История современного искусства, наряду с историей выставок, – самое развивающееся направление исследований в академической среде. Ричард Мейер в книге «Что было современным искусством» показывает, как разные поколения искусствоведов в институциональном поле подходили к проблеме границы между современным и несовременным, выделяя новую предметную область.

***

Курс по истории современного искусства построен вокруг разных подходов к концептуальной периодизации, составляющей суть определения «современное искусство». Начиная с 50-ых годов XX века каждое направление в искусстве не просто вписывалось в линейную историю, но предлагало собственную критическую позицию в отношении того, что мы понимаем под «современным».

Концептуализм, Поп-арт, лэнд-арт и минимализм не просто трансформировали визуальный язык, но и спорили между собой за определение и теоретические позиции. Это диктует особый метод рассмотрения произведений, которые должны быть прочитаны вместе с теоретическими текстами и знаковыми выставками второй половины XX века. Начиная с 90-ых годов, когда современное искусство становится глобальным и выражает постколониальную и деколониальную озабоченность, теория и история искусства критикует евро-американский взгляд на современное искусство. Это определяет основные проблемы, важные для искусства 90-ых годов: проблемы диаспоры, миграции, децентрализации института искусства в условиях глобального финансового капитализма, трансформации труда.  В курсе по истории искусства будут рассмотрены варианты современного искусства из стран Азии, Латинской Америки и Африки. Художник и историк Луис Камнитцер подчеркивает, что концептуальные практики разных частей мира не сводимы к единому полю автономного искусства, а выделяются из более обширной антропологической перспективы. Это ставит вопрос о том, как искусство разных регионов появляется из повседневных не-художественных практик.

В рамках курса слушатели познакомятся с центральными работами со всего мира, узнают о важных текстах и манифестах и получат представление о выставочной истории второй половины XX в.

Программа курса:

  1. Автономия искусства и ее критика после абстрактного экспрессионизма. Independent Group и возникновение ICA в Лондоне. Концепция поп-арта Лоуренса Аллоуэя;
  2. Минимализм и арте-повера. «Искусство и объектность» Майкла Фрида, «специфические объекты»;
  3. Концептуализм. «Искусство после философии» Джозефа Кошута, манифест Лоуренса Вайнера. Art & Language и теория концептуального искусства Терри Смита. Кураторские практики Сета Сигелауба и Гарольда Зеемана;
  4. Концептуальные практики в Латинской Америке. Луис Камнитцер и Лижия Кларк;
  5. Восточно-европейское концептуальное искусство и московский романтический концептуализм;
  6. Критическое искусство 70-ых годов и глобальная ситуация «Красной декады». Наследие 68-ого года в искусстве;
  7. Возникновение языка современного искусства в 80-ые и 90-ые годы. Искусство диаспоры, образы миграции;
  8. Реляционная эстетика и глобальный контекст 90-ых годов. Клер Бишоп и модели партиципаторного искусства. Ханс Улирих Обрист и искусство Азии;
  9. Документальный поворот. Проблема колониальности. Окуи Энвезор, искусство Ливана, Израиля и Палестины;
  10. Искусство, глобальный капитал и «цифровой раскол». Искусство после интернета.