Десятка самых значимых фильмов в истории спецэффектов

Категории: Новости, Статьи

Специально для ВШ [ХПМТ] наша преподавательница, искусствовед и кинокритик Надежда Маркалова, составила топ фильмов, оказавших принципиальное влияние на развитие спецэффектов, и объяснила свой выбор.

Кино – один из самых технологичных видов искусства: самим своим рождением кинематограф обязан технологиям и научно-технической революции. Технологии становились такой же частью киноязыка, как звук, цвет или стерео 3D. Наш список – хронологический, потому что расставить ленты в порядке значимости не представляется возможным: при создании каждой использованы разработки, сделанные на предыдущей картине. Не будь первой, не было бы следующих.

 «Путешествие на Луну» (1902) – «Завоевание Полюса» (1912)

мельес

Короткометражки Жоржа Мельеса, отца спецэффектов, по праву занимают первую строчку нашего топа. Обычно вспоминают одну из ярчайших работ волшебника кино – «Путешествие на Луну», но технологически «Завоевание Полюса» как минимум не менее интересно: здесь у него применены движущаяся декорация и огромная марионетка. Эволюционно эта движущаяся декорация – предтеча сворачивающихся улиц «Начала», а огромная марионетка предвосхитила появление всех монстров в кино.

«Метрополис» (1926)

1454065720-56ab48382c902-013-metropolis-theredlist

Немой шедевр Фрица Ланга был большим шагом в плане технологий создания иллюзии на экране. Для его создания применили зеркально-перспективное совмещение, анимированные дорисовки, макеты с методом усиленной перспективы и – впервые в кино! – работающую рир-проекцию (технология проецирования ранее отснятого фонового изображения на полупрозрачный экран на просвет – то есть сзади этого экрана – для повторной его съемки в составе комбинированного кадра). Иными словами, технологически картина толкнула кинематографистов на новую ступень развития.

«Кинг-Конг» (1933)

King-Kong-03

В 1933 году эта картина была «Звездными войнами» своего времени. Для ее создания применили покадровую анимацию (а эволюционно покадровая анимация напрямую связана с динозварами «Парка юрского периода» и таким образом – с любой компьютерной анимацией существ и персонажей дня сегодняшнего), студия RKO впервые применила рир-проекцию, а также все другие известные на то время методы совмещения разных изображений. Фильм вдохновил на выбор профессии многих кинематографистов следующих поколений, самым ярким из которых был Рэй Харрихаузен.

«Планета бурь» (1961)

9929_original

Наш гений технической киномысли Павел Клушанцев намного опередил свое время. Еще в 1961 году он делал эффекты, над которыми позже ломал голову Стэнли Кубрик. Не говоря уже о том, что Джордж Лукас считает его «отцом «Звездных войн». Метод изображения невесомости был прост и дешев, но уже тогда можно было увидеть в  нем современную «Гравитацию». Его вездеход на воздушной подушке повторяется в «Звездных войнах». А уж лава в исполнении… теста с соседнего хлебозавода – кто еще мог бы до такого додуматься?

«2001: Космическая одиссея» (1969)

excavacion

Шедевр Стэнли Кубрика опередил свое время и стал предтечей ренессанса в спецэффектах, который произойдет только после выхода «Звездных войн». Но именно здесь модели космических кораблей были не только физически верно освещены, но и были сняты с помощью весьма грубой, но все же системы контроля движения камеры, по-настоящему превратившейся в технологию только в 1977 году. Уникальным изобретением стала фронт-проекция: метод проецирования ранее отснятого изображения  на специальный ретрорефлекторный экран из скочлайта, отражающий 100% световых лучей точнехонько в сторону их источника.

