Приглашаем на бесплатную открытую лекцию архитектора и историка архитектуры Бархина Андрея Дмитриевича, посвященная изучению неоклассики и ар-деко в зарубежной и российской архитектуре.

Неоклассика и ар-деко – это два стиля, которые сформировали стилевой диапазон 1920-30-х гг. по всему миру, они главенствовали в международной практике. Такова была стилистика выставок в Париже 1925-1937 годов, застройки 1930-х Ленинграда и Москвы, Нью-Йорка и Вашингтона. И именно она позволяла советским архитекторам достичь и превзойти свершения дореволюционной и зарубежной архитектуры их же средствами, стилевыми приемами неоклассики и ар-деко.

Программа полного курса:

Темы лекций:

  1. Ребристый стиль Дворца Советов и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х.
  2. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-1930-х
  3. Париж и Амстердам 1920-х в стилевой эволюции ар-деко
  4. Работы И.А. Голосова 1930-х и советская версия ар-деко
  5. Модерн и Ар-Деко Петербурга – Ленинграда
  6. Архитектура Италии эпохи ар-деко
  7. Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий 1940-1950-х
  8. Вашингтон и неоклассическая архитектура США 1910-30-х
  9. Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И.В. Жолтовского 1930-1950-х

 

Ребристый стиль Дворца Советов и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х. 

В 1934 Дворец Советов обретает законченный вид, он мыслится самым высоким зданием мира, и очевидно символизирует собой государственный стиль. Однако как следует именовать этот стиль?  Итоги всесоюзного открытого тура конкурса обозначили публичный поворот власти в сторону историзма. Однако Дворец Советов был принят к строительству не в ордерном, а в ребристом стиле (ар-деко), это был ответ и конструктивизму, и неоклассике. Увенчанный статуей Ленина, как ответ Статуе Свободы, Дворец Советов стал символом конкуренции СССР и США. И потому Иофан, работавший над Дворцом Советов, как самым высоким зданием в мире, взял за основу стиль уже построенных американских высоток. И именно с этим связана поездка советских архитекторов в США (1934). Конкуренция в высоте требовала конкуренции в стиле.

Города Америки в архитектурном соревновании 1920-1930-х

Города Америки были на протяжении ХХ века лидерами архитектурной индустрии, и именно там развернулась наиболее стремительная и масштабная конкуренция стилей и архитектурных идей 1920-1930-х. Архитектура небоскребов эпохи ар-деко была стилистически крайне разнообразна: неоготический, неоклассический, неоархаический (неоацтекский), модернистский (авангардный) или фантазийный компонент мог доминировать или формировать межстилевой сплав, однако все эти течения 1920-1930-х были представлены в городах Америки в равной мере. Каковы же были их истоки и ранние образцы ар-деко? Влияли ли новации Л. Салливена и Ф. Л. Райта? Какова была роль экономического кризиса 1929 года, совпавшего с годами наибольшего расцвета стиля ар-деко? Целью данной лекции является анализ архитектурных приемов и стилевой эволюции ар-деко Америки.

Париж и Амстердам 1920-х в стилевой эволюции ар-деко

Павильоны международной выставки в Париже 1925 года задали новую планку художественного качества и новый стандарт красоты, и именно они подарили стилю 1920-30-х его имя (ар-деко). После многолетней паузы, вызванной Первой мировой войной это был бунт фантазийного декоративизма. Однако между экспозицией 1925 года и новациями 1910-х в Европе обретает черты еще одно явление. Архитектура амстердамской школы рубежа 1910-1920-х по праву считается одним из интереснейших явлений в эволюции авангарда и ар-деко. Кульминацией стиля ар-деко стали небоскребы Америки, однако процесс становления языка ар-деко был общим для Старого и Нового света, и набирал свою силу постепенно, еще до парижской выставки 1925 года. И именно в Амстердаме, впервые после европейских новаций 1900-1910-х и творчества Ф. Л. Райта, возникают примеры геометризации декора, и этот эксперимент носил массовый, убеждающий характер. Так созданное на пересечении линий, идущих из Чикаго и Амстердама, ар-деко 1920-1930-х станет эпохой массового применения и укрупнения ранее созданных решений.

Работы И.А. Голосова 1930-х и советская версия ар-деко

Лекция посвящена фасадным приемам И.А.Голосова (и сотрудников руководимой им Четвертой мастерской Моссовета), рассмотренным в контексте ар-деко, как международного стиля. Сопоставление мировой и советской практики 1920-30-х погружает в атмосферу соперничества архитектурных держав, и на множестве примеров демонстрирует близость стилевых решений, создаваемых по разные стороны «железного занавеса». Анализ советской архитектуры в контексте дореволюционной эпохи позволяет проследить истоки фасадных приемов 1930-х и их трансформацию в новых условиях.

