Программа

для поступающих в магистратуру по направлению 50.04.03   История искусств

Магистерская программа

«Теория и история русского, советского искусства: интеграция

в международные контексты»

МОСКВА –2016

Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру

Требования к абитуриенту.

Прием на обучение по направлению подготовки 50.04.03. «История искусств» на  магистерскую программу  «Теория и история русского, советского искусства: интеграция  в международные контексты» осуществляется в соответствии с Правилами приема в РГГУ в 2016[1].

К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:

–– при поступлении на обучение по программам магистратуры – документом о высшем образовании и о квалификации.

1.5. Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее – документ установленного образца):

– документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного Минобрнауки России;

 

Желающие обучаться по ООП ВПО «Теория и история русского, советского искусства: интеграция в международные контексты»

должны сдать вступительные экзамены. Зачисление производится по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются университетом.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Соискатели, сдающие вступительный экзамен в магистратуру «Теория и история русского, советского искусства: интеграция

в международные контексты», должны иметь общеобразовательный уровень  подготовки по истории искусства и культуры.

 

Поступающий в магистратуру должен знать:

 

  • основы современной истории искусства, понимать связь эпох и художественных стилей, владеть основами описания и анализа, интерпретации  памятников изобразительного искусства;
  • понимать цели и задачи истории искусства как науки;
  • иметь представление о месте истории искусства в современном гуманитарном знании;
  • владеть содержанием основных  понятий и терминов истории искусства,
  • иметь представление о  роли знаков и символов в художественных контекстах,
  • понимать роль  художественных стилей в истории искусства.

Содержание  программы

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII  ВЕКА

Вопросы

  1. Особенности архитектуры Петровского времени. Типы сооружений, их стилевая принадлежность, новые технологии проектирования и строительства
  2. Градостроительное развитие Петербурга в 1-й половине XVIII века
  3. Живопись в России 1-й половины XVIII века. Мастера, их произведения, проблема становления профессиональной школы
  4. Архитектура середины XVIII века. Круг задач, ведущие мастера и памятники, стилистические особенности. Интерьер русского барокко и рококо
  5. Скульптура в России XVIII века: особенности и этапы развития, ведущие жанры, мастера и их произведения
  6. Архитектура в России 2-й половины XVIII века. Диапазон стилей, утилитарные и идеологические функции, типология, зодчие и их постройки
  7. Русская портретная живопись 2-й половины XVIII века. Эволюция образов и стиля, типология, ведущие мастера и их основные произведения

История изучения русского искусства XVIII- XX веков.

Искусство XVIII века в оценках деятелей русской культуры середины XIX столетия. Романтическая идеализация западников (Н.Кукольник) и отрицание славянофилов (В.Стасов). “Взрыв” исторической науки во второй половине XIX века. Публикации П.Н.Петрова, Д.А.Ровинского, Н.П.Собко. “Открытие” русского портрета XVIII-XIX веков творческим объединением “Мир искусства”. Публикации “мирискусников” (А.Бенуа, С.П.Дягилев, Н.Н.Врангель) и “История русского искусства” И.Э.Грабаря (1909 г.) как начало научного осмысления искусства XVIII и XIX вв. Отход от узко прозападной и субъективно исторической интерпретации развития художественного процесса. Постановка основных проблем изучения искусства XVIII в.: взаимосвязи отечественной и западноевропейской художественных школ; взаимодействия традиционного средневекового искусства и нового светского; скорость формирования русского искусства Нового времени и т.д. Возникновение советской школы искусствознания в 1920-е гг. Завершение “мирискуснического” направления (А.Сидоров, Э.Голлербах). Продолжение исследований в русле первой “Истории русского искусства” (И.Грабарь, А.Эфрос, Б.Виппер). Период вульгарно-социологического подхода в интерпретации явлений искусства и уход искусствоведения в сферу фактологического, фактического освоения материала и атрибуции. “История русского искусства XVIII века” Н.Коваленской – первая попытка комплексного осмысления русского искусства данного периода. Второе издание “Истории русского искусства” 1950-1960-х гг. – новый этап в изучении искусства XVIII века. Переход от накопления материала к его аналитическому осмыслению. Монографическое освещение творчества ряда мастеров (Н.Гершенозон-Чегодаева, Т.Селина, И.Сахарова, Т.Лебедева и др.). Публикации о проблемах монументально-декоративном искусства (Б.Борзин, Н.Калязина и др.), гравюры (М.Лебедянский, М.Алексеева и др.), скульптуры ( И.Рязанцев и др.), архитектуры (Н.Евсина, А.Раскин, А.Михайлов и др.) Выход изучения русского искусства XVIII века в 1980-е гг. за рамки автохтонного понимания и освещения, попытки поставить его в общеевропейский художественный процесс (Д.Сарабьянов, О.Евангулова, В.Турчин и др.)

