Мир современной музыки многолик. На одном полюсе – т.н. опус-музыка, на другом − массовая музыкальная культура. На стыке этих двух «противоположностей» — сочинения композиторов «третьего течения» − попытка соединения элементов и техник «серьёзной» и «лёгкой» музыки.

Курс лекций посвящен Новой и Новейшей музыке конца XX – начала XXI вв. На наших  встречах с известными композиторами – нашими современниками – мы попытаемся осознать различные грани взаимосвязи музыкального искусства рубежа двух веков, столетий и тысячелетий. Эта динамика представляет собой многоуровневый процесс, в котором находят место альтернативы и сближение, контрасты, новаторские взлеты и оппозиции.

 

Лекция 1. АНС — первый в мире фотоэлектронный синтезатор: к 60-летию с момента изобретения

С именем выдающегося русского учёного, создателя синтезатора АНС Евгения Мурзина (1914 – 1970) неразрывно связана история электроакустической музыки – одного из наиболее радикальных открытий мировой музыкальной истории.

АНС – первый в мире фотоэлектронный синтезатор звука, содержащий 720 синусоидальных тонов в диапазоне 10 октав, позволил композиторам творить музыку, минуя ноты и оркестр, с помощью графического способа управления высотой, длительностью, громкостью и тембром звука. Огромные технические возможности АНСа позволяют переводить обычную нотную запись музыки в графический код синтезатора и, наоборот, «озвучивать» любые рисунки, преобразуя графические структуры в звуковые.

Более четверти века потратил Мурзин на создание своего детища, названного, как известно, в честь Александра Николаевича Скрябина. Человек энциклопедических знаний и крайне широких культурных интересов, Мурзин был страстным поклонником творчества великого русского композитора, особенно горячо ратовавшего за расширение музыкального строя.

Переход от звука к шуму и обратно, образование сложных сочетаний гармонических и негармонических обертонов, «призвуков», шумовых звучаний различного контура и протяженности, а также возможность сочетания всех этих приемов при сохранении контроля над графически зафиксированной партитурой, в свое время сделало АНС поистине уникальным студийным инструментом для композиторов.

Электронная музыка, записанная на АНС, известна нашим зрителям по кинофильмам «В космос», «Солярис», «Зеркало», «Сибириада» и другим. И в настоящее время АНС продолжает звучать в кино и театральных постановках, в сочинениях современных композиторов. А это означает, что интерес к первому синтезатору АНС – очень необычному по своим выразительным возможностям инструменту — продолжает жить…

Лекция 2. Терменвокс – первый в мире электромузыкальный инструмент

Терменвокс – первый в мире электромузыкальный инструмент, изобретенный в 1919-м году физиком и музыкантом Львом Сергеевичем Терменом. Уникальность изобретённого им инструмента заключается в том, что музыкант не прикасается к нему в процессе исполнения, управляя им посредством движений рук в пространстве. Когда исполнитель приближает правую руку к вертикальной штыревой антенне – звук повышается, а при отведении понижается вплоть до самых низких басовых звуков. Другой рукой регулируются динамические оттенки. Переключая регистры, исполнитель может изменять тембр, подражая голосу человека и разных музыкальных инструментов.

Лекция 3. Есть ли у оперы будущее? 

Оперные театры сейчас предпочитают ставить оперы XVIII-XIX вв, в крайнем случае – классиков музыки ХХ века. В чём причина? Неужели современные композиторы опер не пишут, или их оперы недостойны внимания, или публика на них не идёт, поскольку уверена, что «современное — значит, плохое»?

Лекция 4. Музыка и Театр

Музыка в драматическом театре существует столько же времени, сколько существует сам театр.

Драматический театр ХХ века предъявил музыке новые требования.
В созданном и руководимом великим режиссером Александром Таировым (1885 – 1950) Камерном театре музыка никогда не была фоном, она входила в ткань спектакля, определяла его атмосферу. В книге «Записки режиссера» Таиров отводит музыке место непосредственно за режиссурой и литературой: «Из всех искусств искусство музыки безусловно наиболее близко искусству театра…».
В своем пристрастии к музыке Таиров был не одинок. один из величайших режиссеров-новаторов Всеволод Мейерхольд (1874 – 1940), также уделявший огромное внимание музыке, считал, что «музыка должна рождаться из спектакля и одновременно формировать его».
«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова еще одного выдающего режиссера ХХ столетия Юрия Завадского (1894 — 1977) подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется как логике музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля.

Лекция 5. Мюзиклновый жанр ХХ столетия

Мюзикл как новый жанр XX столетия, безусловно, появился не вдруг. Его рождению предшествовал целый ряд комедийных развлекательных жанров, существовавших в американской театральной культуре на протяжении нескольких столетий и соответствующих потребностям того или иного времени ее развития.

Один из самых интересных и сложных сценических жанров искусства — мюзикл (сокр. музыкальная комедия) — существует в неразрывном единстве с хореографическим, музыкальным, вокальным, драматическим и пластическим искусствами. Зародившись как легкое развлекательное представление в Америке, не будучи признанным, вначале, со временем превратилось в театральное действо высокого масштаба. Начиная с 1970-х гг. свежие сюжеты, талантливые композиторы-новаторы и оригинальные постановки сделали жанр мюзикл достойным соперником оперы и балета.

Лекция 6.  Con tempo / Вместе со временем: О современной музыке и не только     

Что такое «современная музыка»? Величайший новатор музыки ХХ столетия Игорь Стравинский был убеждён, что современная музыка – самая интересная из когда-либо написанной музыки. Так ли это на самом деле? Какой должна быть музыка сегодня? Может ли современная музыка быть красивой и романтичной?

Музыка играет в жизни современного человека, без преувеличения, колоссальную роль. По сути, весь наш мир звучит, он пронизан шумом и музыкой. Современная музыкальная культура поражает своим многообразием видов и жанров. Так же рознятся и предпочтения сегодняшнего любителя музыки. В 2002 году вышла книга композитора Владимира Мартынова «Конец времени композиторов» В ней рассматривается в широком философском и культурном контексте неоднозначная ситуация современного композиторского творчества. Можно соглашаться или не соглашаться с музыковедами и композиторами, но бесспорно то, что в наше время есть музыка «техник» и музыка «смысла».

Мир современной музыки многолик. На одном полюсе – т.н. опус-музыка, на другом − массовая музыкальная культура. На стыке этих двух «противоположностей» — сочинения композиторов «третьего течения» − попытка соединения элементов и техник «серьёзной» и «лёгкой» музыки.

Встреча посвящена Новой и Новейшей музыке конца XX – начала XXI вв. На наших концертных встречах с известными композиторами – нашими современниками – мы попытаемся осознать различные грани взаимосвязи музыкального искусства рубежа двух веков, столетий и тысячелетий. Эта динамика представляет собой многоуровневый процесс, в котором находят место альтернативы и сближение, контрасты, новаторские взлеты и оппозиции.