Десятка самых значимых фильмов в истории спецэффектов

Категории: Новости, Статьи

Специально для ВШ [ХПМТ] наша преподавательница, искусствовед и кинокритик Надежда Маркалова, составила топ фильмов, оказавших принципиальное влияние на развитие спецэффектов, и объяснила свой выбор.

Кино – один из самых технологичных видов искусства: самим своим рождением кинематограф обязан технологиям и научно-технической революции. Технологии становились такой же частью киноязыка, как звук, цвет или стерео 3D. Наш список – хронологический, потому что расставить ленты в порядке значимости не представляется возможным: при создании каждой использованы разработки, сделанные на предыдущей картине. Не будь первой, не было бы следующих.

 «Путешествие на Луну» (1902) – «Завоевание Полюса» (1912)

мельес

Короткометражки Жоржа Мельеса, отца спецэффектов, по праву занимают первую строчку нашего топа. Обычно вспоминают одну из ярчайших работ волшебника кино – «Путешествие на Луну», но технологически «Завоевание Полюса» как минимум не менее интересно: здесь у него применены движущаяся декорация и огромная марионетка. Эволюционно эта движущаяся декорация – предтеча сворачивающихся улиц «Начала», а огромная марионетка предвосхитила появление всех монстров в кино.

«Метрополис» (1926)

1454065720-56ab48382c902-013-metropolis-theredlist

Немой шедевр Фрица Ланга был большим шагом в плане технологий создания иллюзии на экране. Для его создания применили зеркально-перспективное совмещение, анимированные дорисовки, макеты с методом усиленной перспективы и – впервые в кино! – работающую рир-проекцию (технология проецирования ранее отснятого фонового изображения на полупрозрачный экран на просвет – то есть сзади этого экрана – для повторной его съемки в составе комбинированного кадра). Иными словами, технологически картина толкнула кинематографистов на новую ступень развития.

«Кинг-Конг» (1933)

King-Kong-03

В 1933 году эта картина была «Звездными войнами» своего времени. Для ее создания применили покадровую анимацию (а эволюционно покадровая анимация напрямую связана с динозварами «Парка юрского периода» и таким образом – с любой компьютерной анимацией существ и персонажей дня сегодняшнего), студия RKO впервые применила рир-проекцию, а также все другие известные на то время методы совмещения разных изображений. Фильм вдохновил на выбор профессии многих кинематографистов следующих поколений, самым ярким из которых был Рэй Харрихаузен.

«Планета бурь» (1961)

9929_original

Наш гений технической киномысли Павел Клушанцев намного опередил свое время. Еще в 1961 году он делал эффекты, над которыми позже ломал голову Стэнли Кубрик. Не говоря уже о том, что Джордж Лукас считает его «отцом «Звездных войн». Метод изображения невесомости был прост и дешев, но уже тогда можно было увидеть в  нем современную «Гравитацию». Его вездеход на воздушной подушке повторяется в «Звездных войнах». А уж лава в исполнении… теста с соседнего хлебозавода – кто еще мог бы до такого додуматься?

«2001: Космическая одиссея» (1969)

excavacion

Шедевр Стэнли Кубрика опередил свое время и стал предтечей ренессанса в спецэффектах, который произойдет только после выхода «Звездных войн». Но именно здесь модели космических кораблей были не только физически верно освещены, но и были сняты с помощью весьма грубой, но все же системы контроля движения камеры, по-настоящему превратившейся в технологию только в 1977 году. Уникальным изобретением стала фронт-проекция: метод проецирования ранее отснятого изображения  на специальный ретрорефлекторный экран из скочлайта, отражающий 100% световых лучей точнехонько в сторону их источника.

«Звездные войны» (1977)

star-wars-a-new-hope-image-1

Список кинематографистов, после просмотра этого шедевра выбравших кино своей профессией, будет размером с телефонную книгу. Среди них, например, Джеймс Кэмерон  и Джей Джей Абрамс. Именно на съемках этого проекта формировался весь кинематограф 80-х. 99% кадров со спецэффектами до «Звездных войн» были статичными. И только здесь кинематографисты научились снимать комбинированные кадры так, как снимают обычные сцены на улице – движущейся камерой. Сегодня мы считаем это в порядке вещей, потому что технологически кино стоит на плечах команды ILM, основанной Лукасом. Именно они довели до совершенства систему оптического композитинга и подарили миру возможность делать кадры невиданной доселе сложности.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

