Курс призван дать общее представление об искусстве и культуре Южной Азии с древности до Нового времени; он предполагает знакомство с основными вехами истории, ключевыми памятниками и явлениями индийской архитектуры, скульптуры и живописи. Это, безусловно, непростая задача, сопоставимая с попыткой рассказать об искусстве Европы «от бизона до Барбизона» за то же время. Осложняется задача и тем, что в Индии многолики не только боги, герои и демоны, но и сама она поражает удивительным многообразием: географическим, этническим, языковым, культурным. Однако без понимания индийской художественной традиции будет сложно разобраться не только в искусстве граничащих с Индостаном Юго-Восточной Азии и Гималайского региона, но также и Дальнего Востока, и степного пояса Евразии (Монголии, Бурятии, Калмыкии), куда дыхание Индии пришло вместе с буддизмом.

Программа курса:

  • География и периодизация искусства Южной Азии. Основные регионы полуострова Индостан, их общая характеристика и специфика развития. Языки, религии. Этапы изучения и особенности периодизации древнего и средневекового искусства Индии. Некоторые основные коллекции индийского искусства. Цивилизация долины Инда: Мохенджо-Даро, Хараппа, Лотхал. История открытия и изучения. Высокоразвитая городская культура, связи с другими древневосточными очагами цивилизации (Междуречье, БМАК). Печати, проблема расшифровки письменности. Скульптура. Т.н. «ведийский» период: современные представления о миграциях индоарийских племён. Ведийский корпус текстов: состав, пантеон, роль устной традиции, связь с ритуалом. Алтарь и юпа (столб) как предшественники некоторых архитектурных форм последующих эпох.

 

  • Искусство династии Маурья (также династий Шунга, Сатавахана). Первые известные образцы буддийского искусства. Буддизм: зарождение, основные характеристики начального этапа развития (до рубежа н.э.). Формирование традиции буддийского паломничества и почитания реликвий. Ступа: генезис, структура, семантика; рельефы ступы Бхархута и ступы №1 Санчи. Колонны Ашоки, круглая скульптура. Рельефы ступы в Амаравати.

 

  • Искусство Кушанской эпохи. Сложение антропоморфных образов Будды, бодхисаттв. Художественные центры: Гандхара, Матхура, Амаравати. Гандхара: пограничная территория, перекрёсток культур, восприятие эллинистической изобразительной традиции. Скульптурная традиция Гандхары: особенности стиля и иконографии изображений Будды, бодхисаттв, сюжетные композиции в рельефном декоре ступ. Генезис формы ступы, архитектура монастырских комплексов (Тахт-и-Бахи, Джаулиан). Буддийское (Кара-тепе, Бамиан) и эллинистическое (Беграм, Ниса) искусство на территории Афганистана и Центральной Азии. Скульптура Матхуры: образцы до-кушанской и кушанской пластики. Стилевые и иконографические особенности изображения Будды в традициях Матхуры и Амаравати в сравнении с гандхарской.

 

  • Искусство эпохи Гуптов. Пещерные храмы и храмовые комплексы: генезис, структура, типология. Развитие форм от пещер Барабара – к комплексу в Кондане. Чайтья, чайтьягриха, вихара. Чайтьягрихи в Бхадже и Карли: изменения в структуре и оформлении храмов. Комплекс пещер Аджанты: история изучения, этапы сложения комплекса. Появление нового типа: вихара (зал собраний) со святыней (чайтьей) в удалённой от входа нише. Живопись Древней Индии. Росписи Аджанты: типология, стиль, средства выразительности, техника, сюжеты. Живопись Сигирии (Шри-Ланка).

 

  • Храмовая архитектура и скульптура Индии раннего средневековья. Искусство династии Паллава: памятники Махабалипурама и Канчипурама. Скальный рельеф в Махабалипураме: сюжет, персонажи, композиционно-пластическое решение. Развитие объёмно-планировочной структуры святилища: комплекс скальных храмов «Панча-ратха», т.н. «Прибрежный храм» (из тёсаного камня) в Махабалипураме. Храм Кайласанатха в Канчипураме. Искусство династии Чаулукья: храм Дурги в Айхоле, комплексы в Бадами и Паттадакале. Продолжение традиции скальной архитектуры при династии Раштракутов. Храм Шивы на о. Элефанта: структура, декор, иконография. Храм Кайласанатха в Эллоре: символизм, конструктивные и стилевые особенности.

 

  • Храмовая архитектура Восточной и Центральной Индии X-XII вв. Сложение структуры храмового комплекса. Северный и южный типы башни над святилищем (нагара- и дравида-шикхара). Храмы Одиши (Ориссы): Бхубанешвар. Храм Сурьи в Конараке: история открытия и реконструкции, особенности формообразования. Комплекс в Кхаджурахо: структура храма (Кандарья Махадео и др.), рельефный декор.

 

  • Художественные традиции в доисламском искусстве Южной и Западной Индии IX-XV вв. Искусство династии Чола: храмы Брихадешвара в Танджавуре, Шивы Натараджи в Чидамбараме. Иконография и сложение южноиндийского культа почитания танцующего Шивы. Чольская скульптура. Искусство династии Хойсала: храм Ченнакешава в Сомнатхпуре. Храм Минакши в Мадурае. Искусство Западной Индии: джайнские храмы Гуджарата и Раджастхана (храм Адинатха в Сомнатхпуре и др.), традиция создания иллюстрированных манускриптов.

 

  • Искусство эпохи султанатов и ранних Великих Моголов (XIII-XVI вв.). Т.н. «период Султанатов»: комплекс памятников в Мехраули, Дели (Кутб-минар, Кувват-уль-ислам и др.), миниатюрная живопись. Династия Великих Моголов: исторический контекст установления власти династии в Индии, первые падишахи (Бабур, Хумаюн). Связи с Сефевидским Ираном, проникновение художественных традиций. Правление Акбара: сложение союза индусской и мусульманской элит; идеологический и культурный контексты; контакты с европейцами. Миниатюра эпохи Акбара: ранние памятники («Принцы дома Тимура», «Хамза-наме, «Тути-наме»), иллюстрации к историческим сочинениям («Бабур-наме», Акбар-наме» и др.), переводам санскритских памятников («Разм-наме», «Рамаяна»).

 

  • Искусство эпохи Великих Моголов XVII в.: живопись, архитектура. Миниатюра эпохи Джахангира: альбом «Муракка’-и Гульшан», изображения дарбаров (дворцовых приёмов), аллегорические портреты. Техника миниатюрной живописи, художники. «Падшахнаме» Шах Джахана. Архитектура: комплекс Фатехпур-Сикри; мавзолеи Хумаюна, Акбара, Джахангира, Тадж-Махал. Искусство раджпутских княжеств и деканских султанатов.

 

  • Искусство Индии XVII-XIX в. Поздние Моголы: придворное искусство; «провинциальный могольский» стиль в Авадхе и Бенгалии. Миниатюра пригималайских раджпутских княжеств (Кангра, Гулер и др.). Усиление влияния Ост-Индской Компании, колониальный стиль. Народное и массовое искусство (пиччваи, живопись Калигхата и др.). Духовный климат Калькутты накануне Бенгальского Возрождения.