ZKM/MNK
Цикл включает в себя 6 лекций:

Лекцию Ирины Захарченко «Искусство в Воображаемом музее: мир метаморфоз», 11 сентября (понедельник);

Лекцию Ксении Блохиной «Роль примитива в отечественном искусстве первой половины ХХ века», 12 сентября (вторник);

Лекцию Натальи Кортуновой «От Родена до Джакометти. Новые пути развития скульптуры», 13 сентября (среда);

Лекцию Ильи Печенкина «Великий метаморфозис». Русское как европейское в искусстве XVIII века», 14 сентября (четверг);

Лекцию Александры Даниловой «Классический музей и современное искусство: от выставки-интервенции к выставке-революции», 15 сентября (пятница);

Лекцию Елизаветы Лихачевой «Что такое искусствознание?», 16 сентября (суббота).

Мы поговорим о зарубежном и отечественном искусстве, обсудим основные исторические понятия и методологические подходы, формирующие наши представления об истории искусства, поговорим о том, как сегодня музей влияет на зрительское восприятие и о многом другом.

Лекции будут проходить с 11 по 16 сентября в 19:30 павильоне «Школа» Парка искусств Музеон (м. Октябрьская, напротив Парка Горького).
Участие бесплатное, но необходима регистрация.

 

11 сентября (понедельник)- лекция Ирины Захарченко «Искусство в Воображаемом музее: мир метаморфоз»

Состоявшаяся прошедшей зимой в ГМИИ выставка «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» представила широкой публике концепцию, чрезвычайно важную для понимания современного видения древнего и классического искусства. Знаменитый писатель, философ, политик А.Мальро назвал музей «храмом метаморфоз», открывающим иные смыслы искусства, а безбрежный мир репродуцированных произведений определил как Воображаемый музей, который позволяет каждому к этим смыслам приобщиться.

Вслед за А.Мальро на лекции поразмышляем о том, как рождение Воображаемого музея повлияло на дальнейшее развитие искусства,  почему репродуцирование (а сегодня и цифровое копирование) произведений радикально изменило наши  взаимоотношения с художественным наследием, какими глазами мы сегодня, в ХХI веке, смотрим на знаменитые шедевры. Концепция Воображаемого музея А.Мальро – это повод для разговора о нашем восприятии великого искусства прошлого.

12 сентября (вторник) – лекция Ксении Блохиной «Роль примитива в отечественном искусстве первой половины ХХ века»

В лекции речь пойдет о понятии языка примитива и проблеме его терминологических границ (архаическое, религиозное, народное искусство). На примере таких художников как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Павел Филонов и других будет рассмотрено влияние примитива на становление теории, практики и революционного духа авангарда. 

13 сентября (среда) – лекция Натальи Кортуновой «От Родена до Джакометти. Новые пути развития скульптуры»

На рубеже XIX и  XX  столетия скульптура вслед за живописью проходит новые стадии развития. В этом виде искусства также были свои импрессионисты и кубисты, футуристы и абстракционисты, полностью изменившие представления о том, каким может быть пластическое произведение. Меняются сюжеты и выразительные средства, формы и материалы, скульптура взмывает в воздух и приходит в движение, становится легкой и проницаемой, включает в себя предметы реального мира и развивается согласно законам живой природы.  О том, какие именно мастера сыграли ключевую роль в трансформации традиционного языка скульптуры, будет подробнее рассказано в данной лекции.

14 сентября (четверг) – лекция Ильи Печенкина ««Великий метаморфозис». Русское как европейское в искусстве XVIII века»

Реформы Петра I имели одним из своих последствий появление в России нового типа культуры, подчинённой задачам государственного переустройства. Её принципиальной особенностью была непримиримость к традиции, а её формы имели заимствованный характер. Процесс модернизации по европейскому образцу, растянувшийся на целое столетие, неизменно оформлялся патриотической риторикой, согласно которой Российская империя обладала древней и славной историей, объясняющей её притязания на могущество в настоящем. Программное подражание западным образцам сменилось придворным «русицизмом» второй половины XVIII века. В лекции будет рассказано о рецепции «европейских» форм и смыслов в отечественном искусстве раннего Нового времени и о последующем превращении их в инструменты репрезентации «русского» в архитектуре и живописи.

15 сентября (пятница) – лекция Александры Даниловой «Классический музей и современное искусство: от выставки-интервенции к выставке-революции»

Сегодня многие крупнейшие музеи классического искусства или знаменитые архитектурные ансамбли, такие как Лувр и Версаль, палаццо Боргезе и музей Метрополитен, Эрмитаж и Прадо, все активнее стали включать в экспозиции современные произведения. Подобное содружество позволяет не только актуализировать пространство, привлечь в музеи новую молодую аудиторию, оно также задает новую систему отсчета. Вступая в диалог, классическое и современное искусство очень точно выявляют стержневые темы культуры и одновременно обостряют восприятие зрителя, предлагая ему по-новому взглянуть на уже примелькавшиеся вещи. Эти неожиданные столкновения делают явными и очевидными точки соприкосновения различных эпох, наглядно показывают, как изменяется восприятие, менталитет и даже физиология мысли.

16 сентября (суббота) – лекция Елизаветы Лихачевой  «Что такое искусствознание?»

На лекции мы поговорим о том, что такое искусствознание, как оно появилось и зачем оно нужно. Вы узнаете о том, кто и зачем придумал систематизировать искусство, как это делается и почему это нужно непрофессионалам. Вместе мы разберемся в базовых вещах, чтобы потом вы могли приступить к изучению теории мировой живописи.