Cегодня очевидно, что изучение истории искусства невозможно без учета множества факторов, определяющих художественный строй создаваемых в ту или иную эпоху произведений. Особое место занимает исследование характера ви́дения. В отличие от зрения, ви́дение культурно и социально обусловлено, оно впитывает семиотические коды и оптические представления, синтезирует реальное и воображаемое, влияет на перспективные построения и композиционные решения в живописи. Иными словами, творческие замыслы художника реализуются на основе моделей ви́дения, существующих в его время.

Предлагаемый лекционный цикл будет посвящен тому, как формировалось художественное ви́дение в Западной Европе Нового времени и как оно влияло на рождение знаменитых шедевров искусства. Мы поговорим о перспективном ви́дении, возникшем в эпоху итальянского Ренессанса, и его значении, об особенностях североевропейского визуального восприятия и его влиянии на изобразительную традицию, о науке и технологиях, оказавших воздействие на современную визуальную культуру и обусловивших формирование модернистской живописи.

Лекция 1. Перспективное ви́дение и его художественное воплощениеискусство итальянского Возрождения.

Открытие линейной перспективы в итальянском искусстве XV в. явилось важнейшей вехой в истории культуры и искусства Запада. С одной стороны, оно отразило антропоцентризм ренессансного сознания, с другой – изменило характер ви́дения, сформировало новые алгоритмы научного и художественного познания мира. Что определило рождение перспективного ви́дения? Как соотносилось христианское сознание ренессансного человека с поисками математической регулярности? Как повлияло открытие линейной перспективы на последующую историю европейского искусства? Эти вопросы будут в центре внимания первой лекции предлагаемого цикла.

Лекция 2. Североевропейское ви́дение мира и его отражение в голландской живописи XVII в.

Вторая лекция цикла будет посвящена североевропейской визуальной традиции. Мы поговорим об ее истоках, о становлении так называемого «картографического» ви́дения, главными особенностями которого явились целостность и панорамность. Североевропейский художник открывал иные возможности «включения» человека в Божественный мир, формировал особую оптику, позволявшую соединять в картине земное и божественное, видимое и невидимое, конечное и бесконечное. Наиболее полно особенности североевропейского ви́дения отразились в голландской живописи. Под этим углом зрения на лекции посмотрим на знаменитые картины художников XVII в.

Лекция 3. От нового ви́дения к новому восприятию мира: эволюция живописного образа XVIII – XIX вв.

С XVIII в. ви́дение европейского человека заметно усложняется. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, философские и научные концепции этого времени, с другой – новые тенденции в развитии изобразительного искусства. Все в большей степени визуальное восприятие связывается теперь не только и не столько с работой глаза, но с иными перцептивными реакциями. На лекции проанализируем, как новые особенности ви́дения проявляются в интересе художников эпохи к передаче сложных изменчивых состояний человека, природы, мира в целом.