«Звездные войны» (1977)

star-wars-a-new-hope-image-1

Список кинематографистов, после просмотра этого шедевра выбравших кино своей профессией, будет размером с телефонную книгу. Среди них, например, Джеймс Кэмерон  и Джей Джей Абрамс. Именно на съемках этого проекта формировался весь кинематограф 80-х. 99% кадров со спецэффектами до «Звездных войн» были статичными. И только здесь кинематографисты научились снимать комбинированные кадры так, как снимают обычные сцены на улице – движущейся камерой. Сегодня мы считаем это в порядке вещей, потому что технологически кино стоит на плечах команды ILM, основанной Лукасом. Именно они довели до совершенства систему оптического композитинга и подарили миру возможность делать кадры невиданной доселе сложности.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

1026346907

Этот фильм – центральный в процессе революции технологии визуальных эффектов и их перехода на цифровые рельсы. Впервые с помощью компьютерной графики был создан полностью компьютерный персонаж. Если в своем предыдущем фильме «Бездна»Джеймс Кэмерон мог просто вырезать из фильма те несколько сцен, в которых присутствует компьютерная тварь, – если бы она не получилась, то здесь этого сделать было нельзя. Более того, он намеренно ввел в сюжет такого персонажа, зная, что технологии уже могут это осилить! То есть, в данном случае большая часть сюжета фильма родилась благодаря тому, что технология CGI (computer generated imagery, «компьютерная графика») уже существовала как часть кино. Именно этот фильм сделал возможным и «Парк юрского периода», и «Жизнь Пи», и «Книгу джунглей».

«Парк юрского периода» (1993)

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Park-yurskogo-perioda-Jurassic-Park-1993-1

Да, здесь всего 4 минуты компьютерных динозавров, всего 55 кадров с CGI, над которыми команда двух студий работала целый год. Но они стали настоящей революцией в визуальных эффектах: впервые кинематографисты воссоздали с помощью графики живое существо. До этого все создаваемые с помощью CGI объекты были нереалистичными, они состояли из воды или металла или пластика, иными словами, из неорганических материалов. Но здесь впервые на компьютере была воссоздана реалистичная кожа живых существ. Не говоря уже о том, что кинематографисты впервые столкнулись с проблемой «вписывания» компьютерных зверей в реальную среду.

«Аватар» (2009)

8eebd8f77a2701b30f1f779752a

Да, синие пришельцы на далекой-далекой планете сюжетно являются несколько вторичными, но технологически эта картина совершила квантовый скачок. Помимо разработки нескольких программ (например, MARI – программа для создания текстур, с помощью которых создавали реалистичную кожу жителей Пандоры, – совсем  нетривиальная задача), на этом проекте было внедрено несколько других разработок, кардинально изменивших возможности кинематографистов. И это не только технологии захвата движения и лицевой мимики. Главной разработкой здесь стала виртуальная камера – технология, позволяющая режиссеру видеть то, чего нет и никогда не будет в действительности, – виртуальные декорации, и вписывать в них живых актеров, равно как и компьютерных существ.

 «Жизнь Пи» (2012)

big_thumb_3f3538a3b5937ffecc660ae0e87951a6

Здесь впервые компьютерных животных стало невозможно отличить от настоящих. Один из главных персонажей фильма –компьютерный тигр – абсолютно реалистичен. Эта работа потребовала трех лет разработок в области создания компьютерной шерсти, взаимодействующей с компьютерной водой. Ни для одного фильма на то время не делали такого количества компьютерных симуляций.

 

Если говорить серьезно, всю историю развития кино технологий невозможно уложить в десяток картин, и между этими фильмами есть еще по несколько сотен очень важных. Но об этом мы поговорим в курсе лекций по истории спецэффектов.

Весна 17: курсы в честь 5-летия [ХПМТ]

Категории: Новости, Новости Школы

you
В честь своего пятилетия Высшая школа [ХПМТ] приглашает Вас посетить два курса, посвященных вопросам времени, оптики и технологий:

Смотреть, видеть, изображать: рождение образа в европейской живописи XV – XIX вв.

Занятия будут проходить с 6 апреля по 27 апреля по четвергам с 19.30 до 21.30

На курсе речь пойдет о перспективном ви́дении, возникшем в эпоху итальянского Ренессанса и его значении, об особенностях североевропейского визуального восприятия и его влиянии на изобразительную традицию, о науке и технологиях, оказавших воздействие на современную визуальную культуру и обусловивших формирование модернистской живописи.

