Понимание искусства невозможно без знания истории его развития.

В рамках курса «Западноевропейское искусство: от античности до конца XIX века» слушателям Высшей школы художественных практик и музейных технологий предлагается знакомство с основными этапами в истории западноевропейского искусства и с выдающимися художественными памятниками, созданными за  указанный период.

Одна из важнейших целей курса – представить историю искусства в контексте мировоззренческих и культурно-исторических особенностей развития западноевропейской художественной традиции. Предлагаемый подход позволит понять закономерности формирования художественного языка, а значит, увидеть искусство не только как мир шедевров, но как особую сферу культурной практики, имеющую свой внутренний строй, свои алгоритмы развития.

Лекция 1. Введение в историю западноевропейского искусства.

Крито-микенское искусство.

Во вводной части лекции речь пойдет об основах понимания искусства как особого образного освоения действительности, а также о специфике художественного языка изобразительных искусств.

Далее мы поговорим об истоках западноевропейской художественной традиции, о древних народах, чье мировосприятие определило особенности  последующего развития искусства. Главное внимание сосредоточим на архитектурно-художественных памятниках, созданных  народами древней Эгейской цивилизации – критянами и микенцами.

Лекция 2.   Искусство Древней Греции.

На лекции познакомимся с основными чертами античной культурной и художественной традиции, поговорим о своеобразии древнегреческих  представлений о мире.

Основное внимание уделим ордерной архитектурной традиции и системе архитектурных ордеров, древнегреческой скульптуре, ее важнейшим пластическим особенностям, стилям древнегреческой вазописи. Лекция будет сопровождаться представлением и анализом основных художественных памятников искусства Древней Греции.

Лекция 3.  Искусство Древнего Рима.

На лекции разберем особенности художественного мышления древних римлян, которые внесли очень важный вклад в развитие мирового искусства.

Поговорим о совершенной римлянами архитектурно-строительной революции – изобретении арочных, сводчатых, купольных конструкций, об особенностях римского скульптурного портрета, о своеобразии живописных изображений, открытых в ходе археологических раскопок в Помпеях и Геркулануме.

Лекция 4.   Раннехристианское искусство. Искусство Византии.

Лекцию посвятим роли христианства в становлении и формировании художественного языка средневековья.  Рассмотрим символику и художественное своеобразие катакомбного и раннехристианского искусства, остановимся на главных особенностях византийской художественной традиции. На примере важнейших памятников византийского искусства проанализируем понимание образа как носителя Божественных смыслов, собора как символа Божественного Космоса, поговорим о роли мозаичных, фресковых, иконных изображений в создании символического художественного образа в византийском искусстве.

Лекция 5. История искусства западноевропейского средневековья – 1.

На первой лекции, посвященной искусству западноевропейского средневековья, обсудим условия, сформировавшие западно-христианскую  художественную традицию, ее отличия от восточно-христианской. Главное внимание уделим становлению романского искусства, его художественному своеобразию и особенностям в различных регионах западной Европы.

Лекция 6.  История искусства западноевропейского средневековья – 2.

Вторую лекцию по искусству западноевропейского средневековья посвятим готике. В центре внимания будет разговор о новаторстве конструктивных и художественных решений в готической архитектуре, об особенностях символической интерпретации божественного пространства, о роли скульптуры и витражей в художественном образе готического собора. На примере выдающихся памятников западноевропейской готики проанализируем особенности готического искусства в различных регионах Западной Европы.

Лекция 7.  Искусство эпохи Возрождения. Италия – 1.

На первой лекции, посвященной искусству Возрождения, поговорим о мировоззренческом повороте и формировании светской художественной традиции, о картине мира человека Возрождения и роли гуманизма в развитии искусства. Главное внимание уделим сложению нового художественного языка в итальянском искусстве Проторенессанса и его эволюции в эпоху Кватроченто. На примере творчества великих мастеров Раннего Возрождения поговорим о формировании ренессансного стиля в архитектуре, скульптуре и живописи.

Лекция 8. Искусство эпохи Возрождения. Италия – 2.

Вторую лекцию по искусству итальянского Возрождения посвятим Высокому и Позднему Возрождению. Проанализируем важнейшие направления  творческих поисков «Титанов» Возрождения, поговорим об особенностях Высокого Возрождения в Венеции, о художественном языке искусства важнейших представителей Позднего Возрождения. Кроме того, поговорим о рождении и художественном своеобразии итальянского маньеризма, обсудим особенности творчества его главных представителей.

Лекция 9. Искусство Северного Возрождения.

На лекции обсудим особенности мировидения, творческих поисков и художественных решений выдающихся живописцев Северного Возрождения, развивавшегося в Нидерландах, Германии и Франции. В центре внимания – произведения Я. ван Эйка, Р.Ван дер Вейдена, И.Босха, П.Брейгеля, А.Дюрера, Г.Гольбейна, Ж. и Ф.Клуэ.

Лекция 10. Искусство XVII в. Италия.

Обращаясь к искусству следующей эпохи в истории западноевропейского искусства, разберем своеобразие картины мира и особенности художественного сознания XVII в. Особое внимание уделим формированию общеевропейских стилей и становлению жанровой системы в искусстве этого времени. На примере творчества знаменитых итальянских художников – Ан.Карраччи и Караваджо – поговорим о сложении новой художественной системы в живописи. Кроме того, разберем основные черты стиля барокко, его воплощение в архитектуре и скульптуре Италии XVII столетия.

