Курс  посвящен наиболее ярким и значительным феноменам художественной жизни России после 1917 года.

Для того чтобы понять процессы, происходившие в отечественном искусстве ХХ века, прежде всего, необходимо кратко рассмотреть роль искусства в социуме различных исторических эпох и значительном расширении его функций с конца ХIХ века.

Довоенный период будет представлен лекциями о школе Малевича – Витебском УНОВИСе и Петроградском ГИНХУКе, возникновении и развитии конструктивизма, времени заката авангарда и многообразии стилистических направлений в отечественной живописи и графике 1920–1930-х годов в творчестве крупнейших группировкок – «Круг художников», «Маковец», ОСТ, «4 искусства» и др.

Послевоенная художественная жизнь будет рассмотрена в ракурсе неофициального искусства – от «Лианозовской группы», кинетистов, сюрреализма и метафизического искусства к поэтике московского концептуализма.

Отдельными сюжетами станут арт-практики рубежа 1970–1980-х гг., сформировавшие поколение «Мухоморов» и художников «Новой волны», а также 1990-х – времени тотального акционизма.

Темы курса:

  1. Введение. Изменение социальных функций искусства в конце 19 – начала 20 века. Влияние передовых художественных направлений Европы на искусство России начала ХХ века (модерн, кубизм, футуризм и др.). Художественные объединения («Мир Искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и пр.)
  2. Революционный авангард. Творческие объединения до 1932 года. Переход от авангарда к методу социалистического реализма.
  3. Оттепель. (1954 – 1962 г.г.) Появление очагов неофициальной культуры.
  4. Независимое искусство. Перерастание художественной позиции в гражданскую оппозицию. (1968 год).
  5. 70-е годы. Квартирные и коллективные неофициальные выставки. Образование Горкома графиков.
  6. Конец 70-х. От экзистенциализма к структурализму. От модернизма к постмодернизму.
  7. Новые формы искусства 80-х годов.
  8. Художественная ситуация в России в 90-е годы – появление новых институций, воссоединение с мировым художественным процессом.