Беленький И. Лекции по всеобщей истории кино. – М., 2008

В лекциях И. В. Беленького, читаемых в течение ряда лет в ГИТРе, в сжатой
форме представлена история кино в ее основных моментах.
В книге I раскрываются истоки киноискусства, детально показано становление
кинопроизводства и дана оценка достижений кинематографа Франции,
Англии, США, Италии, Дании, Германии, Швеции, России, а в книге II описаны
достижения мирового и отечественного кино 20-х годов, фильмы Чаплина,
Вине, Ланга, Деллюка, Буньюэля, Кулешова, Эйзенштейна и других выдающихся
деятелей киноискусства. Книги написаны живым, доступным языком,
в них ярко проявляется авторское отношение к кино.

Гинзбург СОчерки теории кино. - М.; 1993.

Зоркая Н. История советского кино. – СПб.: Алетейя, 2005.

Итоговый труд выдающегося отечественного киноведа, заслуженного деятеля искусств профессора Н. М. Зоркой обобщает ее обширные и фундаментальные исследования, начавшиеся более полувека назад со статей для газет и популярных журналов. В 1961 году выходит ее первая книга о кино — «Между прошлым и будущим. Заметки о современном западном киноискусстве». Ее книга «Портреты» (1966) переведена и опубликована в Болгарии и Венгрии; книга «Soviet Cinema Today» издана в Индии (New Dehli, 1988); вышедшая в США (1989) книга «The Illustrated History of Soviet Cinema» переиздана в Японии (1994) массовым тиражом. Во всех ее публикациях поражает культура и ясность мысли, доступность изложения и зоркость, т.е. точность выбора материала—все не случайное, выдающееся, ставшее классикой. Ее исследования, нашедшие воплощение в статьях и книгах, отличаются методологической стройностью и национально-исторической конкретностью.

Зак М. Кино как искусство, или Настоящее кино. – М.: Материк, 2004.

В сборник работ известного искусствоведа Марка Зака вошли работы, которые рассказывают о том, что происходило и происходит на экранах, если рамки этих экранов раздвинуть на десятилетия

Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1977.

Книга одного из самых влиятельных  теоретиков и историков кино Зигфрида Кракауэра (1889 – 1966) рассказывает об интереснейшем и столь же противоречивом периоде в истории немецкого кино, охватывающем годы первой мировой войны, 20-е годы и начало 30-х годов. Анализируя фильмы этого периода, автор выходит далеко за пределы традиционного киноведческого анализа и показывает, как в этих фильмах прямо или косвенно нашли своё отражение сложные социальные процессы и противоречия самой жизни описываемого периода. Книга рассчитана на читателей, которых интересуют проблемы истории кино.
Кракауэру принадлежит теория спиралевидной  взаимозависимости коммерческого кино и массовой психологии: кино верно отражает психологию масс со всеми её «тёмными» сторонами и, в свою очередь, воздействует на формирование оной.

Кракауэр Зигфрид   Природа фильма. Реабилитация физической реальности
Сокращённый перевод с английского Д.Ф.Соколовой . Москва, «Искусство», 1974

Кракауэр Зигфрид Орнамент масс // Новое литературное обозрение, 2008, № 92

 Базен А. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972.

Режиссерская энциклопедия кино США/ Ответств. Ред. Е. Н. Карцева. — М.: Материк, НИИ Киноискусства, 2000.

Режиссерская энциклопедия кино Европы. — М.: Материк, НИИ киноискусства, 2002.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6-ти томах. Издательство: М.: Искусство Год: 1958 — 1963

Том 1. «Изобретение кино» (1832-1897) и «Пионеры кино» (От Мельеса до Патэ, 1897-1909).

Том 2. «Кино становится искусством. 1909 — 1914 гг.».
Том 3. «Кино становится искусством 1914 — 1920″.
Том 4.1″Послевоенные годы в странах Европы. 1919 — 1929 гг.».
Том 4.2. «Голливуд. Конец немого кино 1919 — 1929″.
Том 6. «Кино в период войны. 1939 — 1945 гг.»

Классика! но только до шестидесятых! Но очень хорошая!

Теплиц Е. История киноискусства. М., Том 1. 1895-1927 (1968).
Теплиц Е. История киноискусства. М., Том 2. 1928-1933 (1971).
Теплиц Е. История киноискусства. М., Том 3. 1934-1939 (1973).
Теплиц Е. История киноискусства. М., Том 4. 1939-1945 (1974).

Многотомная «История киноискусства» известного польского историка кино Ежи Теплица — одно из лучших киноведческих исследований, вышедших за рубежом. Автор прослеживает исторический процесс развития киноискусства, анализируя с марксистских позиций художественные направления и творчество выдающихся мастеров кино. Выпущенный издательством «Прогресс» в 1968 году 1-й том охватывал период с 1895 по 1927 годы и являлся обстоятельным очерком немого кино. 2-й (1928-1933) в основном посвящён «звуковой революции» и глубоким изменениям в выразительных средствах киноискусства, которые принёс с собой звук. В третьем томе (1934-1939) прослеживаются процессы и события зарубежного киноискусства второй половины 30-х годов, наполненные острой идейно-художественной борьбой. Четвёртый том охватывает годы Второй мировой войны (1939-1945). Он завершает издание на русском языке исследования Теплица.

Цивьян  Ю. Историческая  рецепция  кино. — Рига.: Зинатне, 1994.

В монографии изучается малоисследованная эпоха становления и наиболее интенсивного развития языка и поэтики кино. Работа носит документально-исторический характер — в ней использованы материалы фильмохранилищ и архивов Риги, Москвы и Ленинграда. Массив исторических данных подвергается осмыслению с точки зрения меняющихся условий восприятия фильма. Обобщающей характеристике подвергаются и внутренние закономерности эволюции кино в ряду других видов искусства. В книге есть главы, посвященные покадровому анализу фильмов 20-х годов.
Для искусствоведов и филологов, студентов, изучающих кинопроизводство, и всех интересующихся историей культуры.

Ямпольский М.Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии, М., 1993

Книга, которую держит в руках читатель, требует нескольких предварительных пояснений. Она посвящена определенному направлению в ранней европейской кинотеории (Франция, Германия, Австрия), которое почти не известно в нашей стране и мало изучено в зарубежном киноведении. Вместе с тем данная книга не является сколько-нибудь полным и систематическим обзором ранней западноевропейской киномысли. При работе над книгой автор не исходил из стремления коротко рассказать обо всем. Напротив, им сознательно игнорировались отдельные авторы, а те киноведческие исследования, которые нашли отражение в очерках, также зачастую представлены далеко не во всей полноте.

Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911—1933 гг. / Составитель и переводчик М. Ямпольский. М.: Искусство, 1988.

В сборник включены статьи и фрагменты теоретических работ, принадлежащие перу видных французских кинематографистов 1920-х гг. Среди них — труды Л. Деллюка, Ж. Эпштейна, А. Ганса, Р. Клера, Ж. Фейдера. Входят в сборник также и работы о кино представителей других видов искусств — театрального режиссера Ш. Дюллена, поэтов Л. Арагона и Б. Сандрара, художника Ф. Леже и других. Впервые собранные воедино, эти работы дают достаточно развернутое представление о зарождении и развитии теоретической киномысли во Франции в период немого кино.

Издание предваряется вступительной статьей, написанной одним из ведущих советских теоретиков и историков кино — С. Юткевичем. Составитель Михаил Бенеаминович Ямпольский