Данный курс преследует две основные цели: сориентировать в киноведческой проблематике поступающих в магистратуру факультета истории искусств РГГУ и рассказать об истории и теории кино тем, кто поступать в магистратуру не собирается.

Курс составлен по темам вступительных экзаменов в магистратуру «Искусство кино» (направление подготовки – 50.04.03 «История искусств»)  факультета истории искусства РГГУ, но будет интересен и для широкого круга слушателей.

Примерные вопросы вступительного экзамена и список литературы.

Курс состоит из четырёх частей, в первой из которых даётся общее представление о кинематографе и излагаются наиболее значимые теоретические идеи. В остальных трёх частях обозревается история кино, перемежаемая с теориями, наиболее актуальными для соответствующих исторических периодов.

Содержание курса:

I. Теоретическое введение.

Раздел 1. Что такое кино?

Кино как вид искусства и как система коммуникации. Виды киноискусства: игровое кино, неигровое кино и анимация. Основные жанры киноискусства.

Раздел 2. Эстетика кино.

Выразительные средства кинематографа: общие с другими искусствами и свои собственные. Универсальные средства: композиция и мизансцена. Специфические средства: движение камеры и монтаж. Драматургия как развитие конфликта во времени.

Раздел 3. Теория кино.

Предмет кинотеории. Наиболее значимые подходы в теории кино: лингвоцентрический (К.Метц, Ю.Лотман) и психологический (Х.Мюнстерберг, Р.Арнхейм). Эволюция теоретических взглядов Сергея Эйзенштейна.

II. Немое кино.

Раздел 1. Раннее кино.

Предыстория кино: формирование условий для его возникновения. Проблема изобретателя: Эдисон vs. Люмьер. Ранее развитие кино и Ж.Мельес. Д.Гриффит и оформление повествовательной системы кинематографа.

Раздел 2. Зрелое зарубежное немое кино.

Переход к продюсерской системе в американском кино и стабилизация жанров. Американская немая комедия: Б.Китон и Ч.Чаплин. Немецкий экспрессионизм. Французский Авангард и его теоретическое самоописаине.

Раздел 3. Советское монтажное кино.

Эффект Кулешова. Основные режиссёры советского немого кино: С.Эйзенштейн, Вс.Пудовкин, А.Довженко, Г.Козинцев и Л.Трауберг; Дзига Вертов и становление документального кино.

III. Развитие звукового кино.

Раздел 1. Довоенное звуковое кино.

Переход на звук и особенности кино 1930‑х. Проблемы советского и американского кино периода. Особый путь французского киноискусства тридцатых. «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.

Раздел 2. Обращение к реальности.

Итальянский неореализм: Р.Роселлини и В. Де Сика. Онтологические теории кино: А.Базен и З.Кракауэр.

Раздел 3. Эпоха авторов.

Формирование концепции авторства в кино. Авторы в Японии: А.Куросава и К.Мидзогути. В Италии: Ф.Феллини, М.Антониони, Л.Висконти. В Швеции: И.Бергман. Франция: от Р.Брессона до Новой волны (Ж.-Л.Годар, Ф.Трюффо).

Раздел 4. Оттепель в советском кино.

Ранняя оттепель: от «Летят журавли» М.Калатозова до «Мне 20 лет» М.Хуциева. «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского. Закат оттепели.

IV. Кинематограф последних десятилетий.

Раздел 1. Кинематограф 1970-80-х.

Поздний Тарковский как практик и теоретик. Советское кино периода застоя. Возрождение немецкого кино. Кино Нового Голливуда.

Раздел 2. Постмодернизм и кино.

Концепция постмодернизма. Постмодернизм и интертекстуальность. Постмодернизм в киноискусстве.

Раздел 3. Кино и телевидение.

Проблема соотношений кино и ТВ. Общая теория медиа и кино. Эстетическое взаимодействие двух медиа: видеоклип и телесериал.

 

Список фильмов к курсу