Темы курса делятся на теоретические (1—4), практические (5—8) и экспериментальные (9—10)
1. Развитие языков выразительности в истории европейской цивилизации, появление профессиональных языков, языковых условностей, практик интерпретации и непрямого высказывания. Становление национальных языков и канонов в культуре и влияние этого на функции искусства.
2. Поиски общего языка для различных искусств, проекты синтеза и взаимодействия искусств.
3. Многослойность произведения искусства, наличие различных семиотических планов, изменение прагматики произведения при изменении семантики.
4. Способы переработки исходного материала в искусстве: репрезентация, интерпретация, контекстуализация, нормативизация и т.д. Понятия о типичном, индивидуальном, уникальном и т.д., культурная конвенциональность этих понятий.

5. Историческая семантика в искусстве. Школа Варбурга. Семантические исследования в современной микроистории.
6. Символические формы в искусстве и выразительность. Развитие и противоречия формалистских подходов к языку искусства. Школа Панофского.
7. Структурализм и постструктурализм: разнообразие подходов к изучению семантических трансформаций и культурных кодов. Ресурс генетической критики для понимания языка искусства.
8. Современные культурно-исторические исследования по исторической семантике и эволюции выразительности. Исследование художественных программ старого, нового и новейшего искусства.

9. Понятие о визуальном языке как противоположности семантическому языку. Изучение языка эмоций и аффектов в искусстве, социальных рамок семантизации визуального.
10. Поиски универсального языка в современном искусстве. Художник как промоутер своего творчества, теоретик и создатель языка. Проблемы конвертации идиолекта художника и теоретического языка науки.

Литература

Варбург, Аби. Великое переселение образов. Лучше начать со статей прГирландайо и про Лютера.

Вопросы: Какие образы Гирландайо предопределены традицией? Какие
получили новое осмысление?
Как сам Лютер относился к данным искусств? Как Реформация изменила
отношение к эзотерическим искусствам?

Панофский, Эрвин.
Схоластика и готика.
Вопрос: Как строится «сумма», как в ней соотносятся части и целое

Перспектива как символическая форма.
Вопрос: Что такое «символическое» по Панофскому.

Этюды по иконологии

Смысл и толкование изобразительного искусства
лучше начать со Слепого Купидона. Вопрос: Как понимался «характер» Купидона.

Ренессанс и «ренессансы» в истории Запада.

Idea
Это важнейшая книга Панофского по эстетике. Как идея превратилась из
«образа» в «намерение».

Ганс (Ханс) Зедльмайр
Искусство и истина.
Начать надо с сопроводительной статьи В.В. Бибихина
Внимательно прочесть толкование «Поэзии и живописи» Вермеера
Как Зедльмайр понимает наличие разных планов.

Утрата середины
Вопрос: что Зедльмайр считает серединой?

Арасс, Даниэль. Деталь в живописи.
Особенно внимательно прочесть ч. 2. Компоновка.

Франкастель, Пьер. Фигура и место: Визуальный порядок в эпоху Кватроченто.
Можно прежде всего гл. 5, «От изобретения к новым структурам».

Мерло-Понти, Морис
Око и дух.
Это — феноменологическая интерпретация живописи.

Йейтс, Фрэнсис А.
Джордано Бруно и герметическая традиция Востока и Запада

Розенкрейцерское Просвещение

Искусство памяти.

Это — великие интеллектуальные «детективы» по истории всей
европейской культуры.

Гинзбург, Карло
Мифы — эмблемы — приметы.
Особенно главы про Варбурга и Гомбриха и про Тициана.

Эко, Умберто
Искусство и красота в средневековой эстетике
История красоты
История уродства
Vertigo

Аверинцев, С. С.
Поэтика ранневизантийской литературы
Золото в системе символов древнерусского искусства
К истолкованию надписи на конхе Софии Киевской

Седакова, Ольга
Письма о Рембрандте.

Даниэль, Сергей Мих.
Искусство видеть.

Паперный, Вл.
Культура Два
(о сталинской архитектуре)

Фуко, Мишель
Живопись Мане
Слова и вещи (раздел о «Менинах» Веласкеса)

Краусс, Розалинда
Решетки.

Фостер Х., Краусс, Р. и др.
Искусство с 1900 года.

Гомбрих, Э.
Искусство и иллюзия.

Ванеян, С.С.
Гомбрих, или наука и иллюзия.

Шестаков, В.П.
Судьба венской школы истории искусства.

История литературы Италии. Т.2., ч. 1—2. (Институт мировой литературы)
особенно статьи Ю. В. Ивановой о ренессансных жанрах.
Корндорф, Анна Сергеевна.
Дворцы Химеры
Кантор-Казовская, Л.
Современность древности: Пиранези.