Цель курса –  доступно и структурированно донести до слушателей основные знания в области истории мирового киноискусства и научить их разбираться в направлениях и тенденциях развития мирового кино.

Предлагаемый курс, рассказывающий о достижениях и открытиях в области киноискусства за весь период существования кинематографа, будет полезен простым любителям кино – всем людям, предпочитающим вести аргументированную дискуссию по предмету.

Каждое занятие включает в себя еще и практическую часть – обсуждение конкретного фильма, просмотренного слушателями дома. (Фильм выбирается по заданию преподавателя или по заявке группы.)

Программа курса:

РАЗДЕЛ I. Дозвуковое кино.

Тема 1.1. Европейское кино на заре существования.

– Двойственная природа кинематографа («техническая игрушка» и искусство одновременно). Прообразы: laterna magica и camera obscura. Инерция зрительного восприятия.

– Мультипликационные фильмы Эмиля Рейно.

– Изобретение кинокамеры. Первые кинотеатры. Кинематограф Люмьеров. Мельес – создатель фантастического мира. Модели репрезентации реальности. Коммерческий размах: Пате и Гомон. Фильмы Луи Фейада.

– Итальянские супербоевики. Технические изобретения итальянцев. Кинодивы.

– Английские изобретатели. Брайтонская школа. Англия – родина приключенческого жанра и параллельного монтажа.

– Вклад скандинавского кино в мировой кинематограф. Датские вамп. Природа как персонаж драмы. Виктор Шестрем, Мориц Штиллер, Бенджамен Кристенсен, Карл Дрейер.

Тема 1.2. Американский дозвуковой кинематограф.

– Эдвин Портер и «Большое ограбление поезда». Возникновение никель-одеонов. Рост «киноцепей». Появление кинопрокатчика. Война патентов и антимонопольный закон.

– Джордж Истман – король пленки («Codak»).

– Независимые и возникновение Голливуда.

– Сесиль де Милль – кассовый режиссер.

– Важные фигуры американского кинематографа 1910-х. Дэвид Гриффит – изобретатель крупного плана (как акцента) и параллельного монтажа (усложненная драматургия). Томас Инс – «отец» жанра вестерн и строитель системы американского кинопроизводства. Мак Сеннет – создатель эксцентрической комедии.

– 1920-е в США – годы массовой культуры.

– Важные фигуры американского немого кинематографа 1920-х: Чарльз Чаплин, Эрих фон Штрогейм, Кинг Видор, Эрнст Любич.

– Приход звука. Преобразование студий. Панхроматическая пленка.

Тема 1.3. Русский дозвуковой кинематограф.

– Дореволюционные кинопредприниматели. Дранков. Ханжонков.

– Роль французов в становлении русского кинематографа.

– Ладислав Старевич как родоначальник объемной анимации. Его эксперименты и первые мультфильмы.

– Яков Протазанов и другие яркие представители дореволюционного кинематографа России.

– Документальный киноавангард России. Особенности. Киноглаз. Дзига Вертов.

– Игровой кинематограф 20-х. Яркие представители, их теории и фильмы.

– Эффект Кулешова.

– Монтаж аттракционов Сергея Эйзенштейна.

– Монтажные теории Всеволода Пудовкина.

– Александр Довженко и его кинематограф 1920-х

– ФЭКСы и их вклад в авангардные 1920-е.

Тема 1.4. Французский киноавангард.

– Первая волна французского киноавангарда. Экспериментальное кино. Киноимпрессионизм. Деформации изображения – для передачи внутреннего состояния героя. Ориентация на отрыв от механического запечатления реальности. Поиски. Французская модель – не видоизменение предмета, а подчеркивание фактуры, создание поэтичности.

– Обзор идей теоретиков кино периода первой волны французского киноавангарда.

– Фотогения.

– Вторая волна французского киноавангарда. Дадаизм. Фотограммы.  Марсель Дюшан, Рене Клер, Феннан Леже. Сюрреализм. Темы. Поэтическая стратегия сюрреалистов.

– Андре Бретон как теоретик направления.

