Акварель – краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. Главное отличительное свойство – прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.

Антаблемент – верхняя часть ордера, архитектурный образ системы горизонтальных балок. Делится по вертикали на три части: 1) нижняя – архитрав, 2) средняя – фриз, 3) верхняя – выступающий вперед и завершающий систему сверху карниз.

Апсида – в христианских храмах – алтарный выступ, ориентированный на восток.

Арка – сводчатая поверхность проема или пролета, имеющая, правило выгнутую кверху форму.

Аркада – ряд арок, опирающихся на столбы, колонны или пилоны.

Аркатурный пояс – декор стены в виде ряда глухих арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, передающая распор свода на контрфорс.

Архитектура – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную художественно организованную среду жизнедеятельности человека. Эстетически формируя жизненную среду общества, выражает специфическими художественными средствами господствующие представления эпохи, идеи и устремления своего общества.

Архитрав – нижняя часть антаблемента, архитектурный образ основной балки, принимающий на себя тяжесть перекрытия и передающий ее колоннам.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов – нефов, это позволяло надежно перекрывать большие пролеты.

Барабан – венчающая часть здания, имеющая, как правило, цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол (главу) и возвышающаяся над  основной, более широкой частью здания; воздвигается обычно над сводами купольной церкви или мечети.

Барельеф – разновидность выпуклого рельефа, низкий рельеф, в котором изображения возвышаются над плоскостью фона не более, чем на половину своего реального объема.

Вазопись – декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

Валер – особое качество цветового тона в живописи и графике, оттенок тона, содержащий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени. Система валеров в колорите создает последовательную, богатую и сложную градацию света и тени в пределах одного цвета.

Витраж – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение в проеме.

Воздушная перспектива – метод передачи удаления предметов на основе зрительного восприятия и опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и других изменений, вызванных воздействием воздушной среды на  предметы.

Волюта – часть ионической капители, две плоские спирали, с боков обрамляющие эхин.

Гипостиль, гипостильный зал – многоколонный зал в архитектуре Древнего Востока.

Горельеф – разновидность выпуклого рельефа, высокий рельеф, в котором изображение возвышается над плоскостью фона более, чем на половину своего объема.

Графика – вид изобразительных искусств. Графика связана с изображением на плоскости, рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги.

Гуашь – плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим. Гуашь непрозрачна, при высыхании краски светлеют.

Жанр – в изобразительных искусствах совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр).

Живопись – вид изобразительных искусств. Способность живописи к воспроизведению разнообразных явлений жизни, действительности, определяет ту значительную нагрузку, какую живопись несет как искусство, изображающее природу, человека, животный мир, события из современной общественной или частной жизни людей, из исторического прошлого, мифологические образы, созданные человеческой фантазией.

Закомара – в средневековой русской архитектуре полукруглое завершение верхней части стены церковного здания, обычно соответствующего размерам и форме внутреннего цилиндрического свода.

Зофор – фриз, декор которого представляет непрерывную полосу с изображением или орнаментом. Характерен для ионического и коринфского ордеров.

Иконопись – вид станковой религиозной живописи, обладающий особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения. Главной функцией иконописи было создание моленных образов, воплощающих сверхчувственное представление в чувственно воспринимаемых формах.

Иконостас – своего рода стена с установленными в определенном порядке иконами, в  православном храме отделяющая алтарную часть от помещения для молящихся.

Инсталляция – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. Создавая неординарные сочетания тривиальных вещей, художник выявляет в них те смысловые значения и чувственные качества, которые остаются скрытыми от обыденного восприятия. Становясь элементом художественного замысла, вещь освобождается от своей утилитарной функции, одновременно приобретая функцию символическую. Эстетическое содержание инсталляции – в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате преобразования окружающей среды и смены контекстов.

Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции для данного типа произведений. Система норм и правил, принятых в искусстве в какой-либо исторический период.

Капитель – оформление верхнего края колонны; принимает на себя тяжесть антаблемента и передает ее колонне.

Кариатида – скульптурное изображение стоящей задрапированной женской фигуры, поддерживающий балку перекрытия в здании.

Картина – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения.

Колонна – 1) в широком смысле вертикальная опора любого вида; 2) обычно круглая в поперечном сечении вертикальная опора, наделенная капителью и в большинстве случаев также базой.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Композиция – важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность, завершенность. Закономерности, лежащие в основе композиции, определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля.

Контрфорс – вертикальный устой, поперечная стенка или выступ стены, укрепляющие стену, противодействующие боковому распору. В готической архитектуре контрфорсы, соединенные  аркбутаном со стеной, принимают на себя и гасят боковой распор стрельчатого свода.

Кора – в древнегреческом искусстве прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах.

Крестово-купольный храм – основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства. Срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных сводчатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опирающимся на четыре свободно стоящих столба, соединенных арками. Символика архитектурного пространства преобразуется в интерьере в символ христианского космоса.

Купол – особый вид свода, поверхность которого в вертикальном разрезе имеет вид дуги с вершиной, обращенной вверх.

Курос – в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнаженного. Тип куроса возник в искусстве архаики в 7 в. до н.э. как воплощение идеала физического совершенства героя-атлета и воина.

