Сегодня современный театр стал предметом яростных дискуссий, по поводу многих современных постановок часто высказываются полярные мнения, звучат резкие суждения.

Современный театр в своем многообразии и открытости разным, еще вчера казавшимся невозможным, «чуждым» формам и приемам, сегодня вновь стал точкой актуального интереса – и профессионалов, и публики. Этот театр, перешагнувший XX век, все радикальнее выходит за пределы точных определений и жанров, но речь не о синтетическом искусстве, а о том, что является существом театра – о пространстве живой коммуникации. Иными словами, театр вновь обретает свое древнее значение и звучание – если не форума, то поля частного диалога и обретаемой через него человеческой свободы.

Современный театр, как и все другие виды искусства,  проходит свой путь развития, в нем сложился собственный язык и своя стилистика. И для полноценного понимания замысла автора часто недостаточно непосредственного эмоционального отклика, нужно уметь видеть контексты, опираться на место произведения в ряду предшественников, нужно знать историю современного театра.

История режиссуры XX века (от Мейерхольда до Брука и Ариан Мнушкин), параллельная ей история перформанса, хэппенинга, акционизма и других «паратеатральных форм» (от Арто к Кейджу); фигура зрителя или наблюдателя в современном театральном процессе; технологии сочинения спектакля сегодня (text-deviced, док-театр, коллективное сочинение); теория зарубежного театра второй половины XX и начала XXI века (Фишер-Лихте и Леман) – вот разброс имен и тем в рамках «Курс современного театра».