Лекция 11. Искусство XVII в. Фландрия, Голландия.

На лекции продолжим разговор об искусстве XVII в. в его стилистическом и жанровом измерении. Фландрия – один из важнейших центров европейского барокко, а фигура главы фламандской школы – П.П.Рубенса, безусловно, крупнейшая в европейской барочной живописи. После Фландрии обратимся к искусству соседней Голландии. В голландской живописной школе особое значение приобрело  реалистическое направление,  впервые сформировалась законченная жанровая система. На примере голландских художников разберем особенности жанров в европейской живописи. Завершим встречу разговором о Рембрандте – одном из величайших художников столетия.

Лекция 12.  Искусство XVII  в. Испания, Франция.

Разговор о европейском искусстве XVII в. завершим анализом испанской и французской художественных традиций. Именно в этом столетии испанская живописная школа переживает выдающийся подъем: славу ей приносят  Эль Греко, Х.Рибера, Ф.Сурбаран и, конечно же, великий Д. Веласкес. Во второй части лекции поговорим о Франции как родине второго важнейшего  художественного стиля эпохи – классицизма. Разберем особенности классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве, разберем его философские основы, эстетические идеалы, художественные принципы. Завершим лекцию анализом творчества главного представителя классицизма в искусстве XVII в. – Н.Пуссена.

Лекция 13. Искусство XVIII в.  Франция.

Обращаясь к следующей эпохе в истории западноевропейского искусства,  определим особенности художественной культуры XVIII столетия, выявим основные направления стилистической эволюции в искусстве, проанализируем художественное своеобразие стилей рококо, классицизма, а также реалистического направления в живописи. В центре внимания будет творчество выдающихся французских художников столетия – А.Ватто, Ж.-Б.С.Шардена, Ж.-Б.Греза, Ж.Л.Давида.

Лекция 14. Искусство XVIII в. Англия, Италия.

В XVIII в. происходит становление английской художественной школы, кристаллизация ее основных особенностей. Как соотносятся общеевропейские тенденции с национальным своеобразием английского искусства, какое место в нем занимают такие выдающиеся художники, как У.Хогарт, Д.Рейнолдс, Т.Гейнсборо – об этом пойдет речь в первой части лекции. Далее обратимся к итальянскому искусству этого столетия, поговорим об эволюции барочной художественной традиции, о жанровом и художественном своеобразии венецианской живописи, наиболее ярко проявившемся в творчестве таких мастеров, как Ж.-Б.Тьеполо, А.Каналетто, Ф.Гварди.

Лекция 15. Искусство конца XVIII –  первой половины XIX вв.

 Испания. Франция.

Рубеж XVIII – XIX вв. – переломная эпоха в истории европейского искусства. Именно в это время обозначаются первые симптомы упадка классической художественной системы. Важнейшем явлением в искусстве этого времени оказывается романтизм –  направление, не вписывающееся в прежние стилистические рамки, предполагающее новое видение мира. Романтическую  эпоху принято начинать с творчества великого испанского художника Ф.Гойи. В это же время во Франции на новую ступень развития переходит классицизм, представленный творчеством Ж.Л.Давида, а затем  Ж.О.Д.Энгра. Проанализируем особенности позднего классицизма и академизма, поговорим о рождении романтизма во французской живописи, о творчестве художников Т.Жерико и Э.Делакруа.

Лекция 16.  Искусство конца XVIII –  первой половины XIX вв. 

Англия, Германия.

Англия и Германия – выдающиеся центры европейского романтизма. Романтическое мировосприятие в обеих странах отличалось яркостью и своеобразием. Особое значение в английской и германской художественной культуре этого времени приобрела пейзажная живопись. Лекцию посвятим разговору о главных особенностях романтического пейзажа в этих странах, наиболее ярко проявившихся в творчестве англичан Д. Констебла и У.Тернера, немецких художников О.Рунге и К.-Д.Фридриха.

Лекция 17. Искусство Франции середины XIX в. 

На протяжении XIX в. Франция остается главным центром художественного развития Европы. Именно в этой стране наиболее ярко проявляются новые тенденции, свидетельствующие о кризисе новоевропейской художественной традиции и рождении нового видения мира. После разговора о французской реалистической живописи обратимся к импрессионизму, возникновение которого свидетельствует о начале формирования нового художественного языка. На лекции проанализируем предпосылки и широкий культурный контекст возникновения импрессионизма, поговорим о художественных особенностях импрессионистической живописи, о ее значении в истории европейского искусства.

Лекция 18. Искусство Франции второй половины XIX в.

Завершающую лекцию цикла посвятим анализу тех течений и направлений в искусстве второй половины XIX в., которые в стремлении передать резко усложнившееся мировосприятие двигались по пути поиска новаторских художественных решений и  открывали дорогу европейскому модернизму ХХ века. К важнейшим художественным явлениям эпохи, безусловно, следует отнести постимпрессионистов, символистов, представителей стиля модерн. Именно они открывали новые возможности образного моделирования реальности, ставшего основой художественного языка искусства новейшего времени.