Среди множества факторов, на которых сконцентрирована история искусства, особняком стоит история образа и взгляда. Видение, в отличие от зрения, обусловлено не биологически, а культурно и социально, и художники всегда реализуют замыслы в соответствии с господствующими в культуре моделями взгляда. Видение объединяет оптику и семиотику, влияет на композицию и перспективу, синтезирует вымысел и реальность.

В рамках курса эти вопросы рассматриваются на материале западноевропейского искусства Нового времени: речь пойдет о возникновении перспективы в эпоху итальянского Ренессанса, об особенностях североевропейского визуального восприятия и его влиянии на изобразительную традицию, о том, как на модернистскую живопись и современную визуальную культуру повлияли технологии и наука.

Темы курса:

Лекция 1. Искусство итальянского Возрождения: перспективное видение и его художественное воплощение.

Лекция 2. Окулярцентризм визуальной культуры и его отражение в голландской живописи XVII в.

Лекция 3. От нового видения к новому восприятию мира: живописный образ XVIII в.

Лекция 4. Живопись как отражение новой модели видения: от Э.Мане к П.Сезанну.