Десятка самых значимых фильмов в истории спецэффектов

Категории: Новости, Статьи

Специально для ВШ [ХПМТ] наша преподавательница, искусствовед и кинокритик Надежда Маркалова, составила топ фильмов, оказавших принципиальное влияние на развитие спецэффектов, и объяснила свой выбор.

Кино – один из самых технологичных видов искусства: самим своим рождением кинематограф обязан технологиям и научно-технической революции. Технологии становились такой же частью киноязыка, как звук, цвет или стерео 3D. Наш список – хронологический, потому что расставить ленты в порядке значимости не представляется возможным: при создании каждой использованы разработки, сделанные на предыдущей картине. Не будь первой, не было бы следующих.

 «Путешествие на Луну» (1902) – «Завоевание Полюса» (1912)

мельес

Короткометражки Жоржа Мельеса, отца спецэффектов, по праву занимают первую строчку нашего топа. Обычно вспоминают одну из ярчайших работ волшебника кино – «Путешествие на Луну», но технологически «Завоевание Полюса» как минимум не менее интересно: здесь у него применены движущаяся декорация и огромная марионетка. Эволюционно эта движущаяся декорация – предтеча сворачивающихся улиц «Начала», а огромная марионетка предвосхитила появление всех монстров в кино.

«Метрополис» (1926)

1454065720-56ab48382c902-013-metropolis-theredlist

Немой шедевр Фрица Ланга был большим шагом в плане технологий создания иллюзии на экране. Для его создания применили зеркально-перспективное совмещение, анимированные дорисовки, макеты с методом усиленной перспективы и – впервые в кино! – работающую рир-проекцию (технология проецирования ранее отснятого фонового изображения на полупрозрачный экран на просвет – то есть сзади этого экрана – для повторной его съемки в составе комбинированного кадра). Иными словами, технологически картина толкнула кинематографистов на новую ступень развития.

«Кинг-Конг» (1933)

King-Kong-03

В 1933 году эта картина была «Звездными войнами» своего времени. Для ее создания применили покадровую анимацию (а эволюционно покадровая анимация напрямую связана с динозварами «Парка юрского периода» и таким образом – с любой компьютерной анимацией существ и персонажей дня сегодняшнего), студия RKO впервые применила рир-проекцию, а также все другие известные на то время методы совмещения разных изображений. Фильм вдохновил на выбор профессии многих кинематографистов следующих поколений, самым ярким из которых был Рэй Харрихаузен.

«Планета бурь» (1961)

9929_original

Наш гений технической киномысли Павел Клушанцев намного опередил свое время. Еще в 1961 году он делал эффекты, над которыми позже ломал голову Стэнли Кубрик. Не говоря уже о том, что Джордж Лукас считает его «отцом «Звездных войн». Метод изображения невесомости был прост и дешев, но уже тогда можно было увидеть в  нем современную «Гравитацию». Его вездеход на воздушной подушке повторяется в «Звездных войнах». А уж лава в исполнении… теста с соседнего хлебозавода – кто еще мог бы до такого додуматься?

«2001: Космическая одиссея» (1969)

excavacion

Шедевр Стэнли Кубрика опередил свое время и стал предтечей ренессанса в спецэффектах, который произойдет только после выхода «Звездных войн». Но именно здесь модели космических кораблей были не только физически верно освещены, но и были сняты с помощью весьма грубой, но все же системы контроля движения камеры, по-настоящему превратившейся в технологию только в 1977 году. Уникальным изобретением стала фронт-проекция: метод проецирования ранее отснятого изображения  на специальный ретрорефлекторный экран из скочлайта, отражающий 100% световых лучей точнехонько в сторону их источника.

«Звездные войны» (1977)

star-wars-a-new-hope-image-1

Список кинематографистов, после просмотра этого шедевра выбравших кино своей профессией, будет размером с телефонную книгу. Среди них, например, Джеймс Кэмерон  и Джей Джей Абрамс. Именно на съемках этого проекта формировался весь кинематограф 80-х. 99% кадров со спецэффектами до «Звездных войн» были статичными. И только здесь кинематографисты научились снимать комбинированные кадры так, как снимают обычные сцены на улице – движущейся камерой. Сегодня мы считаем это в порядке вещей, потому что технологически кино стоит на плечах команды ILM, основанной Лукасом. Именно они довели до совершенства систему оптического композитинга и подарили миру возможность делать кадры невиданной доселе сложности.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

1026346907

Этот фильм – центральный в процессе революции технологии визуальных эффектов и их перехода на цифровые рельсы. Впервые с помощью компьютерной графики был создан полностью компьютерный персонаж. Если в своем предыдущем фильме «Бездна»Джеймс Кэмерон мог просто вырезать из фильма те несколько сцен, в которых присутствует компьютерная тварь, – если бы она не получилась, то здесь этого сделать было нельзя. Более того, он намеренно ввел в сюжет такого персонажа, зная, что технологии уже могут это осилить! То есть, в данном случае большая часть сюжета фильма родилась благодаря тому, что технология CGI (computer generated imagery, «компьютерная графика») уже существовала как часть кино. Именно этот фильм сделал возможным и «Парк юрского периода», и «Жизнь Пи», и «Книгу джунглей».

«Парк юрского периода» (1993)

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Park-yurskogo-perioda-Jurassic-Park-1993-1

Да, здесь всего 4 минуты компьютерных динозавров, всего 55 кадров с CGI, над которыми команда двух студий работала целый год. Но они стали настоящей революцией в визуальных эффектах: впервые кинематографисты воссоздали с помощью графики живое существо. До этого все создаваемые с помощью CGI объекты были нереалистичными, они состояли из воды или металла или пластика, иными словами, из неорганических материалов. Но здесь впервые на компьютере была воссоздана реалистичная кожа живых существ. Не говоря уже о том, что кинематографисты впервые столкнулись с проблемой «вписывания» компьютерных зверей в реальную среду.

