На бесплатном открытом занятии Анна Щетинина расскажет как в последнее время, тема экологии становится все более и более актуальной, о том как все чаще стали применять зеленые технологии и экологически чистые материалы при строительстве и при создании предметов искусства.

Полная программа курса:

Курс предназначен для тех, кто хочет приобрести или дополнить свои знания и навыки по созданию лэнд-арта – искусства, которое становиться все популярнее. Мы расскажем историю лэнд-арта: с чего все начиналось, в чем отличие лэнд-арта от паблик-арта. Наши слушатели узнают что такое план и ландшафтно-визуальный анализ, как правильно разработать брендинг, как применять зеленые технологии и экологически чистые материалы – на какие характеристики материала необходимо обращать внимание, механизмы и формы кинетического лэнд-арта.

Программа курса:

1.История лэнд-арта (2 занятия): основное понятие, предшественники, отличие лэнд-арта от паблик-арта.

Лэнд-арт – одно из направлений в искусстве, где произведение художника неразрывно связано с природной составляющей и ландшафтом, создавая единое целое. В некоторой степени такое направление в искусстве олицетворяет разочарование в технологиях и усложненной городской жизни. Концепция такова: идет осмысление индустриализации и массового искусства. Человек слишком много использует металл и пластик, т.е. уходит от экологического материала, тем самым способствуя созданию конфликта между цивилизацией с искусством и окружающей средой. Таким образом, лэнд-арт является реакцией художественного сознания на экологический кризис, который в последнее время приобретает глобальное значение. Это попытка обращения внимания людей на природу и на взаимоотношения между человеком и природой, призыв к истокам, обращение внимания на эстетические ценности. Художники лэнд-арта пытаются вернуть искусство в природу и акцентировать человеческое сознание на экологической составляющей. В качестве материалов они используют землю и все, что она дает им, не причиняя вреда.

Такое направление, возникшее в США в конце 1960-х годов, хоть и новое, но существуют предшественники лэнд-арта, некоторые из которых датируются годами до нашей эры. К таким предшественникам можно отнести геоглифы – нанесенные на землю геометрические или фигурные узоры, длиной более 4 метров. Зачастую геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Ярким примером выступает геоглиф, известный как Уффингтонская белая лошадь – стилизованная меловая лошадь, созданная при помощи наполнения битым мелом глубоких траншей. Еще один из ярких примеров лэнд-арта, датируемый 3030-2880 годами до нашей эры,  является Стоунхендж, представленный виде комплекса кольцевых и подковообразных земляных и каменных конструкций. Конечно, в ранних периодах, создатели подобных объектов не выражали таким образом призыв к истокам и не пытались обратить внимание людей на природу. В наше время такие предшественники выступают в качестве примера по созданию объектов искусства – из каких материалов и каким образом можно применить и совместить их, не причиняя вреда природе.

Рассмотрев понятие лэнд-арта и причину появления, следует акцентировать внимание на еще одном из направлений искусства, известное как паблик-арт, которое можно перепутать с лэнд-артом. Паблик-арт – это искусство, представленное в городской или парковой среде, так называемое общественное искусство или же искусство в общественном пространстве. Такое искусство вышло за пределы музеев и галерей, которое спровоцировало столкновение мира художника с реальным миром городской социальной среды. Это было необходимым шагом; паблик-арт выступает в роли отличной платформы для обсуждения горячих социальных вопросов, а открытость и доступность превращает его в демократичный вид искусства. Паблик-арт проявляется не только в виде скульптур, но в виде звуковых и медиаинсталляций, видеопроекций, перфомансов, танцев, граффити, фотографий. Такой вид искусства не ограничен в выборе метариалов: предшественниками нынешнего паблик-арта можно считать привычные нам памятники и мемориалы, которые служили для увековечивания образа человека или события, не создавая при этом вокруг себя творческого пространства, выполненные из бронзы. Таким образом получается, что паблик-арт – всеобхватывающий вид искусства, не имеющий жестких границ, допустим, как в направлении лэнд-арта, где идет обращение внимания на природную составляющую и используются только экологически чистые материалы, которая дает нам земля. В некотором роде, лэнд-арт можно отнести к “подвиду” паблик-арта, т.к. лэнд-арт – это в некоем роде платформа для обсуждения горячих социальных проблем, а именно экологический криз и призыв к истокам, и, так же как и паблик-арт, является публичным, общедоступным, вышедшим за пределы закрытых пространств видом искусства.

