Византийское искусство составляет важнейшую часть мирового культурного наследия. Поскольку Византийская империя прекратила свое существование в 1453 г., одним из первостепенных источников наших знаний о ней являются постройки, прежде всего, храмы, сохранившиеся полностью или фрагментарно на ее бывших территориях – в современных Турции, Греции, Италии, Сирии, Ливане, Египте, Балканских странах – и великолепные произведения искусства (иконы, рукописи, эмали и т.д.), хранящиеся ныне в музеях по всему миру. Волею судеб Византия стала наследницей античной культуры со всем присущим ей богатством содержания и форм. Именно поэтому искусство Византии на протяжении всей ее истории было основано на классических художественных принципах. Во все века своего существования оно оказывало огромное влияние на искусство других стран христианского мира.

Тематический план курса:

Лекция 1:

Введение. Рождение христианской культуры в недрах античной. Особенности христианского миропонимания и отношение первых христиан к памятникам изобразительного искусства. Черты византийской культуры: классические художественные принципы, антропоцентризм, стремление к одухотворению материальных форм и др.
Раннехристианское искусство: росписи катакомб, рельефы саркофагов, произведения декоративно-прикладного искусства.

Лекция 2:

Архитектура IV–VI вв.: центрические постройки и здания базиликального типа. Раннехристианские постройки на Востоке и Западе византийского мира.
Мозаики IV – начала VI в. в Риме, Фессалонике, Неаполе.

Лекция 3:

София Константинопольская и храм Сергия и Вакха. Мозаики и фрески VI – VIII вв. в Равенне, Риме, Порече и др.

Лекция 4:

Эпоха иконоборчества: идеологические предпосылки и итоги споров о возможности существования священных образов.
Мозаики второй половины IX в.
Возрождение интереса к античной культуре, македонский ренессанс.

Лекция 5:

Архитектура крестово-купольного храма.
Сложение системы украшения крестово-купольного храма.
Крупнейшие мозаические и фресковые ансамбли XI в.: Осиос Лукас в Фокиде, София Киевская, Неа Мони на Хиосе.

Лекция 6:

Книжная миниатюра 2-й пол. XI в., времени высочайшего расцвета этого вида искусства.
Памятники классического стиля: мозаики Дафни, фрески Бачковской костницы; мозаические ансамбли Сицилии XII в.

Лекция 7:

Стиль византийского искусства 2-й половины XII в. (экспрессивный, динамический, позднекомниновский маньеризм): фрески церквей в Нерези, Курбиново, Касторье
Иконы XII в.
Разграбление Константинополя участниками IV крестового похода. Пала д’Оро.

Лекция 8:

Иконопись эпохи крестоносцев.
Фресковые ансамбли XIII в. на территории Сербии и Македонии (в Студенице, Милешево, Сопочанах, Охриде).

Лекция 9:

Палеологовский ренессанс. Мозаики начала XIV в.
Иконопись палеологовского периода.
Архитектура и фресковые ансамбли 2-й пол. XIV – 1-й пол. XV в.