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА

Искусство I –й четверти XVIII века.

 

Общая характеристика искусства Петровского времени. Эстетические концепции и стилистическое своеобразие искусства I-й четверти XVIII века.

Архитектура I-й четверти XVIII века. Проявление светских тенденций в архитектуре Москвы к. XVII- начала XVIII века.

Государственная политика в области архитектуры. Начало строительства Петербурга. Особенности градостроительной системы Петербурга. Разработка новой типологии общественных и жилых сооружений. Деятельность ведущих архитекторов Петровского времени Д. Трезини, Ж.-Б. Леблона, И. Зарудного и др.

Изобразительное искусство Петровской эпохи.

 

Формирование русской школы гравюры. Роль и значение гравюры в культуре Петровской эпохи. Творчество основных мастеров. Гравюры Шхонебека, Пикарта, братьев Зубовых, Васильева, Махаева. Эволюция станковой живописи от парсуны к светской живописи. Сложение русской школы живописи. Русские художники нового типа. Творчество И. Никитина и А. Матвеева.

Художники-иностранцы при дворе Петра I.

Скульптура I-й четверти XVIII века. Роль скульптуры в создании новой эстетической Среды. Жанровое и стилистическое многообразие скульптуры Петровского времени. Творчество ведущих мастеров- Шлютера, Пино, К. Растрелли. Роль скульптуры в парковых ансамблях Петергофа, Летнего сада, в убранстве Летнего дворца и Монплезира в Петергофе.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА

Изобразительное искусство и архитектура 30-х-50-х годов XVIII века.

 

Сложение русской национальной архитектурной школы. Творчество первых русских профессиональных архитекторов Еропкина, Земцова, Коробова. Архитектурная теория в России 30-х-40-х гг. XVIII века.

Стилистическое своеобразие русского варианта архитектуры барокко. Деятельности и основные сооружения Ф.-Б. Растрелли, Чевакинского.

Московская архитектурная школа середины XVIII века. Градостроительная деятельность  и основные сооружения Мичурина, Ухтомского, Бланка.

Монументально-декоративная живопись. Плафоны Дж. Валериани, Б. Тарсиа и др. Десюдепорты А. Бельского и Б. Суходольского. Мозаические опыты М. В. Ломоносова.

Барочные и рокайльные тенденции в станковой живописи и графике 30-х-50-х годов XVIII века. Искусство «россики» середины века: Гроот, Ротари, Лагрене, Токке. Творчество русских портретистов – Антропова, Вишнякова, Аргунова.

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Архитектура раннего классицизма.

 

Общая характеристика искусства II-й половины XVIII века, его связь с имперским социальным проектом. Эстетические и стилистические особенности классицизма. Периодизация стиля.

Стилистические особенности архитектуры раннего классицизма II-й половины 60-х- начала 80-х годов XVIII века. Проблема городского ансамбля в новой типологии градостроительства. Творчество Валлен-Деламота, Ринальди, Фельтена.

Стилистическое своеобразие творческого метода Баженова. Проект Большого Кремлёвского Дворца. Московский вариант классицизма. Творчество Казакова. Феномен русской псевдоготики в архитектуре эпохи Просвещения.

Архитектура 80-х годов XVIII в. – I трети XIX века.

Архитектура строгого и высокого классицизма. Творчество и основные сооружения Старова, Камерона, Кваренги.

Стилистические особенности архитектуры ампира. Формирование городской Среды, проблемы пространственного взаимодействия архитектурных ансамблей в творчестве ведущих архитекторов позднего классицизма. Творчество и основные сооружения Воронихина, Захарова, Томона, Росси, Стасова.

