Что общего у Дзиги Вертова и Жан-Люка Годара, какая связь между советской монтажной школой и MTV, что такое «третья волна киноавангарда», и у кого Ларс фон Триер «позаимствовал» идею «Догмы’98»?

Данный курс даёт ответы не только на эти вопросы. Он охватывает период с момента рождения «важнейшего из искусств» до наших дней. В рамках курса рассматриваются наиболее характерные явления отечественного и зарубежного неигрового кино, основные его тенденции, а также творческое и теоретическое наследие выдающихся документалистов.

 

На занятиях будут рассмотрены следующие темы:

  1. ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ. РОЖДЕНИЕ. Путь документального кино от «ожившей фотографии» к искусству: операторы братьев Люмьер, «Пате-журнал»; Дзига Вертов, Эсфирь Шуб, Роберт Флаэрти.
  2. МЕЖДУ ПОЭЗИЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ. Документальное кино авангарда 20-х – 30-х гг. Школа Грирсона: Альберто Кавальканти, Вальтер Рутман, Михаил Кауфман и Илья Копалин, Йорис Ивенс, Жан Виго; Луис Бунюэль, Сергей Эйзенштейн; Джон Грирсон.
  3. РОЖДЕНИЕ ТИТАНОВ. Советское и немецкое кино 30-х гг.: «Турксиб» Виктора Турина, «Соль Сванетии» Михаила Калатозова, кинопоезд Александра Медведкина; «Олимпия» Лени Рифеншталь.
  4. СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ ИМПЕРИЙ. Военная документалистика Третьего Рейха и СССР: «Триумф воли» Лени Рифеншталь, нацистская кинопропаганда; фронтовая кинолетопись, «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина.
  5. «ЗА ЧТО МЫ СРАЖАЕМСЯ?». Документальное кино Америки и Англии в период Второй мировой войны. Фрэнк Капра; Хамфри Дженнингс.
  6. «ПОСМОТРИТЕ ЭТО СЕЙЧАС!». Появление телевидения, влияние новых технологий на развитие документального кино. Первые телевизионные фильмы.
  7. ЖИЗНЬ ВРАСПЛОХ. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» КИНОДОКУМЕНТАЛИСТИКИ (документальное кино к. 50-х – с. 70-х гг.). «Группа тридцати» и синема-верите, английское «свободное кино», американское «прямое кино»; Годар и группа «Дзига Вертов»; Гуалтьеро Якопетти, Энди Уорхолл.
  8. «ОТТЕПЕЛЬ» И ЕЁ ДЕТИ. Советская документалистика 60-х – 70-х гг. Артавазд Пелешян, Герц Франк.
  9. ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ. Документальное кино 80-х – 90-х гг. Клод Ланцман «Шоа», Годфри Реджио, Вернер Херцог; кинематограф перестройки, Владимир Кобрин.
  10. ПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ. Документальное кино сегодня. Александр Сокуров, Ульрих Зайдль.

 

Литература по истории документального кино