На занятиях будут рассмотрены следующие темы:
1. Первые шаги документального кино. Люмьеровский документальный кадр: особенности его эстетики.

2. Анализ фильма. Однокадровый одноминутный фильм в эстетике братьев Люмьер.

3 Понимание медиа
Занятие ориентированное на знакомство с уровнем подготовки студентов, выяснение интересов, ориентиров и проектных основ для дальнейшей персональной и групповой работы. Группа знакомится с идеями в связи с различными формами и возможностями, которые возникают в связи с новыми медиа, обучаются формулировать то, что они видят, обсуждать формы различных видео-произведений. “Покажи и расскажи”.

4 Поэтический монтаж в документальном кино: Дзига Вертов, Вальтер Руттман, Йорис Ивенс.

5 Видеоискусство и смешение жанров.
Знакомство студентов с различными типами повествований в мультимедийных произведениях (кино, анимации, видео, компьютерной графике, презентации). Форма в различных видах искусств. Формализм. Формальный анализ.

6 Съемка документальных кадров, связанных не линейно, но ассоциативно, так, чтобы сопряженные вместе они рождали высказывание/настроение.
7 Классический монтаж в документальном кино. Гриффит, Эйзентштейн.

«Эффект Кулешова» и классический монтаж.

8 Кадр, план, кадрирование и раскадровка
Картина и движение. Фон и фигура. Рисунок в движении. Абстрактное и конкретное. Конструкция образной системы произведения.

9 Свет и цвет
Выразительные системы движения света и движения света. Типы световых и цветовых композиций мультимедийных произведений. Динамика, ритм,
10
Съемка и монтаж эпизода. 4 плана: установочный, средний, крупный план, субъектив героя (правило «восьмерки»).

11 Время
Отношения авторов мультимедийных произведений к времени. Время и метод. Скорость как выразительное средство. Циклическое время. Линейное время. Флешбек. Скука, интерес. Интерактивность. Машинное время и время восприятия. Машина – природа – движение. Идеи, обсуждения, примеры, разработка и технологии.

12 Репортажная документалистика и кинематограф «правды жизни» в развитии.

13 Символические системы. Знак и символ. Ральное и мифологическое.
Проблемы репрезентации и иконокластические традиции. Знаковые системы из истории искусства, массовой культуры, искусства и кино. Автор и его аудитория как создатели и воспринимающие системы символов и знаков. Мультимедийные произведения и их контексты: кино, современное искусстве, интернет, бизнес, реклама, дизайн. Презентация как мультимедийное произведение. Расширенное кино и перформанс. Фигура. Фон.

14 «Школа Грирсона». Cinema verite. Современное «реальное кино».
15 Ритм, звук, музыка
Мультимедийное произведение как способ записи и иллюстрации. Музыкальный монтаж. Авторское аудио-визальное произведение. Статика и движение. Остановка. Комбинаторика. Типы отношений между звуком и образом-движением. Цвет и звук. Танец и мультимедиа. Звуковой и оптический образ и способы их соединения.

16 Съемка репортажного сюжета.

17 Еще о движении
Комикс и мультфильм. Эдвард Майбридж. “Какие-угодно-моменты” и “привилегированные моменты” (Делез и Бергман). Фигура человека. Персонаж, альтер-эго. Еще о проблематике жанров в видео.

18 Аллегорический монтаж. «Этическое измерение» в монтаже. Артаваз Пелешян «Времена года», «Мы». Лени Рифеншталь «Олимпия».

19 Практическое задание: снять два эпизода, смысл каждого из которых раскрывался бы в результате их монтажного совмещения.

20 Творческий метод
Мультимедийное произведение как пересечение различных видов искусства: литературы, архитектуры, скульптуры, музыки, танца, театра. Произведение искусства в истории. Изучение, создание, аналитика, критика, видеоэссе, “кража”, заимствование, присвоение.

21. Съемка двух эпизодов, смысл каждого из которых раскрывался бы в результате их монтажного совмещения.

22 Система искусств.
История стратегий художников, работающих с видео. Перформанс, документация, повествовательное видео, экспериментальное кино, формальное кино, новые медиа, визуальные исследования, междисциплинарность. Проблематика видео-искусства в системе искусств.

23 Феминистская критика и видео в искусстве с 60х годов. Male gaze.
Кино и видео как воспроизводство “мужского”. Гендерный порядок. Анализ классических видеопроизведений художниц в феминистской перспективе.

24 Фильм-портрет. Гуманистический кинематограф в развитии. Флаэрти «Нанук с Севера». Герц Франк «На 10 минут старше».

25 Создание фильма-портрета (портрет друга).

26 Империя наносит ответный удар!
Постколлониальный проект, деколлониальный проект и видео-искусство.
Обзор теорий, обсуждение некоторых видеоработ. Обсуждение.

27 Художники и социальное поле.
Теории автономии, “политическое”, видео как современный жанр пропаганды.
Что такое идеалогия в 21м веке? Место видео-искусства в современной системе репрезентации.

28 Социальная документалистика. Европейская и американская традиции. Гальтьего Якопетти «Прощай, Африка!» Майкл Мур. Фаренгейт 9/11

29 Создание сюжета с социальной проблематикой.
30 Теоретические обобщения в документальном кино. Годфри Реджио. «Койяанискаци». Проект «Песнь тела».

31 Задание: визуальная иллюстрации цитаты или афоризма

32 Коллективное и индивидуальное производство.
Авторские “голоса”. Язык искусства. Союзничество и наемный труд.
Кино и видео как модели фордистского и постфордистского производства и “другие” перспективы. Практики “участия”. Романтическая фигура авторства-одиночки и коллективная работа. Производство искусства как необходимость и освобождение. Фигура гибридного художника и “гибридное” искусства.

33 Жанр мокьюментери – «псевдодокументальное» кино. Вуди Аллен. «Зелиг». Вернер Херцог «Далекая синяя высь». Питер Гринуэй. Ранние работы.

34 Задание: репортаж в жанре мокьюкментери
35 Приемы документалистики в современном искусстве. Видеоарт.

36 Задание: снять неигровые кадры и теоретически обосновать возможность их внедрения в контекст актуального искусства.

37 Кинематограф «от первого лица». От киноэссе к видеоблогу. Крис Маркер «Без солнца». Вим Вендерс «Заметки об одеждах и городах».

38 Задание: короткое видеоэссе с закадровым текстом от первого лица.

39 Использование документальных приемов в игровом кино. Ульрих Зайдль. Ларс фон Триер и проект «Догма».

40 Задание: игровой сюжет, рассказанный документальным языком.

41 Этапы работы над документальным проектом: теоретическая заявка, ресеч, разработка сценария, представление проекта.

Презентация и защита итоговой работы (10 минутный фильм)