Линейная перспектива, прямая перспектива – изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода центральной проекции. Методы линейной перспективы позволяют создать иллюзию пространственной глубины.

Масляная живопись – разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.

Модернизм – совокупность нереалистических, авангардистских направлений в искусстве 20 века.

Мозаика – одна из разновидностей монументальной живописи. Изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушеного стекла (смальты), керамики и др.

Монументальная живопись – живописные произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, украшающие их стены, потолки, своды, иногда полы.

Нартекс – входное помещение раннехристианского храма в виде крытой галереи или открытого портика. Обычно примыкает к западной стороне христианского храма, в нартексе размещались не допускавшиеся в храм лица.

Нервюра – выступающее ребро свода, основа его конструкции. Нервюра воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры, позволяет облегчить кладку свода.

Неф (корабль) – один из нескольких (обычно трех) проходов, на которые делят внутреннее пространство базилики.

Образ художественный – способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов.

Обратная перспектива – условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов, заключающаяся в разделении пространства на самостоятельные зоны, в распластывании изображения на плоскости, в совмещении нескольких точек зрения и в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в центральной (прямой) перспективе изображаюся сходящимися, в обратной перспективе – расходящимися. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.

Ордер архитектурный – наиболее разработанная и важная из тектонических систем, применявшихся в классической архитектуре; представляет собой художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции. Соотвественно логике этой конструкции делится снизу вверх по вертикали на три основные части: 1) опору, 2) несущую, 3) несомую системы.

Пастель – техника живописи и рисования, а также краски для нее. Пастель изготавливается в виде коротких разноцветных палочек – карандашей без оправы из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.

Периптер – прямоугольный в плане античный храм, целла которого окружена колоннадой с архитравным перекрытием, имеющей один ряд колонн.

Перспектива – система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания.

Пилон – глухая, суживающаяся кверху башня перед входом в древнеегипетский храм.

Пилястра – модификация ордерной колонны; плоский вертикальный выступ стены, повторяющий соответствующую по ордеру колонну.

Пластика – в широком понимании то же, что и скульптура, в более конкретном смысле – определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, органичности построения и перетекания объемов.

Пленэр – передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т.е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха; пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанную с изучением натуры, окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, цветных теней, наблюдаемых на открытом воздухе.

Портик – крытый проход, образованный колоннадой (или аркадой) и расположенной параллельно им стеной.

Ракурс – сокращение размеров и формы реальных и воображаемых предметов и фигур при их удалении от глаза по законам линейной перспективы.

Рельеф – один из видов скульптуры, в отличие от круглой скульптуры объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее.

Рефлекс – в живописи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой-либо поверхности. Рефлекс возникает при падении на предмет отсвета от неба или соседних предметов, что вызывает изменение цвета и тона.

Ритм – чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств, отражающий в пространственных ритмических рядах присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, ритмичность движения.

Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности.

Свод – несущая пространственная конструкция, представляющая собой перекрытие, являющееся выгнутой криволинейной поверхностью.

Синтез  искусств – органичное соединение произведений или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве свойства, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идееи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектурно-художественный синтез имеет наибольшее значение, олицетворяя главные цели, представления и верования, присущие какой-либо эпохе: монументальное искусство (скульптура, живопись) расширяет и истолковывает  образ, созданный архитектурой, создавая новое художественное целое.

Скульптура – вид изобразительных искусств, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Имеются две разновидности скульптуры – круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Станковая живопись – род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки.

Станковое искусство – произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенныее для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлимой части.

Стиль – устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства.

Сфумато – в живописи и графике итальянского Возрождения мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды как результат богатства и тонкости градаций светотени.

Тектоника – отражение конструкции предмета или постройки в их художественном образе; зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий, а также совокупность приемов такой передачи.

Темпера – живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии. Распространены эмульсии из воды и яичного желтка, либо разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Тон – 1) степень светлоты, светонасыщенность отдельного видимого участка – элемента формы, теневой или освещенной части предмета и т.д. 2) качество каждого цветового оттенка по отношению к основным цветам спектра, выражающее его специфичность (напр., лимонно-желтый, огненно-красный и т.д.).

Травея – в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя опорами, несущими крестовый или сомкнутый свод.

Трансепт – часть крестообразного в плане здания, представляющая собой как бы перекладину латинского креста, образует два боковых ответвления основного интерьера.

Триглифно-метопный фриз – фриз дорического ордера, образованный равономерным чередованием  по горизонтали триглифов и метоп.

Фреска – живопись водяными красками по сырой и по сухой штукатурке. Основное связующее вещество фрески – известь.

Фриз – средняя часть антаблемента, расположенная между карнизом и архитравом.

Фронтон – торец двускатной крыши.

Хиазм – изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу; поднявшемуся бедру соответствует опущенное плечо, а другому опущенному бедру – поднятое плечо.

Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле под цветом понимают цветовой тон (желтый, красный, синий и т.д.), определяющий своеобразие и природу каждого каждого цветового оттенка.

Энкаустика – восковая живопись, выполненная горячим способом.

Энтазис – утощение книзу колонны дорического ордера.

Эхин – одна из основных частей капители, обладает формой диска с краями, расширяющимися кверху, образует плавный переход от колонны к абаке