Модерн и Ар-Деко Петербурга – Ленинграда

Петербург, осуществивший в XVIII-XIX веках шедевры барокко и классицизма, в творческой одаренности своей архитектуры не хотел уступать европейским столицам и в начале ХХ века. Уникальность петербургской архитектуры 1900-1910-х состояла в параллельном развитии модерна, флористичного и северного, и неоклассики, обращенной к традиции ампира и палладианства, а также того нового, в чем ощутимо уже рождение стилевых приемов 1920-1930-х и, характерное для межвоенной эпохи, противостояние различных течений, архитектуры декоративной и аскетичной, флористичной и геометризованной. В одни годы с возведением Дома германского посольства, ставшего кульминацией супрематизации, то есть предельного упрощения, огрубления классического ордера, отчетливо предрекающего эстетику 1930-х, рисовались и фантазийные, близкие к стилю ар-деко детали дома Бассейного товарищества. Цель данной лекции попытаться очертить круг раннего ар-деко и проанализировать мотивы супрематизации и монументализации ордера 1910-1930-х.

Архитектура Италии эпохи ар-деко

Эпоха 1920-30-х по всему миру стала периодом активного поиска альтернативы классическому ордеру, канону. Архитектуру Италии 1920-30-х не принято рассматривать в контекст развития стиля ар-деко. Однако примеры фантазийной геометризации архитектуры (а значит и ар-деко) можно обнаружить и в Италии. Это была работа на стыке традиции и новации, активный поиск компромисса, пластических новаций неоманьеризма и форм осовремененной классики. Подобная стилистика, как известно, наблюдалась и в Германии, и в СССР. Итогом эволюции итальянской архитектуры стал ансамбль ЕУР. Однако этот скупой, анонимный стиль окончательно формируется в Италии лишь в конце 1930-х. Архитектура же рубежа 1920-1930-х демонстрирует развитие нескольких течений. Цель лекции – рассмотреть работы наиболее одаренных мастеров и ключевых ансамблей Италии 1920-30-х, поговорить о круге памятников итальянской версии ар-деко.

Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий 1940-1950-х

Московские высотные здания 1940-1950-х стали подлинным шедевром отечественной архитектуры ХХ века. Однако как следует именовать стиль послевоенных высоток? Охарактеризовать его позволит сопоставление московских высотных зданий и американских небоскребов, стилистическое и масштабное. И началось соперничество двух архитектурных держав еще в 1930-е, в ходе конкурса на здание Дворца Советов. Созданный по проекту Б.М. Иофана в стиле небоскребов, Дворец Советов должен был бы стать самым высоким зданием в мире. Однако после войны, резко отличаясь от стиля мастера 1930-х, московские высотные здания стали соперничать с небоскребами США не только в высоте, но и в оригинальности стиля. Московские высотные здания стали кульминацией инициированного властью возврата к историзму, он позволял конкурировать с дореволюционной и зарубежной архитектурой.

Вашингтон и неоклассическая архитектура США 1910-30-х.

Неоклассическая архитектура США, возводимая в 1910-30-е, в первую очередь, в столице Вашингтоне, была крайне многочисленна и богата. Выполненная на самом высоком пластическом уровне она была призвана своим обликом возродить утраченное на Римском форуме или Акрополе. И хотя с точки зрения градостроительного искусства, ансамбль Вашингтона уже не мог превзойти шедевры европейского классицизма, достижением мастеров стало иное – продемонстрировать архитектурный алфавит античности, осуществить гигантоманию древних храмов и терм. Это был ответ возводимым в те же годы памятникам в стиле ар-деко. И именно неоклассическая архитектура Америки стала примером для отечественных мастеров 1930-50-х, Жолтовского и его коллег.

Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И.В. Жолтовского 1930-1950-х.

Творческая биография И.В. Жолтовского неоднократно привлекала к себе внимание исследователей, и, тем не менее, работы мастера до сих пор таят в себе немало архитектурных загадок и парадоксов. Так в постройках Жолтовского ощутима не только опора на мощную итальянскую культуру, но и знакомство с опытом США 1900-1920-х. Неоклассический стиль, как правило, рассматривается, как примета сталинской эпохи. Однако в 1930-е неоклассический стиль был официально принят в США, и именно в ордере в 1930-е активно застраивался центр столицы, Вашингтона. Это делало работы Жолтовского вполне современными, художественно актуальными. Внимание к обмерам древних сооружений, точность исполнения их в новых постройках – все это, казало сь, было общим для мастера и его коллег из США. Однако Жолтовский допускал внутри цитат те изменения и маньеризмы, которыми неоклассики США не мыслили. Работы Жолтовского были игривы и индивидуальны. Образы Италии – столичные и провинциальные, античные и ренессансные, спустя годы после заграничных поездок, соединились в воображении Жолтовского в некий сочиненный им собственный мир. Целью мастера стало перенести его по памяти в Москву. Такой город, полный изысканной и монументальной архитектуры, Жолтовский создавал на протяжении четырех десятилетий.