Ландшафтно-визуальный анализ (1 занятие).

Ландшафтно-визуальный анализ – выявление и оценивание особенностей ландшафта с функциональных, художественно-градостроительных и экономических позиций. Ландшафтный анализ направлен на изучение свойств ландшафтов, диагностику, прогнозирование возможных изменений и разработку рекомендаций по оптимальному устройству ландшафта.

Качественно выполненный ландшафтный анализ территории позволяет составить грамотный план дальнейших работ. Этот план описывает порядок действий, призванный согласовать внешний вид объекта и окружающего пространства, включая подробное описание конкретных работ. Четкое планирование и тщательный анализ позволят так же минимизировать финансовые и временные затраты за счет исключения ненужных операций.

2. Образ территории, брендинг (1 занятие).

Создание персонализированной визуальной характеристики (брендинг) природных объектов и территорий, и системы навигации. Персонализированная визуальная характеристика природных объектов подразумевает под собой акцентирование внимания посетителей на отдельные виды трав, деревьев, месторасположение гнезд птиц и домов животных, подчеркивающее их уникальность.

Брендинг территорий подразумевает под собой инструмент, который позволяет удерживать и привлекать жителей, посетителей и инвесторов. Цели брендинга территорий: повышение привлекательности жизни на конкретной территории, ормирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение туристов и новых жителей, стимулирование продаж местных производителей и т.д. Задачи брендинга территорий: стимулирование местного самосознания, формирование консолидированной идентичности местного сообщества, достижение внутренней коллективной апперцепции, повышение активности местного населения в решении местных проблем развития.

3. Зеленые технологии, материалы, инженерия (1 занятие).

Зеленые технологии – это принципы, при которых развитие становится устойчивее, а ресурсы используются более рационально. Главная черта зелёных технологий – это уменьшение пагубного воздействия на окружающую среду. Две главные черты зелёных технологий. Во-первых, это глубокое управление экологией. Сюда можно отнести борьбу с загрязнением воздуха и воды. И, во-вторых, рациональное использование ресурсов. Это энергия воды, ветра и солнца, уменьшение воздействия на климат и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Такие технологии, а именно зелёные технологии охватывают почти все сферы жизни человека.

В обустройстве городских общественных пространств есть немало деталей, которые по-разному отражаются на состоянии и поведении человека. Сам того не замечая, он вынужден взаимодействовать с ними, просто передвигаясь по городу. И от того, как эти детали среды расположены, из каких материалов и в каких формах выполнены, зависит представление человека о степени комфортности пространства, в котором он находится. По мере развития зелёных технологий, многие из этих деталей вовлекаются в процесс пересмотра их роли в достижении качеств устойчивой среды, заставляя смотреть другими глазами на многие привычные объекты городской среды.

4. Кинетический лэнд-арт (1 занятие).

Среди проблем формирования гуманной среды в современном городе вопросы создания эстетически разнообразных пространств с помощью арт-объектов вполне соизмеримы по своей актуальности с решением вопросов экологической реконструкции. Обеспечение комфортности среды для человека не может идти без рассмотрения аспекта видеоэкологии, акцентирующей необходимость гармоничного взаимодействия архитектурных объектов с открытыми пространствами вокруг них.

Кинетический лэнд-арт представляет из себя направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие.

Уличное пространство способно развивать художественный вкус людей, создавать для них ощущение визуального комфорта, если к организации городских пространств с интегрированием средств искусства привлекаются профессионалы, способные предложить горожанам новые интерпретации форм и образов без пересказа исторических аналогов. Использовать открытые городские пространства в этих целях становится все более актуальным.