Архитектура Москвы после войны 1812 года. Деятельность по восстановлению Москвы О. Бове, творчество Д. Жилярди, А. Григорьева и др.

Изобразительное искусство II половины XVIII века: живопись.

 

Основные эстетические концепции искусства эпохи Просвещения. Учреждение Академии художеств и её роль в становлении национальной школы изобразительного искусства. Иерархия жанров. Историческая и мифологическая живопись. Творчество Лосенко. Пейзаж и бытовой жанр в живописи II-й половины XVIII века. Отражение идей эпохи Просвещения и предромантические тенденции в творчестве великих русских портретистов Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

Скульптура эпохи классицизма.

Становление и расцвет русской школы скульптуры во II-й половине XVIII века. Никола Жилле и скульптурный класс Академии художеств. Развитие классицистических концепций в станковой, монументальной, декоративной и мемориальной скульптуре в творчестве.

  • Список литературы 

Основная:

  1.  Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.
  2. История русской живописи. Том 2. XVIII век.  Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с.

Дополнительная:

  1. История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII – начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.
  2. Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.
  3. Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007
  1.    М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.
  2. А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII – XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.
  3. И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.
  4. А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.
  5. Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.
  6. М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X – XX веков. М., 1989.

Адреса ресурсов Интернет;

Жанры живописи [Электронный ресурс]:учебный курс. – Электрон. дан. – [СПб.]: Гос. Рус. музей, сор. 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

/М.И. Свидерская. – Электрон. дан. – [М., сор.  2001]. –  Режим доступа:  http://www.msviderskaya.narod.ru/c1.htm

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Всё для студента-искусствоведа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М., МГУ,  cop. 2005-2010 ]. – Режим доступа: // http://iskunstvo.info/

East View Information services [Electronic resource]:  [Информационная служба с базами данных по гуманитарным и естественным наукам]. – Electronic data. – Minneapolis, USA [n.d.]. –  Mode of access : http://www.eastview.com/

Grove Art Online [Electronic resource]:  [Онлайн ресурс по истории изобразительных искусств]. – Electronic data. – Oxford University Press [cop. 2007 — 2011]. –  Mode of access : http://www.oxfordartonline.com/public/

 

 

 

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XIХ  ВЕКА

Вопросы

  1. Живопись в Академии трёх знатнейших художеств 2-й половины XVIII—начала XIX века. Иерархия жанров, персоналии важнейших мастеров, их работы
  2. Архитектура и монументальная скульптура русского ампира. Памятники в Петербурге и Москве, их создатели, идеология стиля. Градостроительные акции 1-й трети XIX века
  3. Русская живопись 1800—1850-х годов. Крупнейшие художники и их новаторский вклад в развитие русской школы
  4. Русская живопись 2-й половины XIX века. Реалистическое и салонно-академическое направления. Способы самоорганизации художников. Крупнейшие мастера и их работы. Жанровые предпочтения и сюжетно-тематический репертуар
  5. Русская скульптура XIX—начала ХХ века. Особенности развития станковой и монументальной пластики

 

      РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Искусство I-й трети XIX века.

Своеобразие эстетики изобразительного искусства эпохи романтизма. Соотношение романтических и академических тенденций в системе изобразительных искусств.

Портретная и пейзажная живопись эпохи романтизма. Творчество Кипренского, Тропинина, Сильвестра Щедрина.

Историческая живопись I-й половины XIX века.

 

Компромиссный характер исторической живописи I-й половины XIX века. Противоречие между академической формой и романтическим содержанием в творчестве Брюллова, Бруни и др. Философские концепции искусства А. Иванова.

Эволюция бытового жанра в живописи I-й трети- середины XIX века: от “идиллического” реализма произведений Венецианова к критическому реализму Федотова.

 

Скульптура.

