Курс посвящен основным художественные направлениям зарубежного и отечественного искусства от эпохи модерна до 90х годов ХХ века.

Слушатели познакомятся с творчеством ведущих мастеров этого времени и художественными особенностями их произведений.

Цель предлагаемого курса занятий – ввести слушателей в сложный и многоликий мир искусства XX века,  рожденного в спорах, диспутах и полемике.

В программе — ключевые, знаковые, культовые явления  изобразительного искусства и философии, создавшие образ XX века и сформировавшие стиль и художественные программы авангарда, модернизма, постмодернизма. Слушатели познакомятся с глобальными культурными парадигмами, их различиями и конечными целями, отношением к традиции.

Слушателям предлагается исследовать причины кризиса рациональной эпохи, процесс постепенного выгорания идей модернизма  к концу 1950-х годов, процесс формирования феномена культуры, стремящейся к обыденности, для которой «радость узнавания и обладания»  является основополагающей. Разговор, в частности, будет идти о стремлении художников к постепенному стиранию границ между искусством и жизнью, что приведет к созданию  нового языка искусства.

Проблематика нашего анализа будет включать в себя вопросы: что такое искусство, каково место традиционной живописи в системе искусства, что есть художник и само произведение, «все ли может стать искусством?» (основной вопрос в творческих исканиях 2-й половины XX века). Немаловажной является и постановка проблемы качества произведения.

Мы проследим, как изменение западного художественного мышления приводит к появлению формированию новых явлений и форм  в искусстве (поп-арт и оп-арт, хэппенинг и перформанс, энвайронмент и инсталляция, кинетическое искусство и минимализм), как концептуализм положит начало интеллектуальной интерпретации любого явления реальности, выдвигая лозунг «искусство как идея», живопись как идея. А отказ от живописи как таковой, утрата искусством формы приведет к так называемой  «дематериализации искусства» на рубеже 1960-70-х.

Обсудим  главные вопросы, которые возникают при знакомстве с постмодернизмом: почему в искусстве возникло желание вернуться «внутрь» традиции и обновиться за счет опыта прошлого, восстанавливая давно забытые культурные коды и смыслы? В чем причина многолетней жизненности данного направления, возникшего на исходе 60-х  и не утратившего свои позиции по сей день? Каким образом происходит это причудливое соединение старого в новых произведениях художника, «странствующего по истории»?

Мы не ограничимся только западным искусством, но и рассмотрим  проблематику советского искусства, причем не только эпохи авангарда.

Сегодня нередко поднимается актуальная проблема: советское искусство как «проект модернизма», сопряженный с мифологизацией власти. Далее мы увидим, что меняется в искусстве под влиянием либерализации духовной жизни в конце 1950-х, как формируется язык соц-арта и «московского концептуализма», как уходит неофициальное искусство в «андеграундное» существование в 1960-80-е годы, как в 1990-е искусство  пытается преодолеть кризис и восстановиться через язык тотальной иронии, через индустрию развлечений, через политизированные акции.

В современных условиях роста научных знаний и скорости их распространения все более расслаивается художественная среда, растет и число разнообразных движений, стилей, направлений и стилизаций, в которых непросто разобраться.

Сегодня актуальными представляются следующие проблемы, которые затрагивает современное искусство, и предлагаются слушателям для обсуждения:

-мера его политизированности;

-вопросы экологии и потребления;

-глобализации мира, которая становится реальностью;

-проблема половой, расовой и прочей идентичности (а отсюда особая актуальность в условиях мультиэтнической культуры тема человеческого тела, терзаемого генетическими манипуляциями);

-апроприация  - как основная форма существования искусства на фоне усталости  от философствования (прямое использование в произведении искусства реальных предметов или других, уже существующих произведений искусства),

- и конечно популяризация и коммерциализация, придание авангардизму потребительских форм, поскольку новый авангард отказывается от «переделки сознания».

- «другое искусство». В условиях развития технологии, что революционно изменило мир и саму манеру общаться и думать, искусство в наше время открывает новую ценность: инаковость и культурный обмен – ни с чем не сравнимое богатство.