Несмотря на размеры и богатство нынешней киноиндустрии КНР, история китайского кинематографа остается в тени. На лекциях слушатели узнают, как в Поднебесной искусство кино преодолевало политические перипетии XX века и менялось в поисках самобытной эстетики. Кроме того, в рамках курса будут рассмотрены фильмы режиссеров из Тайваня и Гонконга, вклад, который они внесли в кино на китайском языке, а также, как повлияли на мировой кинематограф.

Основные темы курса:

1. Появление кинематографа и первые фильмы в Китае. Принятие западного искусства китайской публикой — электрический театр теней. Первые студии и жанры — боевые искусства, мелодрамы и поучительные истории. Золотой век Шанхайского кино. Переход к звуку. Государственная цензура и идеологическое противостояние на шанхайских студиях. Поиск китайской эстетики в искусстве, пришедшем с Запада — режиссер Фэй Му, его идеи и фильмы.

2. Кинематограф Китайской Народной Республики в первые годы после гражданской войны. Соцреализм. Се Цзинь и образ новой китайской женщины на экране. Культурная революция — малокартинье, революционные оперы и балеты в кино.

3. Кино Гонконга. Британская колония в первой половине XX века — локальное кино на кантонском диалекте. Появление больших студий в 50-е годы и переориентация на экспорт фильмов для китайских диаспор по всей Юго-Восточной и Восточной Азии. Трансформация жанров: от мюзиклов и сказок к жестокому кунг-фу. Брюс Ли — икона паназиатского национализма.

4. Тайвань в первой половине XX века. Появление кинематографа в японской колонии и первые попытки делать собственные фильмы. Остров под управлением Чан Кайши, цензура и национальное кино. Коммерческая киноиндустрия 60-х годов, копродукции с Гонконгом.  Ли Ханьсян, Кинг Ху и эпические костюмные фильмы с китайской спецификой.

5. Новое кино КНР, манифесты, поиски, молодые режиссеры. Первый послереволюционный выпуск Пекинской академии киноискусства: Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу, Тянь Чжуанчжуан. Исторические травмы на экране и поиск новой стилистики. Успех китайских фильмов на европейских фестивалях. Смена приоритетов, тематики и стиля у следующего поколения авторов.

6. Тайваньская Новая волна. Предпосылки к появлению нового кино. Рефлексия истории острова в фильмах Хоу Сяосяня, урбанистическое отчуждение и хаос в работах Эдварда Яна. Рождение азиатского минимализма. Вторая волна в тайваньском кино: тема модернизации и китайской диаспоры в фильмах Ли Ана, Цай Минляна в авангарде фестивального арт-кино.

7. Новые волны в Гонконге. Социальная критика и экзистенциальные драмы, замаскированные под жанровое кино. Исследование китайской эстетики и кинонаследия в режиссерских и продюсерских проектах Цуй Харка. Вторая волна: Вонг Карвай — арт-кино, выросшее из гонконгских жанровых фильмов. Новая жизнь гонконгской кинематографии после присоединения колонии к КНР в 1996 году.

8. Китайское кино в новом веке. Гонконгские кинематографисты в популярных и пропагандистских континентальных фильмах. Новые авторы, появление и исчезновение независимого кино в КНР.