Возрождение (или Ренессанс) – одна из самых коротких эпох в истории искусства с точки зрения продолжительности, и одна из самых плодотворных и по количеству мастеров, навсегда вписавших свое имя в историю европейского искусства, и по количеству открытий, перевернувших представление зрителя о том, что есть произведение искусства, каким законам оно подчиняется, и как искусство может помочь познанию мира. Переломный характер этой эпохи, когда средневековый аскетизм и пренебрежение материальной стороной явлений сменяется интересом к миру и человеку, как нельзя полнее отразился в искусстве и Италии, и заальпийской Европы.

***

Программа курса:

Первое занятие. 13.11.2018

Тема 1. Введение в искусство эпохи Ренессанса.

Что такое Возрождение. Отличия итальянского и северного Ренессансов. Предпосылки возникновения искусства Ренессанса в Италии и в заальпийской Европе. Периодизация итальянского Ренессанса.

Тема 2. Искусство Италии XIV века.

Проторенессанс в Италии. Скульптуры Никколо Пизано. Мозаики и фрески Торрити и Каваллини. Творчество Джотто как переломный пункт в истории итальянской живописи. Сиенская школа от Дуччо до братьев Лоренцетти. Кризис эпохи треченто и искусство Италии второй половины XIV века.

Тема 3. Архитектура XV века в Италии.

Филиппо Брунеллески – «отец-основатель» ренессансной архитектуры. От первой светской постройки до купола Санта-Мария-делла-Фьоре. Архитектурные проекты Альберти во Флоренции, Мантуе и Римини. Создатели резиденции Монтефельтро в Урбино Лучано де Лаурано и Франческо ди Джорджо Мартини. Идеальные города эпохи Ренессанса. Донато Браманте и начало Высокого Возрождения.

Второе занятие. 20.11.2018

Тема 4. Архитектура Италии XVI века.

Строительство собора св. Петра – от Браманте до Микеланджело и Доменико Фонтана. Ансамбль Капитолийского холма и другие архитектурные постройки Микеланджело. Архитектура Венеции – от Якопо Сансовино до Андреа Палладио. Феномен палладианства.

Тема 5. Скульптура Италии XVXVI веков.

Донателло – «первый ренессансный скульптор». Совместные проекты Донателло и Микелоццо. Лоренцо Гиберти и конкурс на создание дверей флорентийского баптистерия. Майолика семейства делла Роббиа. Кантории делла Роббиа и Донателло. Два конных монумента эпохи – Донателло (в Падуе) и Вероккио (в Венеции). Андреа Вероккио и скульптура второй половины XV века. Скульптурные работы Микеланджело – от ватиканской Пьеты до ансамбля в капелле Медичи Сан-Лоренцо.

Третье занятие. 27.11.2018

Тема 6. Живопись Флоренции в период раннего итальянского Ренессанса.

Мазаччо и начало ренессансной живописи в Италии. Современники и последователи Мазаччо – от фра Анджелико до Паоло Уччелло. Вторая половина века – мастерские Вероккио, Поллайоло и Гирландайо. Творчество Боттичелли.

Тема 7. Живопись центральной и северной Италии эпохи высокого и позднего Возрождения.

Творчество Леонардо да Винчи. Мастер из Борго сан Сеполькро Пьеро делла Франческа. Позднее флорентийское Возрождение – Андреа дель Сарто, Якопо Понтормо, Аньоло Бронзино и Джорджо Вазари.

Тема 8. Живопись Рима конца XVXVI веков.

Станковые работы Рафаэля. Вилла Фарнезина и росписи капеллы Киджи Санта-Мария дель Пополо. Ватиканские станцы Рафаэля. Сикстинская капелла – от росписей на стенах в 1480-е до «Страшного суда» Микеланджело. Джулио Романо – представитель римского маньеризма.

Четвертое занятие. 04.12.2018

Тема 9. Живопись венецианского Ренессанса XV – начала XVI вв.

Отличие венецианского Ренессанса – влияние Византии, климат, который обуславливает развитие масляной живописи, тесные торговые связи с Нидерландами. Венеция как школа колористики. Муранская школа – Виварини, Кривелли. Влияние Мантеньи на венецианскую живопись. Школа Риальто. Семья Беллини. Творчество Джованни Беллини как апофеоз раннего венецианского Возрождения.

Тема 10. Живопись венецианского Ренессанса XVI века.