Активное включение скульптуры в архитектурный образ и градостроительный ансамбль. Укрупнение и монументализация форм круглой скульптуры и рельефа. Осмысление скульптурной композиции как носителя высоких гражданских идеалов. Становление русской медальерной школы. – Синтез скульптуры  и архитектуры в позднем творчестве Ф.Щедрина: скульптура Адмиралтейства, фриз “Несение креста” для конхи южной апсиды Казанского собора. Поздние работы И.П.Прокофьева: ретроспективизм – “Борцы”, горельеф “Воспитание”. – Зрелое творчество И.П.Мартоса: портреты, монументальная скульптура, мемориальная пластика – бюст И.Л.Лазарева, памятник Минину и Пожарскому, Е.И.Гагариной, А.Э.Ришелье. Скульптурное творчество Б.И.Орловского, И.П.Витали, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского.

Медальерное искусство.  Творчество Ф.П. Толстого: серии памятных медалей, рельефы – серия “Война 1812 года”, рельефы по мотивам “Одиссеи” Гомера.

 

Графика.

 

Графическое наследие О.А.Кипренского: крупнейший мастер карандашного портрета. Сатирическая графика П.А.Федотова. Расцвет русской литографии: И.С.Щедровский, К.И.Беггров

 

 

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства.

Периодизация. Историография.

“Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям.

Особенности художественной жизни. Роль меценатов и коллекционеров, социальный фундамент реалистического искусства. Роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Роль художественной критики. В. Стасов. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века.

Живопись критического реализма.

 

Общая характеристика эстетики и идеологии искусства критического реализма. “Бунт 14-ти” в 1863 году, организация Артели художников. Экономическая самоорганизация художников. Перов и бытовой жанр 60-х годов.

Просветительская программа Товарищества передвижных художественных выставок. Изменение жанровых приоритетов в искусстве 70-х годов. Процесс психологизации искусства, роль портрета в творчестве Крамского и художников передвижников. Исторические сюжеты и “Евангельский цикл” в творчестве Н.Ге.

 

 Пейзаж 1870-х-1890-х годов.

 

Эстетика реалистического пейзажа 2-й половины XIX века.  Поэзия «повседневного» в пейзажах Саврасова. Эпический характер пейзажной живописи Шишкина. Лирический пейзаж Ф. Васильева. Появление элементов декоративизма в творчестве Куинджи. Тенденции эстетики

”бесконфликтности” в пейзажном творчестве Поленова. Роль пейзажа в возникновении “ бессобытийного” жанра в живописи. Творчество В.Васнецова и Нестерова. «Пейзаж настроения» Левитана. Овладение приемами пленэристической живописи, стремление к преобладанию качества формы над содержанием.

Творчество И.Е. Репина и  В.И. Сурикова.

 

Широта жанрового и тематического диапазона в творчестве Репина. Претворение передвижнической программы “ монументальной”, “хоровой” картины в многофигурных композициях Репина. Портрет в творчестве Репина.

Полифонизм исторической живописи Сурикова. Обращение к легендарным историческим сюжетам в позднем творчестве Сурикова.

Проповедь освобождения искусства от социальной заострённости – А. В. Прахов. Нарастание элементов фольклора, сказочной тематики в исторической живописи 60х-90х годов, уход от изображения реальной действительности. Творчество В. Васнецова, религиозная живопись М. Нестерова.

 

Архитектура середины—второй половины XIX века

От классицизма к эклектике. История проектирования и строительства Храма Христа Спасителя в Москве. Творчество К. А. Тона и «русско-византийский стиль» в церковной архитектуре. Многостилье в придворном строительстве Николая I: интерьеры Зимнего дворца (после 1838 г.) и постройки в Петергофе. Начало изысканий в области архитектурной археологии. Деятельность А. Оленина и Ф. Солнцева, Ф. Рихтера, Л. Даля, В. Суслова. Неовизантийский стиль и новая идентичность Российской империи в царствование Александра II. Роль Академии художеств и Института гражданских инженеров. «Демократическая» версия русского стиля в творчестве В. Гартмана, И. Ропета и др. Павильоны России на международных выставках. «Официальный» русский стиль времени Александра III: церковные и гражданские постройки. Противоречия эклектического метода в архитектуре. Новые конструкции и материалы. Постройки А. Парланда, Л. Бенуа, А. Померанцева, Н. Поздеева. Архитектурные опыты художников – В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина. Сближение архитектуры со сценографией и ДПИ. Архитектура и урбанизационные процессы. Новые типы городских сооружений. Доходный дом – прозаическая структура и эффектная фасадная декорация. Исторические неостили в применении к новаторским задачам: железнодорожные вокзалы, торговые пассажи и др. общественные здания. Полистилизм в интерьере второй пол. XIX века. Дворцы аристократии и особняки буржуазии. Выбор стиля как маркер идентичности. Значение модерна в русской архитектуре рубежа веков. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Кекушева, А. фон Гогена, Ф. Лидваля, Н. Васильева и А. Бубыря.