Кино в цифровую эпоху

Занятия будут проходить с 01 апреля по 22 апреля по воскресеньям с 13.00 до 15.00

На курсе речь пойдет о драматургии видеоигр, визуальных интерфейсах программ, пиксельной парадигматике – и о том, как это использует новейший кинематограф.

Чтобы записаться на любой из них, сформулируйте в пяти-шести словах, что для вас значат живопись и(ли) кинематограф, и напишите об этом на своей странице в соцсети с тегами #хпмт и #пятьлетпятьслов – и мы с вами свяжемся. (Не забудьте сделать запись и свою страничку открытой для всех пользователей!)

Программы подготовлены совместно с Еврейским музеем и центром толерантности.
Занятия будут проходить по адресу: ул. Образцова, 11, стр.1, лит. А.
По окончании слушателям выдается сертификат о прохождении курса.

Весенняя школа 2017: программа повышения квалификации «Основы арт-менеджмента»

Категории: Новости, Новости Школы

Art_Museum-Of-Modern-Art-Moderna-Museet-57876 Программа предназначена для тех, кто хочет приобрести или усовершенствовать основные навыки работы менеджера художественных проектов, выставок и других событий в мире презентаций произведений искусства. Далее...

Весенняя школа 2017: программа повышения квалификации «История искусства»

Категории: Новости

art_Botticelli__Giuliano_de'_Medici_(Gemäldegalerie_Berlin)M Знание истории искусства нужно и специалистам практически всех гуманитарных профессий, и любому образованному человеку. Не зная общую историю искусства нельзя понимать современное искусство, один из важнейших приёмов которого состоит в отсылке к произведениям искусства прошлого.Далее...

Весенняя школа 2017: открыт набор на программы по истории музыки

Категории: Новости, Новости Школы

SONY DSC

Музыка — один из самых сложных видов искусства, о ней трудно говорить словами, ее, порой, непросто понять. В помощь любителям музыки, столкнувшимся с проблемой ее изучения и восприятия, желающим получить базовые знания по ее истории, предлагается данный курс.

Программа весеннего семестра включает в себя курсы:

История европейской музыкальной культуры (объем — 40 часов)

Занятия по четвергам с 23 марта по 25 мая, стоимость  - 11 000 р.

Преподаватель — Наталья Павлова

История джаза (объем — 24 часа)

Занятия по вторникам с 21 февраля по 28 марта, стоимость — 9 000 р.

Преподаватель - Кирилл Мошков

 

По окончании каждого из курсов выдается сертификат.

Занятия будут проходить с 19.10 до 22.20.

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Встреча с режиссером Филиппом Коршуновым

Категории: Киноклуб, Новости, Новости Школы

1 (1) 16 февраля (в четверг) в 19.30 в рамках программы «Сценарное мастерство и кинодраматургия» Высшей школы [ХПМТ] пройдет творческая встреча с режиссером Филиппом Коршуновым.Далее...

Закрытый показ рабочей версии фильма «Салют-7. История одного подвига».

Категории: Киноклуб

бакурадзе

Приглашаем вас стать участником фокус-группы на закрытом показе рабочей версии фильма «Салют-7. История одного подвига».

Фильм расскажет о событиях, произошедших летом 1985 года, когда Советская космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестала отвечать на сигналы, из центра управления полетом. Станция — гордость советской науки и космонавтики, а ее падение может обернуться человеческими жертвами.

После просмотра фильма пройдет обсуждение с продюсером фильма Бакуром Бакурадзе.

Фильм выйдет в российский прокат в апреле 2017 года.

Режиссер фильма — Клим Шипенко,

продюсеры: Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Антон Златопольский.

В главных ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Оксана Фандера, Мария Миронова, Любовь Аксенова.

Мы будем ждать вас в 11.45 на главной проходной РГГУ (ул. Чаянова, д. 15, вход напротив магазинов «Магнолия» и «Азбука вкуса»). 

Вход свободный, для регистрации заполните форму.

Появились вопросы? Нам можно позвонить 8-925-308-69-13 или написать:  ask.realskill@gmail.com