– Отличие сюрреализма от дадаизма (в кино).

Тема 1.5. Немецкий киноавангард.

– Характерная черта раннего немецкого кино – внимание к мистике.

– Послевоенная ситуация в стране и ее влияние на кинематограф Германии.

– Авангардистские опыты Вальтера Руттманна, Ганса Рихтера, Оскара Фишингера, Викинга Эггелинга.

– Новая вещность.

– Неоромантизм.

– Камерная драма.

– Экспрессионизм.

– Режиссеры 1920-х: Фриц Ланг, Фридрих Вильгельм Мурнау.

– «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.

РАЗДЕЛ II. Киноискусство в 30–70-е годы.

Тема 2.1. Английское кино 30-70-х.

– Английское кино между мировыми войнами. Специфика кинематографа Англии.

– Причины подъема национального кинопроизводства.

– История кино Англии – история продюсеров: Александр Корда, Артур Ренк.

– Режиссеры: Александр Корда, Энтони Асквит, Альфред Хичкок.

– Английская документалистика: Джон Грирсон, Роберт Флаэрти (приглашенная персона).

– Ситуация в английском кинематографе после Второй мировой войны. Система квот.

– Режиссеры: Дэвид Лин, Кэрол Рид, Лоуренс Оливье.

– Остросоциальный кинематограф 60-х: группа «Рассерженные».

– Крупные режиссеры периода: Линдсей Андерсон, Карел Рейш.

– Роль американцев в английском кино: Стенли Кубрик, Ричард Лестер, Джозеф Лоузи.

Тема 2.2. Французский кинематограф 1930-х – 1970-х.

– Кинематограф Франции времен оккупации.

– Жан Виго как предтеча направления «поэтический реализм».

– Поэтический реализм как самое важное художественное направление в кино Франции 1930-х.

– Стилистические особенности «поэтичекого реализма».

– Рене Клер, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, Марсель Карне.

– Кино Франции времен оккупации.

– Робер Брессон и его трансцендентальный кинематограф. Актерская техника: модель.

– Французская новая волна – авангардное направление 1950-х – 1960-х гг.

– Рождение Новой волны как течения, основанного на отрицании «папочкиного кинематографа».

– Прогресс в кинотехнике как удачное совпадение, сыгравшее на руку новому витку развития кино как искусства.

– Открытия нововолновцев. Преодоление традиционного типа повествования.

– Яркие представители движения и их вклад: Жан Люк Годар, Ален Рене, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Луи Малль, Жак Риветт, Аньес Варда.

– Разница между авангардистами и успешными представителями традиционного (зрительского) кинематографа на примере фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина» (1966).

Тема 2.3. Немецкое кино 30–70-х.

– Финансирование со стороны промышленных корпораций. Возврат на родину талантливых режиссеров в связи с приходом звука (языковой барьер).

– Немецкий кинематограф после 1933г. Две концепции кинематографа (Гитлера и Геббельса). Лени Рифеншталь.

– Немецкий кинематограф после Второй мировой войны (ФРГ, ГДР, Западный Берлин).

– Оберхаузенский манифест и течение «Новое немецкое кино». Александр Клюге, Вернер Херцог, Вим Вендерс, Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлёндорф.

Тема 2.4. Американское кино 30-х – 70х.

– Время Великой депрессии, экономические трудности.

– Жанры.

– Кодекс морали.

– Важные режиссеры периода: Джон Форд, Фрэнк Капра, Уильям Уайлер.

– Возврат в кино средств киновыразительности (забытой после прихода звука). «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса.

– Американское кино в 50–70е годы. Ситуация с голливудскими студиями.

– Запрос на нового героя.

– Запрос на актера (не на звезду). Актерская студия Ли Страсберга.

– Бунтарское направление.

– Приход телевидения.

– Возникновение Нового Голливуда.

– Важные представители американского кинематографа: Джон Кассаветис, Вуди Аллен.

– Жанровое американское кино периода. Представители.

– Развитие криминального и политического фильма.

