Десятка самых значимых фильмов в истории спецэффектов

Категории: Новости, Статьи

Специально для ВШ [ХПМТ] наша преподавательница, искусствовед и кинокритик Надежда Маркалова, составила топ фильмов, оказавших принципиальное влияние на развитие спецэффектов, и объяснила свой выбор.

Кино – один из самых технологичных видов искусства: самим своим рождением кинематограф обязан технологиям и научно-технической революции. Технологии становились такой же частью киноязыка, как звук, цвет или стерео 3D. Наш список – хронологический, потому что расставить ленты в порядке значимости не представляется возможным: при создании каждой использованы разработки, сделанные на предыдущей картине. Не будь первой, не было бы следующих.

 «Путешествие на Луну» (1902) – «Завоевание Полюса» (1912)

мельес

Короткометражки Жоржа Мельеса, отца спецэффектов, по праву занимают первую строчку нашего топа. Обычно вспоминают одну из ярчайших работ волшебника кино – «Путешествие на Луну», но технологически «Завоевание Полюса» как минимум не менее интересно: здесь у него применены движущаяся декорация и огромная марионетка. Эволюционно эта движущаяся декорация – предтеча сворачивающихся улиц «Начала», а огромная марионетка предвосхитила появление всех монстров в кино.

«Метрополис» (1926)

1454065720-56ab48382c902-013-metropolis-theredlist

Немой шедевр Фрица Ланга был большим шагом в плане технологий создания иллюзии на экране. Для его создания применили зеркально-перспективное совмещение, анимированные дорисовки, макеты с методом усиленной перспективы и – впервые в кино! – работающую рир-проекцию (технология проецирования ранее отснятого фонового изображения на полупрозрачный экран на просвет – то есть сзади этого экрана – для повторной его съемки в составе комбинированного кадра). Иными словами, технологически картина толкнула кинематографистов на новую ступень развития.

«Кинг-Конг» (1933)

King-Kong-03

В 1933 году эта картина была «Звездными войнами» своего времени. Для ее создания применили покадровую анимацию (а эволюционно покадровая анимация напрямую связана с динозварами «Парка юрского периода» и таким образом – с любой компьютерной анимацией существ и персонажей дня сегодняшнего), студия RKO впервые применила рир-проекцию, а также все другие известные на то время методы совмещения разных изображений. Фильм вдохновил на выбор профессии многих кинематографистов следующих поколений, самым ярким из которых был Рэй Харрихаузен.

«Планета бурь» (1961)

9929_original

Наш гений технической киномысли Павел Клушанцев намного опередил свое время. Еще в 1961 году он делал эффекты, над которыми позже ломал голову Стэнли Кубрик. Не говоря уже о том, что Джордж Лукас считает его «отцом «Звездных войн». Метод изображения невесомости был прост и дешев, но уже тогда можно было увидеть в  нем современную «Гравитацию». Его вездеход на воздушной подушке повторяется в «Звездных войнах». А уж лава в исполнении… теста с соседнего хлебозавода – кто еще мог бы до такого додуматься?

«2001: Космическая одиссея» (1969)

excavacion

Шедевр Стэнли Кубрика опередил свое время и стал предтечей ренессанса в спецэффектах, который произойдет только после выхода «Звездных войн». Но именно здесь модели космических кораблей были не только физически верно освещены, но и были сняты с помощью весьма грубой, но все же системы контроля движения камеры, по-настоящему превратившейся в технологию только в 1977 году. Уникальным изобретением стала фронт-проекция: метод проецирования ранее отснятого изображения  на специальный ретрорефлекторный экран из скочлайта, отражающий 100% световых лучей точнехонько в сторону их источника.

«Звездные войны» (1977)

star-wars-a-new-hope-image-1

Список кинематографистов, после просмотра этого шедевра выбравших кино своей профессией, будет размером с телефонную книгу. Среди них, например, Джеймс Кэмерон  и Джей Джей Абрамс. Именно на съемках этого проекта формировался весь кинематограф 80-х. 99% кадров со спецэффектами до «Звездных войн» были статичными. И только здесь кинематографисты научились снимать комбинированные кадры так, как снимают обычные сцены на улице – движущейся камерой. Сегодня мы считаем это в порядке вещей, потому что технологически кино стоит на плечах команды ILM, основанной Лукасом. Именно они довели до совершенства систему оптического композитинга и подарили миру возможность делать кадры невиданной доселе сложности.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

