Цикл лекций ориентирован на всех, кто интересуется историей кино и хочет знать, как сделана классика. В кратком курсе об американской киноиндустрии и ее трансформации в 1940-1970-е годы мы поговорим об особенностях американского способа киноповествования, устойчивых жанровых структурах и их трансформациях. Посмотрим, как сделано кино – как использована повествовательная структура “кино в кино” в разные годы, и зачем вообще она нужна. В завершение углубимся в историю понятия «Новый Голливуд», и выясним, где правда и вымысел, и каковы трактовки и рамки этого явления.

Темы занятий:

1. Забытый нуар: классика («Касабланка», «Риф Ларго», «Милдред Пирс», «Сильная жара»).
Американская киноиндустрия и ее трансформации в 1930-1940-е годы. Фильм нуар – жанр или стиль? Становление направления в 30-40-е годы XX века: эстетические предшественники (1930-е) и последователи (1950-70-е) «черного фильма» во Франции, США, Германии. Классические образцы жанра в 1940-е годы.

Комментированный показ: «Риф Ларго» (1948).

2. Как сделано кино: американская киноиндустрия и ее трансформации в 1950-е годы.
Американская киноиндустрия и ее трансформации в 1950-е годы. Особенности американского способа киноповествования, устойчивые жанровые структуры. Повествовательная структура «кино в кино” как прием, эволюция приема, функция метаописательности в развитии экранной выразительности и в истории кино. Роль Уйалдера в трансформации 50-х. Роль Кёрка Дугласа в трансформации «продюсерского» кино 50-х.

Комментированные показы: «Сансет бульвар», 1950, реж. Б.Уайлдер;  «Красивые и злые», 1952, реж. В.Минелли.

3. Неореализм по-американски: «Гроздья гнева», «Асфальтовые джунгли», «Трамвай Желание», «В порту», «Марти»,«Бунтарь без причины».
Голливуд как система. “Охота на ведьм”. Документализм и влияние неореализма в американском кино 1940-50-х гг., конец «черного фильма». Олицетворение нового американского героя: Марлон Брандо, Джеймс Дин. Обыватель как послевоенный герой. Романная форма повествования как альтернатива жанровой условности.

Комментированные показы: «Асфальтовые джунгли», 1950, реж. Д.Хьюстон; «В порту».

4. Новый Голливуд: Голливуд 1960-70-х: стиль ретро, новая драматургия и новое режиссерское поколение.
История понятия «Новый Голливуд», правда и вымысел, трактовки и рамки явления. Первая «волна» новой режиссуры, 1964-1973 гг.: Н.Джуисон, М.Николс, А.Пенн, М.Скорсезе, С.Поллак.
Новый Голливуд 1969-1978: стиль «ретро», новая драматургия, новое актерское и режиссерское поколение (Богданович, Лукас, Спилберг, Аллен). Конец студийной системы, конец концепции «героическое», обновление жанровых структур и киноэстетики.

Комментированные показы: Норман Джуисон, «В разгар ночи»/ Артур Пенн («Погоня», «Ресторан Элис» (в зависимости от доступности копии); «Беспечный ездок»; Джордж Лукас («Американские граффити»); Сидни Поллак («Ийеремия Джонсон»).