 

Вопросы

 

  1. Художественные объединения конца XIX—начала ХХ века, их программные декларации, творческая и выставочная практика. Художественная критика и публицистика Серебряного века
  2. Русская портретная живопись рубежа XIX—ХХ веков. Диапазон стилей, крупнейшие портретисты и их работы
  3. Архитектура эклектики в России. Многообразие неостилей, их содержательные основания, особенности интерпретации ретроспективных форм в XIX веке. Архитектура и технический прогресс. Персоналии крупнейших архитекторов и их постройки
  4. Архитектура модерна в Петербурге и Москве. Направления, идеи, мастера. Особенности развития и восприятия модерна в России
  5. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Его генезис и развитие, виднейшие представители и их произведения (в том числе нереализованные проекты)

 

ИСКУССТВО РУБЕЖА  XIX – ХХ ВЕКОВ

Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию.

Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

– Искусство и революция 1905 года.

– Особенности художественной жизни рубежа веков.

Общая характеристика русской художественной культуры конца XIX – начала ХХ века.

Своеобразие развития русской художественной культуры рубежа веков, многообразие стилистических направлений, поиски новых путей развития искусства в 900-х- начале 10-х годов ХХ века.

Творчество  В.Серова и М. Врубеля.

Творчество Серова: эволюция живописи Серова от реализма к модерну. Портретное творчество Серова- портреты друзей, деятелей русского искусства и культуры; заказные портреты. Исторический и мифологический цикл в творчестве Серова.

Творчество Коровина. Коровин- наиболее яркий представитель импрессионизма в русском искусстве рубежа веков. Отказ от социальной проблематики и обращение  к  самоценности живописи, колористическое богатство живописи Коровина. Своеобразие “русского Импрессионизма” по сравнению с французским, гедонистическое начало в произведениях Коровина. Театральное творчество Коровина.

Творчество Врубеля. Особенности живописного метода Врубеля. Сказочная и мифологическая тематика картин Врубеля. “Демониана”. Портрет и пейзаж в творчестве художника. Монументальная живопись, майолика, театральное творчество Врубеля. Врубель- художник ренессансного типа.

Художественные объединения в искусстве рубежа веков.

Объединение “Мир искусства”. Особенности эстетической программы, теоретические концепции “Мира искусства”, учреждение в 1898 году одноимённого журнала. Художественная практика объединения “Мира искусства”- стилистические особенности живописи мирискусников, культ красоты, обращение к традициям искусства ушедших эпох; графика и книжная иллюстрация в творчестве мирискусников; возрождение “большого стиля” в театрально-декорационном искусстве.  “Русские сезоны” в Париже- триумф русского искусства. Основные мастера “Мира искусства” и их произведения: творчество Бенуа, Сомова, Бакста, Головина, Добужинского, Рериха и др.

Символизм в живописи рубежа веков. Стилистическая близость живописи Борисова -Мусатова и художников группы “Наби”. Живописно-декоративный вариант постимпрессионизма- творчество Борисова-Мусатова. Особенности живописной техники и системы в целом Борисова-Мусатова. Образ “вечно женственной” природы в произведениях художника.

Развитие символистских концепций живописи Борисова-Мусатова в творчестве художников “Голубой розы”. Выставка “Голубой розы” в Москве в 1907 году. Основные мастера и произведения. Творчество Кузнецова в дооктябрьский период; творчество Сарьяна, Крымова, Сапунова, Судейкина.

