История рынков от Античности до наших дней. Ценообразование, вкус, актуальность искусства. Во всех эпохах мы определяем качество.

Тематика занятий:

1. История антикварных рынков Античности. Вазопись и скульптура. Основные заказчики. Места продаж. Выставки, экспозиционные площадки на Акрополе. Рим и история римского рынка искусства. Первые подделки. Императорские коллекции Каллигулы, Клавдия. Основные интересующие элементы в рынке.

1.1. Раннехристианское искусство. Первые гранты. Равенна. Основной государственный заказ. Первые аукционы. Продажи архитектурных построек и архитектурных проектов. Архитектурные конкурсы.

2. Средневековье. Средневековый рынок рукописей. Арабо-византийский обмен предметами искусства. Основные центры продаж художественного производства. Китайский импорт и арабские подделки.

2.1. Эпоха Ренессанса. Торговля антиками. Основные действующие лица художественного рынка Европы XV-XVI веков: коллекционеры, археологи, продавцы.

2.2. XVII век. Голландский рынок искусства. Буржуазия, история сюжетов, рейтинг сюжетов, школы. Знак и эмблема голландского искусства.

3. Антикварные рынки Испании и Италии. Заказы церкви и внутрикорпоративная конкуренция. Художественные монополии (Мастерская Бернини и др.)

3.1. Рококо и глобальный рынок. Глобальный стиль искусства. Развитие рынков искусства от Китая до Англии. Первые аукционы. Разделение типов продаж. Стратификация рынков искусства.

4. Россия в рынках искусства. Эрмитаж. История приобретения Вольтера, Дидро, Руссо – главные эксперты Екатерины II.

4.1. XIX век. «Академические рынки» искусства. Выставки Академии: «рынок экспертиз» Французской Академии. Жюри на отборе, экспертный совет. Альтернативные рынки искусства. Появление фотографии. Альтернативная система продаж искусства. Россия (передвижники) – дорогостоящие проекты. Сравнение – тематическое и идейное. Крупные институциональные “приобретатели” конца XIX века. Императоры, промышленники, первые корпоративные коллекции. История громких подделок.

5. Русское искусство на европейских рынках начала XX века. От французского вкуса к «искусству будущего» (русский и европейский футуризм в контексте ожиданий начала XX века. Альтернативные экспозиционные площадки и начало перформанса (продажи фотографий). Дадаизм и сюрреализм. Как продать абсурдное искусство. Эстетика пустоты на рынке искусства начала XX века или «Как продать ничто».

6. Первые американские галереи. Абстрактный экспрессионизм как новое национальное американское искусство. Пегги Гуггенхайм и музейная франшиза. Главные выставки начала XX века. Сложение бизнес-моделей продаж искусства во второй половине XX века. Послевоенный период. Группа «Кобра» и рынок искусства 1948-1953 гг. Рынок поп-арта, «фабрики искусства». Художественное производство 1960-1974 гг.

7. История граффити от подворотни к аукционным торгам. Иконы стиля. Протест. Уличное искусство или история. Как протест стал искусством.

8. Нео-поп-арт 80-х гг. и рынок инсталляций. Начало «мыльного пузыря» современного искусства.

9. 1990-е годы. Тема смерти. Новые действующие игроки рынка: Россия, Китай, ближневосточные покупатели.

10. Искусство 2000-х годов. Ожидание глобального стиля, рынок архитектуры и новые формы продаж искусства.

11. Москва. Рынок русского искусства второй половины XX века. 60-е и до наших дней. Основные имена, стили, сообщества, иконы.

12. Санкт- Петербург. Рынок русского искусства второй половины XX века. 60-е и до наших дней. Первые галереи. Первые выставочные проекты.