Тема 2.5.  Советское кино 30–70-х.

– Приход звукового кино.

– Революционная тема – главный исторический жанр 1930-х.

– Судьба авангардистов в 1930-е.

– Сакральность власти и мифологизмы 1930-х. Соцреализм – стиль, созвучный эпохе.

– Понятие формализма в кино 1930-х. Фильмы, запрещенные к показу: «Строгий юноша» А. Рома.

– Образ Сталина.

– «Чапаев» – фильм, доступный для миллионов. Канонизация фильма.

– Лакировка действительности в фильмах сталинского периода.

– С. Эйзенштейн и его «Иван Грозный». Судьба фильма и режиссера.

– Кинематограф периода войны. Образ Родины-матери. Важные фильмы периода.

– Послевоенный кинематограф. Малокартинье. Теория бесконфликтности. Канон: «Клятва» М. Чиаурели.

– Границы оттепели. 2 периода.

– Репрезентация человека в оттепельном кинематографе. Оттепельный герой.

– Визуалистика оттепельного кинематографа. Пространство 60-х как хроника поколения.

– Черты оттепельного кинематографа.

– Кино 70-х. Театрализация пространства. Герой. Темы. Лишний человек и человек за бортом общества как важные темы 70-х.

– Экранизации классики в 70-е.

– Живописно-поэтическое и документальное направление в игровом кино 70-х.

– Жанры 70-х.

– Авторское советское кино 1960–70-х.

Тема 2.6. Итальянское кино 40-70-х.

– Итальянский кинематограф времен фашистской диктатуры. Витторио Мусолини и «Чиничита».

– Первый международный кинофестиваль – Венецианский.

– Итальянский неореализм: возникновение неореализма, истоки направления, черты.

– Конфликт в неореализме.

– Роберто Росселини.

– Два полюса неореализма: Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис.

– Мастера итальянского кино 50-70х, их вклад в мировое киноискусство. Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини, Этторе Скола, Бернардо Бертолуччи.

– Кинематограф контестации. Марко Феррери, Марко Беллокио, братья Тавиани.

Тема 2.7. Шведское, испанское кино 1940–70-х.

– Ингмар Бергман. Темы, сюжеты, открытия.

– Луис Бунюэль. Темы, стилистика.

РАЗДЕЛ III. Зарубежное киноискусство конца 20 – начала 21 века.

Тема 3.1. Кинематограф Франции конца 20 – начала 21 века.

– Бунтарство, феминистская тематика, эротизм, «эстетизированный имморализм».

– Представители: Жан Эсташ, Бертран Блие.

– Направление «новое французское качество».

– Арабское направление.

– «Новая новая волна»: Леос Каракс, Жан-Жак Бенекс.

– Кинематограф 90-х: Франсуа Озон, Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ.

Тема 3.2. Американское кино конца 20 – начала 21 века.

– Новые вызовы: возникновение альтернативных методов кинопоказа.

– Интернационализация Голливуда.

– Фильмы-катастрофы.

– Жанровое американское кино. Представители, благодаря которым имидж Голливуда как кинематографической столицы мира по-прежнему остается в силе.

– «Омоложение» кинотеатрального зрителя. Причины и следствие.

– Телесериалы как альтернатива кинотеатральному кино.

Тема 3.3. Российское постсоветское кино.

– 1980-е. Перестройка. Репертуар 1980-х.

– Влияние общественно-экономических факторов на репертуар 1990-х.

– Важные темы 1990-х.

– Специфика картины мира, отраженной в фильмах 1990-х и причины такого взгляда.

– Важные фильмы периода.

– Влияние общественно-экономических факторов на репертуар 2000-х.

– Взлет кинематографа середины 2000-х и спад к 2011-му. Причины, условия, новые веяния.

– Продюсерское кино 2000-х.

– Конкурентоспособность российского кино середины 2000-х. Чем оно обусловлено и почему затем последовало падение.

– Авторское кино 2000-х. Фестивальный сегмент и качественное малобюджетное кино.

– Картина мира, отраженная в фильмах 2000-х.