«Аватар» (2009)

8eebd8f77a2701b30f1f779752a

Да, синие пришельцы на далекой-далекой планете сюжетно являются несколько вторичными, но технологически эта картина совершила квантовый скачок. Помимо разработки нескольких программ (например, MARI – программа для создания текстур, с помощью которых создавали реалистичную кожу жителей Пандоры, – совсем  нетривиальная задача), на этом проекте было внедрено несколько других разработок, кардинально изменивших возможности кинематографистов. И это не только технологии захвата движения и лицевой мимики. Главной разработкой здесь стала виртуальная камера – технология, позволяющая режиссеру видеть то, чего нет и никогда не будет в действительности, – виртуальные декорации, и вписывать в них живых актеров, равно как и компьютерных существ.

 «Жизнь Пи» (2012)

big_thumb_3f3538a3b5937ffecc660ae0e87951a6

Здесь впервые компьютерных животных стало невозможно отличить от настоящих. Один из главных персонажей фильма –компьютерный тигр – абсолютно реалистичен. Эта работа потребовала трех лет разработок в области создания компьютерной шерсти, взаимодействующей с компьютерной водой. Ни для одного фильма на то время не делали такого количества компьютерных симуляций.

 

Если говорить серьезно, всю историю развития кино технологий невозможно уложить в десяток картин, и между этими фильмами есть еще по несколько сотен очень важных. Но об этом мы поговорим в курсе лекций по истории спецэффектов.

Летняя школа 2017: программа повышения квалификации «Основы арт-менеджмента»

Категории: Новости, Новости Школы

Art_Museum-Of-Modern-Art-Moderna-Museet-57876 Программа предназначена для тех, кто хочет приобрести или усовершенствовать основные навыки работы менеджера художественных проектов, выставок и других событий в мире презентаций произведений искусства. Далее...

Летняя школа 2017: программа повышения квалификации «История искусства»

Категории: Новости

art_Botticelli__Giuliano_de'_Medici_(Gemäldegalerie_Berlin)M Знание истории искусства нужно и специалистам практически всех гуманитарных профессий, и любому образованному человеку. Не зная общую историю искусства нельзя понимать современное искусство, один из важнейших приёмов которого состоит в отсылке к произведениям искусства прошлого.Далее...

Открытые лекции в Музеоне: краткая история киноавангарда

Категории: Новости, Новости Школы

киноавангард Приближается лето, а это значит, что скоро нас ждет новый запуск школы [ХПМТ]. В его преддверии мы традиционно подготовили для вас цикл открытых встреч с нашими преподавателями.Далее...

Летняя школа 2017: подготовительные курсы для поступающих в бакалавриат и магистратуру ФИИ РГГУ

Категории: Новости, Новости Школы

0_c0440_4fb895df_XL

В середине мая в нашей школе начинается сразу несколько курсов для поступающих в бакалавриат и магистратуру Факультета Истории искусств РГГУ. Они также адресованы всем, кому необходим быстрый и качественный ликбез по вопросам мировой художественной культуры.

Программа летнего семестра включает в себя курсы:

Интенсивный подготовительный курс к профессиональному испытанию (тестированию) для поступающих в бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 «История искусств»  на профиль «История зарубежного искусства»  (объем — 32 часа )

Подготовительный курс для поступающих на магистерскую программу «Зарубежное искусство XV — XX веков: контексты и интерпретации» (объем — 52 часа )

Подготовительный курс к поступлению в магистратуры «Визуальные медийные искусства» и «Кураторство художественных проектов»  (объем — 56 часов )

Подготовительный курс к поступлению в магистратуру «Искусство кино»  (объем — 60 часов )

Подготовительный курс к поступлению в магистратуру  «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (объем — 26 часов )

Психологическое исследование: помогите собрать материал для диплома!

Категории: Новости

Дорогие друзья! Большая просьба — помогите коллегам добрать данные для диплома, заполните опросник! Это займет минут 15-20, а если захотите — можете оставить  в последней строчке  адрес, и мы пришлем Ваши результаты.

Весна 17: интенсив по южнокорейскому кино 22-23 апреля

Категории: Новости, Новости Школы

bedevilled-11

Южнокорейское кино: история и современность.

Курс посвящен самой динамичной, интересной и одновременно малоизученной кинематографии Восточной Азии — южнокорейской. На лекциях слушатели узнают не только о тех фильмах, которые в стране снимают сейчас, и о том, почему эти работы постоянно попадают на международные кинофестивали, но также об истории кино Южной Кореи.

 

22-23 апреля с 12.00 до 17.00.

 

Преподаватель — Владимир Захаров, кинокритик, куратор московских кинофестивалей корейского кино K-shorts, K-motions, Kolors.

Основные темы курса:

Корейское кино в первые 60 лет XX века. Немые фильмы на полуострове. Кино колониального периода. Фильмы, снятые после освобождения. Восстановление киноиндустрии после Корейской войны.

Первый Золотой век южнокорейского кино: авторы, темы, жанры, эстетика. Кино в условиях усиления диктатуры в 70-е годы.

Корейские фильмы после 80-го года: поиски национальной культуры в работах Им Квон Тхэка. Политические изменения и стагнация киноиндустрии.

Демократизация и Новая волна в корейском кино: левый поворот как реакция на государственный антикоммунизм. Буддизм в кино.

Начало второго Золотого века. Корейские фильмы на международных кинофестивалях.  Появление первых блокбастеров.

Темы и жанры в корейском кино последних лет. Аутеризм в популярном кино. Работы новых независимых режиссеров.