1026346907

Этот фильм – центральный в процессе революции технологии визуальных эффектов и их перехода на цифровые рельсы. Впервые с помощью компьютерной графики был создан полностью компьютерный персонаж. Если в своем предыдущем фильме «Бездна»Джеймс Кэмерон мог просто вырезать из фильма те несколько сцен, в которых присутствует компьютерная тварь, – если бы она не получилась, то здесь этого сделать было нельзя. Более того, он намеренно ввел в сюжет такого персонажа, зная, что технологии уже могут это осилить! То есть, в данном случае большая часть сюжета фильма родилась благодаря тому, что технология CGI (computer generated imagery, «компьютерная графика») уже существовала как часть кино. Именно этот фильм сделал возможным и «Парк юрского периода», и «Жизнь Пи», и «Книгу джунглей».

«Парк юрского периода» (1993)

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Park-yurskogo-perioda-Jurassic-Park-1993-1

Да, здесь всего 4 минуты компьютерных динозавров, всего 55 кадров с CGI, над которыми команда двух студий работала целый год. Но они стали настоящей революцией в визуальных эффектах: впервые кинематографисты воссоздали с помощью графики живое существо. До этого все создаваемые с помощью CGI объекты были нереалистичными, они состояли из воды или металла или пластика, иными словами, из неорганических материалов. Но здесь впервые на компьютере была воссоздана реалистичная кожа живых существ. Не говоря уже о том, что кинематографисты впервые столкнулись с проблемой «вписывания» компьютерных зверей в реальную среду.

«Аватар» (2009)

8eebd8f77a2701b30f1f779752a

Да, синие пришельцы на далекой-далекой планете сюжетно являются несколько вторичными, но технологически эта картина совершила квантовый скачок. Помимо разработки нескольких программ (например, MARI – программа для создания текстур, с помощью которых создавали реалистичную кожу жителей Пандоры, – совсем  нетривиальная задача), на этом проекте было внедрено несколько других разработок, кардинально изменивших возможности кинематографистов. И это не только технологии захвата движения и лицевой мимики. Главной разработкой здесь стала виртуальная камера – технология, позволяющая режиссеру видеть то, чего нет и никогда не будет в действительности, – виртуальные декорации, и вписывать в них живых актеров, равно как и компьютерных существ.

 «Жизнь Пи» (2012)

big_thumb_3f3538a3b5937ffecc660ae0e87951a6

Здесь впервые компьютерных животных стало невозможно отличить от настоящих. Один из главных персонажей фильма –компьютерный тигр – абсолютно реалистичен. Эта работа потребовала трех лет разработок в области создания компьютерной шерсти, взаимодействующей с компьютерной водой. Ни для одного фильма на то время не делали такого количества компьютерных симуляций.

 

Если говорить серьезно, всю историю развития кино технологий невозможно уложить в десяток картин, и между этими фильмами есть еще по несколько сотен очень важных. Но об этом мы поговорим в курсе лекций по истории спецэффектов.

Осенняя школа 2018: основы выставочной деятельности

Категории: Новости, Новости Школы

Курс предполагает глубокое знакомство с основными этапами организации и ведения выставочных проектов: разработка концепции выставки, процесс получения произведений из российских и зарубежных организаций, оформление договоров, разрешений на выдачу экспонатов и другой документации. Далее...

Осенняя школа 2018: история современного искусства

Категории: Новости, Новости Школы

Приглашаем на курс Александры Даниловой, посвященный истории современного искусства (contemporary art).

Программа курса строится как изложение истории искусства  второй половины ХХ столетия с позиций современной художественной ситуации, когда любой эпизод истории, деятельность художника оцениваются с точки зрения сформулированных художественно-эстетических концепций и их значения для актуальной  художественной ситуации и процесса развития культуры в целом.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 22 октября, окончание – 26 ноября.

Занятия будут проходить по понедельникам с 19:10 до 21:50 (кроме 05 ноября).

Объем курса: 20 ак. часов.

Стоимость: 11 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Открыт набор на курс: христианская иконография

Категории: Новости, Новости Школы

В рамках курса слушатели рассмотрят этапы развития христианского искусства и факторы, определяющие своеобразие каждого из этих этапов и влияющие на развитие иконографии.Далее...