Ученики братьев Беллини. От Витторе Карпаччо до Лоренцо Лотто. Тициан – «последний титан венецианского Ренессанса». Поздний Ренессанс в Венеции – Бассано, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Пятое занятие. 11.12.2018

Тема 11. Основоположники «золотого века» в Нидерландах.

Истоки северного Ренессанса – франко-фламандская миниатюра и скульптуры Клауса Слютера. Начало Северного Ренессанса – творчество братьев ван Эйк и Робера Кампена. Гентский алтарь – начало арс нова на территории Бургундского герцогства.

Тема 12. Расцвет ранней нидерландской живописи в XV веке.

Творчество Рогира ван дер Вейдена. Работы Мемлинга как продолжение традиций Яна ван Эйка в Брюгге. Дирк Боутс и «Алтарь святых таинств» в церкви св. Петра города Левена. Алтари Хуго ван дер Гуса и Гертгена тот Синт Янса. Рубеж столетий – творчество Иеронима Босха.

Шестое занятие. 18.12.2018

Тема 13. Романизм в нидерландской живописи XVI века.

Школа Брюгге – от Давида и Провоста до семьи Поурбусов. Живопись Антверпена – от Мабюза и Квентина Массейса до Франса Флориса. Предшественники натюрморта – Питер Артсен и Йоахим Бейкелар. Творчество Хендрика Гольциуса.

Тема 14. Рождение пейзажа в нидерландской живописи XVI века.

Ян ван Эйк и Иероним Босх как предтечи пейзажной живописи Нидерландов. Йоахим Патинир, Лукас Лейденский, Корнелиус Массейс – первые мастера пейзажа в Нидерландах XVI века.

Тема 15. Питер Брейгель старший – от алтаря к станковой картине.

Ранние годы. Издательский дом «На четырех ветрах» – гравюры Брейгеля. Работы рубежа 1550-60-х годов. Цикл картин «Времена года». Религиозные сюжеты в творчестве Брейгеля. Поздняя живопись Брейгеля как отражение политической ситуации в Нидерландах накануне 80-летней войны с Испанией.

Седьмое занятие. 25.12.2018

Тема 16. Ренессанс в Германии: Дюрер и Кранах старший.

Альбрехт Дюрер – великий новатор немецкого искусства. Влияние на Дюрера нидерландского и итальянского Ренессансов. Светская и религиозная живопись Дюрера. Творчество Лукаса Кранаха старшего: мифологические и библейские сюжеты, сцены охоты и портреты современников. Гравюры и рисунки Дюрера и Кранаха старшего. Влияние работ Кранаха на художников Дунайской школы, Саксонии и Баварии.

Тема 17. Из Германии в Англию: семья Гольбейнов.

Творчество Ганса Гольбейна старшего – переходный период от средневекового искусства к эпохе Ренессанса. Старший сын – Амброзиус Гольбейн. Переезд братьев Гольбейн в Базель, встреча с Эразмом Роттердамским и другими немецкими и нидерландскими гуманистами. Английские периоды в творчестве Ганса Гольбейна младшего. От реалистического портрета к портрету репрезентативному.

Тема 18. На переломе от готики к маньеризму.

Матиас Грюневальд – пластика человека-дерева в Изенгеймском алтаре и экспрессия цвета. Ханс Бальдунг Грин – эстетическое осмысление мира, маньеристические элементы в позднем творчестве мастера. Дунайская школа – фантастические феерии Альтдорфера, рождение пейзажа в немецком искусстве.

Восьмое занятие. 27.12.2018

Тема 19. Французские миниатюристы как предтечи французского Возрождения.

От Жана Пюсселя до мастера часослова маршала Бусико – нарастание тенденции выстраивать миниатюру как картинное пространство. Братья Лимбурги и другие авторы «Великолепного часослова герцога Беррийского» – эволюция миниатюры в XV веке.

Тема 20. Турская школа.

Жан Фуке – лидер Турской школы французского Ренессанса. Влияние на Фуке итальянских и немецких мастеров XV века. Часословы Фуке и его живопись – от «Меленского диптиха» до «Портрета Гонеллы».

Тема 21. Авиньонская школа.

Расцвет провансальской живописи во время правления Рене Доброго. Предтеча Авиньонской школы – Ангерран Картон. Французский Ренессанс в Провансе: мастер Благовещения из Экса и творчество Никола Фромана.

Тема 22. Искусство французского Ренессанса в XVI веке.

Эпоха Франциска I. Династия Клуэ. Усиление влияние итальянского Ренессанса на французское искусство первой половины XVI в. Первая и вторая школы Фонтенбло.