Существует расхожее мнение, что как создание, так и восприятие искусства сугубо субъективны и, соответственно, не требуют особой теории, и, тем более, философской. Еще Гегель во введении к своим лекциям по эстетике специально обсуждал недостатки той точки зрения, согласно которой философия не должна делать своим предметом искусство, а подлинное искусство в свою очередь не нуждается в философии. Между тем, во многом благодаря философии можно говорить о том, что вообще есть искусство и каковы его границы, как оно связано с нашими эмоциями и с познанием, что может считаться произведением и какова его структура, что является художественной формой и почему ее значение меняется со временем? Философию с давних пор беспокоила сущность таких понятий, как «прекрасное», «подражание», «образ» и многих других, которые кажутся самими собой разумеющимися, но в действительности постоянно переопределяются в зависимости от эволюции художественных процессов и специфики философских взглядов. Такими же вечными вопросами остаются проблема истины в искусстве, взаимосвязь этического и эстетического, ценность авторского выражения и общественных функций искусства, а также   важность роли тех, кто воспринимает искусство, и другие вопросы, насущность которых становится, возможно, еще острее с потерей, казалось, еще недавно незыблемых критериев искусства.

На лекциях будет воссоздана ретроспектива наиболее влиятельных философских взглядов на искусство – от античности до современной аналитической философии и постструктурализма. Мы проследим возникновение искусства, как концепции; выясним соотношение философии искусства, теории искусства и эстетики; рассмотрим различные виды искусств и обозначим наиболее важные проблемы с точки зрения современной эстетики. Особое внимание будет уделено месту философии в опыте современного искусства и в диапазоне современной критической теории.