Осенняя школа 2018: история джаза

Категории: Новости, Новости Школы

Курс познакомит слушателей с одним из самых ярких музыкальных направлений XX века. Вы узнаете как джаз сформировался в качестве отдельного вида музыкального искусства, каким образом развивался, почему может рассматриваться как ключевой элемент музыкальной (и — шире — культурной) истории двадцатого века и в каких направлениях продолжает развиваться в веке двадцать первом.Далее...

Осенняя школа 2018: выходной с импрессионистами в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Категории: Новости, Новости Школы

Занятие будет проходить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. ГМИИ им. Пушкина. Мы поговорим об основных направлениях искусства XIX века, о том, откуда появились импрессионисты и какие явления в культуре и обществе способствовали возникновению модернизма. Вспомним историю импрессионизма и постимпрессионизма и основных представителей этих направлений. Поговорим о коллекции ГМИИ и о людях, ее собиравших.

Занятие будет проходить в воскресенье, 07.10.2018 с 14:00 до 19:00.
14.00 – 15.50  лекция в залах
15.50 – 16.00 вопросы и осуждение
16.00 – 16.45 перерыв
16.45- 18.45 лекция в залах
18.45 – 19.00 вопросы и обсуждение

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Стоимость: 4 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

 

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018: философия искусства

Категории: Новости, Новости Школы

На лекциях будет воссоздана ретроспектива наиболее влиятельных философских взглядов на искусство – от античности до современной аналитической философии и постструктурализма. Мы проследим возникновение искусства, как концепции; выясним соотношение философии искусства, теории искусства и эстетики; рассмотрим различные виды искусств и обозначим наиболее важные проблемы с точки зрения современной эстетики. Особое внимание будет уделено месту философии в опыте современного искусства и в диапазоне современной критической теории.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 04 октября, окончание – 20 декабря.

Занятия будут проходить по четвергам с 19:10 до 21:50.

Объем курса: 40 ак. часов.

Стоимость: 18 000 рублей, стоимость со скидкой – 12 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018: фандрайзинг

Категории: Новости, Новости Школы

Как не существует предела совершенству, так и выставочному проекту никогда не будут лишними дополнительные ресурсы. Фандрейзинг – привлечение внешнего финансирования, а также товаров и услуг под выставочный проект. Грамотный фандрейзинг – обязательный этап проведения любой без исключения выставки, позволяющий привлечь финансовые, материальные и информационные ресурсы для приведения проекта на качественно более высокий уровень. Привлеченные спонсоры должны гармонично вписываться в проект, не нанося вред его восприятию. Работа со спонсорами включает составление пула потенциальных спонсоров, написание спонсорских писем, предложений, заключение договоров, интеграцию бренда спонсора в проект, подготовку отчетов и закрывающих документов.

В ходе курса слушатели рассмотрят полный цикл работы со спонсорами: от формирования спонсорского предложения до подготовки отчета об использовании привлеченных средств. Минимум теории, максимум реальных спонсорских пакетов, принесших денег; рассмотрение подводных камней и тонкостей, ожидающих в реальности.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 03 октября, окончание – 24 октября.

Занятия будут проходить по средам с 19:10 до 22:20.

Объем курса: 16 ак. часов.

Стоимость: 10 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com

Осенняя школа 2018. Подготовительный курс для абитуриентов: рисунок

Категории: Новости, Новости Школы

Подготовительный курс для абитуриентов, поступающих на направление «дизайн»: рисунок — это цикл теоретических и практических занятий по академическому рисунку, который не только поможет вам развить свой творческий потенциал, но и подготовить портфолио для поступления в бакалавриат.

Вы узнаете, как правильно выбирать материалы для рисования, научитесь правильно передавать форму предметов в различных ракурсах, наносить тени и полутона, познакомитесь с основами моделирования и правилами изображения предметов на плоскости. Преподаватель углубленно разберет со слушателями законы перспективы, конструктивное построение и свето-теневую моделировку. Кроме того, параллельно вы узнаете о разных направлениях в искусстве и эволюции художественного стиля.

Практические занятия будут проводиться с учетом уже имеющихся у слушателей знаний и навыков.

По окончании программы выдается сертификат РГГУ.

Начало занятий – 01 октября, окончание – 26 ноября.

Занятия будут проходить по понедельникам с 18:00 до 20:00 (кроме 05 ноября).

Объем курса: 32 ак. часов.

Стоимость: 11 000 рублей.

Для записи нужно заполнить форму

Заинтересовал курс? Появились вопросы?

Нам можно позвонить

8-925-308-69-13

или написать:  ask.realskill@gmail.com