История мирового кино огромна. Россыпи фильмов и имён завораживают, увлекают и… не кончаются. Из-за спин одних классиков выглядывают другие, кинематографии самых неочевидных стран вдруг достигают небывалого взлёта, а самая проходная картина таит в себе поразительные сцены.

Но попытаться составить представление о ключевых моментах в истории развития мирового кинематографа – можно. На лекциях мы попробуем создать каркас знаний о том, что происходило в кино за последние 120 лет, сделать наброски к огромному зданию истории кино. Упор в этих набросках сделан на первые шаги киноискусства, преимущественно сокрытые временем от глаза рядового зрителя, на анализ творчества великих режиссёров и ключевых фильмов современной культуры. Слушатели познакомятся с разнообразием киноязыка и стилистикой разных направлений и узнают, как создавались и развивались законы кинодраматургии.

В начале курса мы рассмотрим особенности фильмов Эдисона и Люмьеров, перейдём к анализу эпических фильмов Гриффита, комедий Чаплина и Китона, обсудим художественные основы немецкого «киноэкспрессионизма», будем анализировать творчество Сергея Эйзенштейна. Затем перейдём к обсуждению технических революций рубежа 1920-1930-х гг. и проблем звукового кино, составим представление о французской «новой волне», поговорим об открытии азиатского кино и об особенностях «оттепельного периода» в советских картинах. Мы затронем ключевые темы в немецком кино 1980-х годов, в частности рассмотрим творчество Фассбиндера, а также проанализируем новую модель советского кинематографа, разработанную на V съезде Союза кинематографистов СССР (1986). В завершение курса слушатели узнают о ключевых трендах, фигурах и фильмах современного кинопроцесса: об американских независимых и молодых режиссёрах Берлинской школы, о современном состоянии французского кино (творчество Ф. Озона, Ж.-П. Жене, Л. Коломбани, Б. Дюмон), о кинодебютах А. Звягинцева, П. Буслова. А. Попогребского, С. Стасенко и общей ситуации современного российского кинематографа.

Занятия пройдут в виде лекций с просмотром фрагментов картин.

 

Содержание программы:

 

1.      Возникновение кино. Кинематограф до Первой мировой войны. Италия. Дания. Гриффит.
2.      Американская комическая. Становление Голливуда. Штрогейм
3.      Кинематограф 20-х годов. Швеция, Германия и Франция
4.      Расцвет советского кино
5.      Звук приходит в кино. Голливуд, Франция и Советский Союз
6.      Неореализм и окрестности. Франция, Италия, Испания.
7.      Открытие Европы и Азии. Дрейер и Бергман. Япония и Индия. Куросава, Одзу и Сатьяджит Рай
8.      Оттепель и Новые волны
9.      Новые волны продолжаются и заканчиваются. Новый Голливуд, Германия и другие.
10.     Эпилог. Смерть советского кино, кино в 90-е и далее.

 

О лекторе:
Максим Семёнов, кинокритик, исследователь кино. Окончил исторический факультет МГУ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Публикуется в «Сеансе», «Искусстве кино» и на портале Colta.ru. Работает в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Читает лекции в Центре авангарда и МШК, а также преподает историю кино в МШНК и школе «Лестница».