Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков: мир – театр или жизнь как синтез искусств.

Большинство из нас, на просьбу назвать трех величайших гениев эпохи Ренессанса ответят, не задумываясь: «Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело», не так ли? В зависимости от уровня насмотренности и начитанности можно пополнить этот список и «накидать» еще с десяток имен. А какие первые ассоциации возникают у зрителя при упоминании XVII века? Какие имена мастеров живописи, скульптуры и архитектуры всплывают в памяти? Кого назвать: Рембрандта или Рубенса, Караваджо или, может быть, Веласкеса? А как же скульптур Лоренцо Бернини? А архитекторы Версаля? Но ведь строительство этого дворцового комплекса перешло и в XVIII столетие. Так что же это – барокко или рококо? Или ни то, ни другое? Сложность в попытке систематизации западноевропейского искусства XVII-XVIII веков заключается в том, что оно пришло на смену нарушенному стилистическому единству, свойственному предшествующей эпохе Ренессанса. Наиболее емко дух этого времени удалось выразить испанскому поэту Кальдерону де ла Барке в аллегорической пьесе «Великий театр мира», впервые поставленной в 1645 году. Метафора «мир как театр», безусловно, доминировала на протяжении всего периода с конца XVI и до конца XVIII столетия.

Хронологические рамки нашего курса охватывают период с 1590-х по 1790-е годы. Мы познакомимся с произведениями архитектуры, скульптуры и живописи ведущих национальных школ – Италии, Испании, Фландрии, Франции, Голландии и Англии. Уникальность предлагаемой формы обучения заключается в том, что мы совместим лекционные занятия с экскурсиями и практической частью в залах ГМИИ им. Пушкина.

Нашей общей целью будет проникнуться духом этих двух столетий настолько, чтобы без труда разбираться во всем многообразии и противоречиях стилей и направлений, и подготовить собственное сознание к восприятию еще более сложного искусства XIX века.

Лекции читает сотрудник ГМИИ им. Пушкина, преподаватель кафедры теории и истории искусства РГГУ Езерницкая Анна Борисовна.