Мир, окружающий современного человека в XXI веке, как минимум на 50% состоит из вещей, которые зачастую обладают неистребимой магией, созданной чувствами творца и заказчика вещи. Предмет, обеспечивающий комфорт бытия, формирует жизненную среду, отражая лицо, характер, идеи, вкус и настроение эпохи. Во все времена восхищение красотой вещи погружает человека в атмосферу эстетического восторга, порождает в нем желание понять ее природу, постигнуть ее историю.

В действительности мир антиквариата дает широкие возможности приобретения предметов декоративно-прикладного искусства. Умение найти подлинное произведение, узнать свою вещь и стать ее счастливым обладателем – это результат опыта и знаний, которые приобретаются годами.

Курс “Экспертиза и атрибуция произведений декоративно-прикладного искусства”, построенный на авторской методике, позволит слушателям не только постигнуть удивительный мир вещей, но и научит рассматривать антиквариат как живое прошлое, которое может обеспечить будущее.

Ракурс общей темы: комплексная экспертиза произведений живописи частными коммерческими центрами и визуальная искусствоведческая атрибуция предметов антиквариата и современных художественных изделий  XVIII – нач. XXI вв. в музеях и вне музейных организаций. Теория и практика.

Программа курса:

1. Вводное занятие: общая терминология, использующаяся в современной искусствоведческой науке и на рынке предметов старины (антиквариат, коллекционирование, инвестиция, атрибуция, экспертиза, знаточество, оригинал-подлинник, копия, реплика, фальсификация, подделка, новодел, историческая – художественная – культурная – музейная – коллекционная, мемориальная ценность предмета, аукцион, арт-дилер, блошиный рынок, реставрация, декоративно-прикладное искусство (далее – ДПИ), художественная и кустарная промышленность, ремесло, крестьянское искусство, художественный промысел, ликвидность, винтаж и т.д.). Краткая характеристика современного антикварного рынка (западно-европейского и российского), его структура, законы, цели и задачи, игроки антикварного рынка. Законодательная база антикварного рынка. Научная литература по теме.

Показ  слайд-шоу и литературы по современным копиям и репликам  антикварных изделий работы польских реставраторов и итальянских бронзолитейщиков.

2. Экспертиза и атрибуция как ключевые аспекты в динамичном и стабильном развитии российского антикварного рынка. Виды современной экспертизы (комплексная, визуальная и технико-технологическая) предметов искусства (живопись и изделия ДПИ) и ее характеристика (виды работ).  Законодательная база.  Предмет экспертизы (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Методология экспертизы. Оформление результатов экспертизы. Визуальная искусствоведческая атрибуция и ее главные характеристики (общая структура устной и письменной атрибуции). Ее отличие от искусствоведческой экспертизы. Музейная экспертиза  и музейная  атрибуция. Сходство и различия. Понимание экспертизы предмета искусства (антиквариата) с точки зрения современного российского государства. Знаточество как основная искусствоведческая  методология в изучении предметов антиквариата. Различия между западно-европейской и российской научными искусствоведческими экспертизами. Профессионализм и цена ответственности эксперта.  Научная литература по теме.

3. Российские эксперты – кто они? Современные государственные и коммерческие центры экспертизы антиквариата и предметов современного искусства, их общая характеристика (услуги для населения, коллекционеров и антикваров). Геммологическая экспертиза геологического факультета МГУ. Цены экспертных заключений, длительность их проведения, условия хранения предметов искусства. Показ буклетов, рекламных проспектов и открыток  разных экспертных центров Москвы и Санкт-Петербурга. Визуальная и письменная искусствоведческая атрибуция, проводимая в условиях современного антикварного рынка экспертами, работающими в государственных музеях.

4. Ошибки российской экспертизы и практические сложности музейных искусствоведческих атрибуций. Краткая характеристика причин экспертно-атрибуционных ошибок  и технологии современной  фальсификации. Сводный каталог подделок предметов русской живописи. Показ различного иллюстративного материала, слайд-шоу и литературы по подделкам антикварного рынка и  подделкам в частных коллекциях. Просмотр фильма В.К. Рощина «Афера или подделка?».

5. Посещение с лекцией-экскурсией одного из центров экспертизы в Москве, проводящих комплексную экспертизу и оценку произведений искусства и антиквариата (Арт Консалтинг, Научно-исследовательская независимая экспертиза (НИНЭ) имени П.М. Третьякова и др. ).