Искусство авангарда сформировало свою художественную систему, “новую” эстетическую концепцию на принципиально отличных от классического искусства основаниях, потребовав тем самым разработки совершенно новых методов оценки художественных произведений. Данный курс представляет собой попытку изложить историю искусства авангарда сквозь призму современной художественной ситуации. Любой эпизод истории, деятельность художника, манифесты различных движений будут оценены с точки зрения сформулированных художественно-эстетических концепций и их значения для современной культуры.

Задача, поставленная данным курсом, заключается в принципиально новом взгляде на историю авангарда, когда каждый феномен может быть увиден как пересечение различного рода художественных традиций и стратегий, что, на наш взгляд, позволит не только представить культурную ситуацию прошлого как “живой организм”, но и более полно оценить современное состояние искусства.

Программа включает в себя 10 лекций (5 встреч по 2 лекции) по истории искусства авангарда:

Занятие 1.

Вводная лекция. «Магическая плоскость» ХХ столетия.

Проблема терминологии и хронологии. Новое понимание задач искусства. Искусство как способ мышления. Проблема художественной формы. Новые материалы и средства. Проблема качества. Критерии оценки произведения искусства.

Фовизм и экспрессионизм.

Зарождение нового искусства. Проблема цвета в художественном произведении. Творчество Матисса. Дерен, Вламинк, Марке. Немецкий экспрессионизм: берлинская и мюнхенская школы. Группа «Мост»: Кирхнер, Шмидт-Ротоуф, Нольде, Хеккель. Экспрессионизм в скульптуре, архитектуре, кино, литературе.

Занятие 2. 

Пикассо и кубизм. Зарождение интеллектуального искусства.

Пабло Пикассо и зарождение кубизма. Искусство как способ анализа. Аналитический и синтетический кубизм Пикассо и Брака. Декоративный кубизм и группа «де Пюто».  Делоне. Леже. Купка. Скульптура кубизма: Архипенко, Липшиц. Творчество Пикассо 1920х годов. Герника.

Занятие 3.

Футуризм и русский авангард. Навстречу будущему.

Между реальностью и манифестом. Формирование живописного футуризма. Тотальное искусство. Скульптура футуризма. Архитектура будущего. Аэропиттура.  Русские сезанисты: «Бубновый валет». Русский кубо-футуризм. Ларионов, Бурлюк, Лентулов, Малевич.  Аналитическое искусство Филонова.  Марк Шагал.

Дюшан и дадаизм. Создание анти-искусства

Кабаре «Вольтер». Искусство как нигилизм. Американский дада и Марсель Дюшан. Реди-мейд и эстетика безразличного. Берлинский Клуб дада. Кельнская группа. Курт Швиттерс. Дадаизм в Париже.

Сюрреализм.

Философские основы сюрреализма. Альманах «Literature» и издание первого манифеста. Способы автоматического письма. Анри Бретон, Макс Эрнст, Ив Танги, Жоан Миро. Сальвадор дали и его параноико-критический метод. Рене Магритт и поздний сюрреализм.

Занятие 4. 

Абстрактное искусство.

Василий Кандинский и зарождение абстракного искусства. «Синий всадник»: Клее, Марк, Макке. Казимир Малевич и геометрическая абстракция. Родченко и Татлин. Неопластицизм Пита Мондриана. Абстрактная скульптура:  Арп, Бранкуси, Габо, Колдер.

Конструктивизм и развитие архитектуры в 20е годы.

Теоретические и конструктивные основы новой системы архитектурного планирования. Школа Баухауз и реформа образования. Создание дизайна. Ле Корбюзье и его 5 принципов архитектуры. Конструктивизм в России: Гинзбург, Мельников, братья Веснены.

Занятие 5.

20-30е годы. «Возвращение к порядку».

ИАр деко и декоративный кубизм. Валори пластичи и метафизика. Де Кирико. Неоклассика. Новая вещественность в Германии. Пресижанизм и реджинализм. Мексиканский мурализм. ОСТ, АХРР и другие.