1026346907

Этот фильм – центральный в процессе революции технологии визуальных эффектов и их перехода на цифровые рельсы. Впервые с помощью компьютерной графики был создан полностью компьютерный персонаж. Если в своем предыдущем фильме «Бездна»Джеймс Кэмерон мог просто вырезать из фильма те несколько сцен, в которых присутствует компьютерная тварь, – если бы она не получилась, то здесь этого сделать было нельзя. Более того, он намеренно ввел в сюжет такого персонажа, зная, что технологии уже могут это осилить! То есть, в данном случае большая часть сюжета фильма родилась благодаря тому, что технология CGI (computer generated imagery, «компьютерная графика») уже существовала как часть кино. Именно этот фильм сделал возможным и «Парк юрского периода», и «Жизнь Пи», и «Книгу джунглей».

«Парк юрского периода» (1993)

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Park-yurskogo-perioda-Jurassic-Park-1993-1

Да, здесь всего 4 минуты компьютерных динозавров, всего 55 кадров с CGI, над которыми команда двух студий работала целый год. Но они стали настоящей революцией в визуальных эффектах: впервые кинематографисты воссоздали с помощью графики живое существо. До этого все создаваемые с помощью CGI объекты были нереалистичными, они состояли из воды или металла или пластика, иными словами, из неорганических материалов. Но здесь впервые на компьютере была воссоздана реалистичная кожа живых существ. Не говоря уже о том, что кинематографисты впервые столкнулись с проблемой «вписывания» компьютерных зверей в реальную среду.

«Аватар» (2009)

8eebd8f77a2701b30f1f779752a

Да, синие пришельцы на далекой-далекой планете сюжетно являются несколько вторичными, но технологически эта картина совершила квантовый скачок. Помимо разработки нескольких программ (например, MARI – программа для создания текстур, с помощью которых создавали реалистичную кожу жителей Пандоры, – совсем  нетривиальная задача), на этом проекте было внедрено несколько других разработок, кардинально изменивших возможности кинематографистов. И это не только технологии захвата движения и лицевой мимики. Главной разработкой здесь стала виртуальная камера – технология, позволяющая режиссеру видеть то, чего нет и никогда не будет в действительности, – виртуальные декорации, и вписывать в них живых актеров, равно как и компьютерных существ.

 «Жизнь Пи» (2012)

big_thumb_3f3538a3b5937ffecc660ae0e87951a6

Здесь впервые компьютерных животных стало невозможно отличить от настоящих. Один из главных персонажей фильма –компьютерный тигр – абсолютно реалистичен. Эта работа потребовала трех лет разработок в области создания компьютерной шерсти, взаимодействующей с компьютерной водой. Ни для одного фильма на то время не делали такого количества компьютерных симуляций.

 

Если говорить серьезно, всю историю развития кино технологий невозможно уложить в десяток картин, и между этими фильмами есть еще по несколько сотен очень важных. Но об этом мы поговорим в курсе лекций по истории спецэффектов.

Осенняя школа ХПМТ 2018: Менеджмент выставочных проектов

Категории: Новости, Новости Школы

Курс рассматривает практические аспекты реализации выставочных проектов с учетом особенностей российских реалий.

Слушатели научатся грамотно составлять бюджет проекта и узнают, как осуществляется поиск частного и государственного финансирования для его реализации.

Мы поговорим об особенностях и условиях сотрудничества с различными коммерческими и некоммерческими партнерами, включая конкретные выставочные площадки Москвы; познакомимся с типовыми документами, сопровождающими работу над любой выставкой (страховой полис, договор услуг, лицензионный договор, договор передачи авторского права и тп).

Посмотреть подробности и записаться можно на странице курса.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 03 ДЕКАБРЯ, окончание – 27 ДЕКАБРЯ.

Занятия будут проходить по понедельникам и четвергам с 19:10 до 22:20  .

Объем курса: 40 ак. часов.

Стоимость: 15 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: вестерн. эволюция жанра.

Категории: Новости

Вводный курс, в основе которого лежит 10 фильмов одного из самых популярных жанров в истории кинематографа – вестерна.

Неоспоримая притягательность сюжетов о Диком Западе, начавшаяся с «Большого ограбления поезда» и первых картин, связанных с именами Уильяма С. Харта и Тома Микса, и дошедшая до нас в современных фильмах и сериалах, уже далеким от вестерна в чистом виде, но содержащих в себе его легко узнаваемые «следы», которые под силу разглядеть внимательному зрителю.