 

Архитектура конца 1900-х—1910-х гг. Неоклассицизм и неорусский стиль

Идейно-художественные и профессиональные предпосылки неоклассического «ренессанса». Апология классического наследия в публицистике «мирискусников». Борьба за исторический Петербург. Роль Академии художеств и мастерской Л. Бенуа. «Историческая выставка архитектуры» и деятельность И. Фомина. Значение юбилейных дат, в частности, столетия Отечественной войны. Конкурсная и строительная практика неоклассицизма: от ностальгических стилизаций русского ампира к космополитичному монументализму и академизму И. Жолтовского. Значение неколассицизма 1910-х гг. для последующего развития русской архитектуры в ХХ в.

Неорусский стиль как национально-романтическая версия архитектуры модерна в России, его отличия от вариантов русского стиля периода эклектики. Роль заказчика в развитии неорусского стиля. Неорусский стиль в старообрядческом храмостроении после 1905 г.; постройки И. Бондаренко, Ф. Шехтеля, В. Адамовича и В. Маята. Неорусский стиль в придворном строительстве Николая II: Фёдоровский городок в Царском Селе, работы В. Покровского и А. Щусева. Неорусский стиль в гражданских постройках, тенденция к монументализации масштаба (Казанский вокзал А. Щусева).

 

  • Список литературы 

Основная:

  1.  Грабарь. И. Э. История русского искусства И.Э. Грабарь. М.: 2010, 208 стр.
  2. Печенкин И.Е. Русское искусство XIX века.. М.: 2013.360 стр.
  3. Печенкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX – начала ХХ веков. М.: 2009.240 стр.
  4. История русской живописи. Том 3. Первая половина XIX века.  Майорова Н., Скоков Г. 2006, 128с.
  5. История русской живописи. Том 9. Рубеж XIX и XX веков. Голицына И. 2007, 128с.

 Дополнительная:

История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII – начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.

Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.

Передвижники . Энциклопедия мирового искусства– М.: Белый город, 2007.

 

 Герман М. Импрессионизм и русская живопись.- М.: Аврора, 2005.

 

 Стернин Г.. От Репина до Врубеля.- М.: Галарт, 2009 .

 

 КольцоваЛ.А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники.- М.: Галарт, 2008 .

Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007

Манин В.С Русская живопись 19 века. – М. Союз – Дизайн: 2005Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. В 8 книгах. М.: 2006.

М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.

А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII – XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.

И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.

А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.

Д. Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.

М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X – XX веков. М., 1989.

Адреса ресурсов Интернет;

Жанры живописи [Электронный ресурс]:учебный курс. – Электрон. дан. – [СПб.]: Гос. Рус. музей, сор. 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

/М.И. Свидерская. – Электрон. дан. – [М., сор.  2001]. –  Режим доступа:  http://www.msviderskaya.narod.ru/c1.htm

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Всё для студента-искусствоведа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М., МГУ,  cop. 2005-2010 ]. – Режим доступа: // http://iskunstvo.info/

East View Information services [Electronic resource]:  [Информационная служба с базами данных по гуманитарным и естественным наукам]. – Electronic data. – Minneapolis, USA [n.d.]. –  Mode of access : http://www.eastview.com/

Grove Art Online [Electronic resource]:  [Онлайн ресурс по истории изобразительных искусств]. – Electronic data. – Oxford University Press [cop. 2007 — 2011]. –  Mode of access : http://www.oxfordartonline.com/public/

JSTOR [Electronic resource]:  [Полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов]. – Electronic data. – New York — Ann Arbor, Michigan [cop. 2000-2011]. –  Mode of access: http://www.jstor.org/

 

 

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО XХ  ВЕКА

Вопросы

  1. Русское искусство ХХ века в истории мирового искусства. Пути интерпретации и формирование стереотипа.
  2.    Судьба «Московской школы живописи».
  3.    Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского.
  4.    Супрематизм К. Малевича.
  5.    «Органический» конструктивизм В. Татлина.
  6.    Экспрессионистические тенденции в искусстве 1910-1920-х гг.
  7.    Аналитическое искусство. П. Филонов и его школа.
  8.    Монументальная живопись 1920-1930-х гг.
  9.  Советская графика и гравюра 1920-1970-х гг.
  10.  Книжная графика 1920-х гг. Детская иллюстрированная книга.
  11.   В. Фаворский. Искусство книги.
  12.   Эволюция образа «советского человека» в искусстве 1920-1970-х гг.
  13. Методы преподавания в Объединенных мастерских (ОБМАС) ВХУТЕМАС
  14.  Журнал «Современная Архитектура» и первая выставка Современной архитектуры в 1927 году. Идеологическая платформа, формальные установки
  15.  Тоталитарная архитектура 1930-х – 1950х годов. Проблема «идеального советского города» и его инфраструктуры (на примере городов ученых, микрорайонов Москвы, спланированных по «идеальной» схеме)

 

ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Искусство русского авангарда.

