнадцатая строка, пятая страница и двадцатая минута фильма. Поймите, в кино все настолько субъективно и предвзято, что на этом рынке продается все – вопрос только за какое время и за какие деньги…

- Бывали ли случаи, что тот сценарий, который Вам нравится, и который Вы считали успешным, не удавалось продать? В чем была причина?

- Думаете, она одна? Причин всегда две из трех как минимум. Попадание в десятку, как я считаю, это когда в сценарии совпали конъюнктура, творческая составляющая и ремесло на высшем уровне. Есть прекрасные идеи – в плохом исполнении, есть конъюнктурные вещи – и в них нет ничего кроме маркетинга, есть грамотные сценарии – но в них нет актуальной истории, и живых героев — ни одного. Если гениальный и прекрасно написанный сценарий лежит – про него же все говорят! Но опять-таки, если никто не снимает, значит, нет конъюнктуры. (см. предыдущий вопрос)

- Если Вам не нравится сценарий, возьметесь ли Вы его продавать?

- Навряд ли. Такие попытки у меня были. И некоторые сценарии, абсолютно, что называется, «не мои», продавались, но своей удачей я это не считаю.

- Как Вы пришли в это профессию, почему стали этим заниматься?

- Я искала способ войти в киноиндустрию. Была помощником продюсера, сопродюсером на разных проектах. Была актерским агентом, но быстро поняла, что это не моё. Сейчас я не только со сценаристами работаю, и не только с топовыми. Мне интересно работать с людьми, которые хотят чего-то добиться, ошибаются, но все-таки идут дальше и копают глубже остальных. Такие сценаристы – это творческая энергия в чистом виде, сильнее этой энергии ничего нет, и ощущение сопричастности захватывает целиком. Может быть, поэтому меня трудно заполучить в агенты – я много требую от сценариста.

— Что нужно знать и уметь сценарному агенту? Этому где-то учат?

- Сама я специально училась на актерского агента и кастинг-менеджера, было забавно – к моим двум высшим образованиям прибавилось два месяца на курсах в компании АМЕДИА. Сейчас, наверное, на агентов учат в процессе работы в крупных агентствах. И больше нигде. Поэтому это больная тема, ведь рынок готов, и агенты — не гоп-компании, снимающие сливки с сериалов, а настоящие профи — очень нужны.

— Могли бы рассказать про свой опыт работы, какие сценарии Вы уже продали? С кем Вы работали?

- Продажа сценария – это каждый раз подписка о неразглашении. Могу сказать, что и сценаристы, и продакшены разные попадались. Не хочу никого выгораживать или обижать. Основное достоинство нашей совместной работы — в свободе выбора контрактов, и в том, что нет ни одного похожего…

© 2013. Алина Волкова для ХПМТ.