Почему Луи Деллюк сравнивал вестерн с античной трагедией? Какое отношение к вестерну имеют Вальтер Беньямин и Джон Кавелти? Что такое формульные повествования, и как меняется эта формула? С чем соотносится с понятие фронтира, и какие изменения претерпевают атрибуты жанра «лошадь, револьвер и пара неизменных героев»? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в течение курса. Встречи будут посвящены истории возникновения «horse opera» и обретению популярности жанра за пределами Голливуда, а также теориям и практикам анализа.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 19 ноября, окончание – 13 декабря.

Занятия будут проходить по понедельникам и четвергам с 19:10 до 22:20.

Объем курса: 32 ак. часов.

Стоимость: 14 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: Что хотел сказать художник? Опыты интерпретации современного искусства

Категории: Новости

Порой кажется, что современное искусство – нечто смутное и далекое. А, между тем, мы ежедневно видим его, живем в нем, носим и даже едим, всячески соприкасаемся, не задумываясь о том, как это происходит. Многие концепции, сформулированные в сфере искусства, стали частью повседневной жизни, сформировали нынешнюю реальность и нас самих. Курс “Что хотел сказать художник? Опыты интерпретации современного искусства” знакомит с основными именами и направлениями, благодаря чему может послужить базовым навигатором по живописи, архитектуре, скульптуре и фотографии ХХ – ХХI вв.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 14 ноября, окончание – 19 декабря, кроме 21 ноября

Занятия будут проходить по средам с 19:10 до 22:20.

Объем курса: 20 ак. часов.

Стоимость: 10000 рублей

Стоимость со скидкой: 5000 рублей

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на экспресс-курс: Костюм и мода в системе культуры

Категории: Новости, Новости Школы

Авторский курс Бэллы Шапиро «Костюм и мода в системе культуры» предлагает творческое осмысление современных представлений о механизмах эволюции костюма и моды. Основные вопросы, которые будут рассмотрены в ходе лекций:

  • мода как объект изучения гуманитарных наук;
  • мода как культурно-исторический и эстетический феномен;
  • мода как взаимосвязь эстетики костюма и тела.

Содержание курса предполагает приобретение базовых навыков по идентификации костюма определенных культурно-исторических периодов.

Экспресс-курс рассчитан на 12 учебных часов. Он адресован слушателям с различным уровнем подготовки, в том числе учащимся старших классов и студентам младших курсов вузов, желающим получить специализацию в области истории культуры, музейного дела или искусствоведения.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 12 ноября, окончание – 26 ноября.

Занятия будут проходить по понедельникам с 19:10 до 22:20  

Объем курса: 12 ак. часов.

Стоимость: 8 000 рублей. Новая цена – 5000 рублей

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: Основы реставрации и переплета книг

Категории: Новости, Новости Школы

Реставрация книги — это довольно сложный и долговременный процесс, который требует знаний множества различных технологий и разнообразных методик. Емкая программа курса нацелена на освоение конкретных практических навыков реставрации книг.Далее...

Осенняя школа 2018: основы выставочной деятельности

Категории: Новости, Новости Школы

Курс предполагает глубокое знакомство с основными этапами организации и ведения выставочных проектов: разработка концепции выставки, процесс получения произведений из российских и зарубежных организаций, оформление договоров, разрешений на выдачу экспонатов и другой документации. Далее...

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: История мирового кино

Категории: Новости, Новости Школы

История мирового кино огромна. Россыпи фильмов и имён завораживают, увлекают и… не кончаются. Из-за спин одних классиков выглядывают другие, кинематографии самых неочевидных стран вдруг достигают небывалого взлёта, а самая проходная картина таит в себе поразительные сцены.Далее...

Осенняя школа 2018: история современного искусства

Категории: Новости, Новости Школы

Приглашаем на курс Александры Даниловой, посвященный истории современного искусства (contemporary art).

Программа курса строится как изложение истории искусства  второй половины ХХ столетия с позиций современной художественной ситуации, когда любой эпизод истории, деятельность художника оцениваются с точки зрения сформулированных художественно-эстетических концепций и их значения для актуальной  художественной ситуации и процесса развития культуры в целом.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 22 октября, окончание – 26 ноября.

Занятия будут проходить по понедельникам с 19:10 до 21:50 (кроме 05 ноября).

Объем курса: 20 ак. часов.

Стоимость: 11 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: христианская иконография

Категории: Новости, Новости Школы

В рамках курса слушатели рассмотрят этапы развития христианского искусства и факторы, определяющие своеобразие каждого из этих этапов и влияющие на развитие иконографии.Далее...