Общая характеристика искусства авангарда. Многообразие авангардных течений в русском искусстве 1910-х годов. Особенности эстетики авангарда, связь с европейским искусством и отличия русского авангарда.

Художественная теория и практика объединения “Бубновый валет”. Основные мастера и произведения. Творчество Ларионова и Гончаровой. Абстракционизм Кандинского и “аналитическая” живопись Филонова. Неоакадемизм и неопримитивизм. Творчество Петрова-Водкина и Шагала. Теория и практика супрематизма Малевича. Беспредметное искусство. Зарождение идей конструктивизма. Творчество Татлина, Поповой, Родченко, Степановой, Экстер и др.

 

Художественная жизнь России в 1918-1921 годах.

 

Общая характеристика искусства периода революции и Гражданской войны. Государственная политика в области культуры. Изменение социальной направленности искусства. Первые мероприятия советской власти в области культуры. План монументальной пропаганды. Агитационно-массовое искусство. Агитплакат, “Окна РОСТА”. Агитфарфор. Художники русского авангарда и революция. Эволюция творчества художников-беспредметников. Теория и практика конструктивизма.

“Объективный метод” анализа искусства (А.М. Родченко), полемизирующий с “субъективным” методом Кандинского.  Путь от конструкции к архитектуре и дизайну. Теория “производственного искусства”, призванного заменить его станковые формы. “Памятник Третьему Интернационалу” В.Е. Татлина: вызов природным силам и динамический образ мирового общественного управления. Дизайнерские работы Л.С. Поповой, А.М. Родченко, В.Ф. Степановой, А.А. Экстер, В.А. и Г.А. Стенбергов. Конструктивизм в театре и кинематографе: Экстер, Стенберги, Мейерхольд, Эйзенштейн.

  • Список литературы 

 

 

Основная:

  1. Печенкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX – начала ХХ веков. М.: 2009.240 стр.
  2. История русской живописи. Том 9. Рубеж XIX и XX веков. Голицына И. 2007, 128с.

 Дополнительная:

История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII – начала XX века. Энциклопедия мирового искусства. -М.: Белый город, 2008.

Пейзаж в русской живописи. Энциклопедия мирового искусства.- М.: Белый город, 2008.

Тhree Centuries of Russian Painting Три века русской живописи.- М.:Китеж. 2007М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII – XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.

И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.

А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.

Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.

М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X – XX веков. М., 1989.

Адреса ресурсов Интернет;

Жанры живописи [Электронный ресурс]:учебный курс. – Электрон. дан. – [СПб.]: Гос. Рус. музей, сор. 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

/М.И. Свидерская. – Электрон. дан. – [М., сор.  2001]. –  Режим доступа:  http://www.msviderskaya.narod.ru/c1.htm

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Всё для студента-искусствоведа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М., МГУ,  cop. 2005-2010 ]. – Режим доступа: // http://iskunstvo.info/

East View Information services [Electronic resource]:  [Информационная служба с базами данных по гуманитарным и естественным наукам]. – Electronic data. – Minneapolis, USA [n.d.]. –  Mode of access : http://www.eastview.com/

Grove Art Online [Electronic resource]:  [Онлайн ресурс по истории изобразительных искусств]. – Electronic data. – Oxford University Press [cop. 2007 — 2011]. –  Mode of access : http://www.oxfordartonline.com/public/

JSTOR [Electronic resource]:  [Полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов]. – Electronic data. – New York — Ann Arbor, Michigan [cop. 2000-2011]. –  Mode of access: http://www.jstor.org/

 

 

 

 


[1] Правила примема в РГГУ 2016 //http://www.rsuh.ru/applicant/admissions-2016/admission.php