5. Современные тренды в озеленении (1 занятие).

Прежде чем погружаться в новейшие тренды в озеленении, необходимо иметь четкое понятие о самом термине. Озеленение подразумевает под собой целый спектр работ, которые связанны общей целью – создание и использование растительных насаждений. Такие работы направлены на улучшение экологического состояния окружающей среды. Существует несколько видов озеленения. Декоративное озеленение. Посадка древесных растений с целью украшения населенных мест используется человеком издавна. Яркий пример этому декоративные сады Древнего Египта, Рима, Японии, Китая, Индии и других стран. Постепенно создание декоративных садов и парков приобрело значение особого вида знаний, а затем и науки вследствие (XIX в.) образования специальной области искусства – ландшафтной архитектуры. В наше время значение декоративного озеленения неуклонно повышается. Это связано с возрастающими эстетическими потреб­ностями людей, необходимостью дальнейшего роста уровня и качества жизни, минимизацией вредного воздействия автотранспорта, укрепления связей между обществом и природой. Эстетический эффект озеленения зависит от многих факторов – декоративных качеств высаженных деревьев, их сочетания между собой и окружающим ландшафтом, содержанием объекта. Мемориальное озеленение. Человечество в течение многих веков и тысячелетий использует озеленение в мемориальных целях. В качестве примеров можно привести парки Петродворца с системой фонтанов, которые построены в честь победы русского оружия над шведами и выхода России к Балтийскому морю. Зеленый пояс Славы, созданный в Ленинграде как памятник его обороны в годы Великой Отечественной войны, мемориальные объекты в городах-героях Москве, Киеве, Минске, многих других городах. Вертикальное озеленение – это вид озеленения с использованием вьющихся растений, лиан или стриженых деревьев, широко применяемый в ландшафтном дизайне. Цель вертикального озеленения в короткий срок в условиях недостатка территории получить большую зеленую площадь, а также оформить, украсить фасады и стены зданий, защитить от перегрева, шума, пыли, создание зеленых стен для изоляции отдельных участков друг от друга.

Экологически чистые сады или эко сад. Особой популярностью пользуются натуральные материалы в саду. Конечно, это прежде всего камень и дерево. Пластмассовые кашпо и фигурки из полистоуна уходят на задний план. Для того что бы не нарушать флору и фауну сада, борьбу с сорными растениями осуществляется путем механического воздействия, а также использование органики. Экономия водных ресурсов. Часто люди стали задумываться о такой проблеме, как экономия воды. Ведь если посчитать количество по траченной воды за год, получаются достаточно большие объемы. В западных странах, многие ландшафтные дизайнеры стали придерживаться этого принципа. Большое количество садов строятся с преобладанием только засухоустойчивых и менее требовательных к поливу растений. Использование экзотических растений в оформление сада. Часто такой прием можно встретить в оформление растениями веранд, беседок, у входных зон в дом и так далее. Применение экзотических растений в кадках и декоративных кашпо существенно раскрасит палитру Вашего сада. Использование биофильтра в устройстве декоративных водоемов. Роль фильтра, в таких водоемах, играют декоративные водные растения. В устройстве есть ряд особенностей. Водоем делятся на несколько сегментов или чаш, но является единым целом. Первый сегмент — это не посредственно водоем, второй — специально выделенное место для водных растений. Слияние стилей озеленения. В настоящие время большим спросом пользуется смешивание садовых стилей. Допустим, это может быть сад в английском стиле, включающий  в себе зоны, в которых присутствуют элементы английского ландшафтного стиля, или японский сад, в сочетание с хай-тек. Монохромные сады. Такие сады получили распространение в Германии, Англии, Польши и многих других странах запада. Сейчас активно завоевывают большие симпатии и садоводов России. Идея его заключается в том, что сад или его участок, состоит только из многолетних травянистых растений.