МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра теории и истории искусства Нового и новейшего времени

 

 

 

Программа

для поступающих в магистратуру по направлению

50.04.03 История искусств

магистерская программа

«История зарубежного искусства XV- нач.XX вв: контексты и интерпретации»

 

 

Подготовительные курсы для поступающих 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА –2016

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

проф. Лиманская Л.Ю.,

доцент Хрипкова Е.А.

 

 

Программа утверждена

на заседании Совета факультета истории искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Требования к абитуриенту.

Прием на обучение по направлению подготовки 50.04.03. «История искусств» на  магистерскую программу  Зарубежное искусство XV-XXвв.: контексты и интерпретации  осуществляется в соответствии с Правилами приема в РГГУ в 2016[1].

К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:

–– при поступлении на обучение по программам магистратуры – документом о высшем образовании и о квалификации.

1.5. Поступающий представляет документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее – документ установленного образца):

– документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного Минобрнауки России;

 

Желающие обучаться по ООП ВПО «Зарубежное искусство XV-XXвв.: контексты и интерпретации  »

должны сдать вступительные экзамены. Зачисление производится по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются университетом.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Соискатели, сдающие вступительный экзамен в магистратуру «Зарубежное искусство XV-XXвв.: контексты и интерпретации  », должны иметь общеобразовательный уровень  подготовки по истории искусства и культуры.

 

 

Поступающий в магистратуру должен знать:

 

  • основы современной истории искусства, понимать связь эпох и художественных стилей, владеть основами описания и анализа, интерпретации  памятников изобразительного искусства;
  • понимать цели и задачи истории искусства как науки;
  • иметь представление о месте истории искусства в современном гуманитарном знании;
  • владеть содержанием основных  понятий и терминов истории искусства,
  • иметь представление о  роли знаков и символов в художественных контекстах,
  • понимать роль  художественных стилей в истории искусства.

 

 

 

Содержание  программы

 

МОДУЛЬ 1

 

 Основные методы современного  искусствознания. Западноевропейское искусство эпохи Возрождения.

 

Вопросы

Основные методы современного  искусствознания

  1. Джорджо Вазари и его «Жизнеописания»
  2. Иоганн Винкельман  и роль археологии в формировании истории искусства
  3. Зарождение и развитие формально-стилистического анализа. Концепции и труды Г. Вельфлина.
  4. Венская школа истории искусства: этапы развития, основные идеи и подходы, представители и их труды.
  5. Сложение и развитие иконографического метода. Школы и представители, их труды.
  6. Сложение и развитие иконологии, основные представители и их труды.
  7. Труды и концепции Э. Гомбриха.

Западноевропейское искусство эпохи Возрождения.

  1. Архитектура Раннего и Высокого Возрождения в Италии
  2. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии (основные школы и мастера)
  3. Микеланджело:  архитектура, скульптура, живопись.
  4. Мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи. Рафаэль.Тициан.
  5. Венецианская школа живописи Высокого и Позднего Возрождения.
  6. Искусство Северной Европы конца XIV-XV века. Феномен ars nova. Скульптура и живопись
  7. Искусство Северной Европы XVI века. Нидерланды, Германия

 

 

1.1 ВВЕДЕНИЕ: История изучения искусства от Дж. Вазари к Г. Вельфлину.  Основные методологические подходы в современной истории искусства

Механические и свободные искусства в эпоху средневековья.  Эволюция отношения к художнику .  Джорджо Вазари и его «Жизнеописания».   Биографический метод в истории искусства. Иоганн Винкельман и Генрих Вельфлин. Становление истории искусства как науки. Формирование метода формально-стилистического анализа искусства.   Работа Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусства» (1915 г.).  Основные методологические подходы в истории искусства. Венская школа истории искусства: этапы развития, основные идеи и подходы, представители и их труды. Сложение и развитие иконографического метода. Школы и представители, их труды. Сложение и развитие иконологии, основные представители и их труды. Труды и концепции Э. Гомбриха. Проблемы визуальной семиотики в современной  методологии истории искусства.

 

1.2  Искусство Проторенессанса

Зарождение светского гуманистического мировоззрения: Данте Алигьери. Ф. Петрарка и его ученики. Роль гуманизма как мировоззренческой основы искусства эпохи Возрождения.

Эмпирический подход к восприятию и познанию окружающего мира и его влияние на искусство. Разнообразие стилевых направлений  в архитектуре ( романика, готика, инкрустационный стиль, византийские влияния).  Романские, готические и античные традиции в скульптуре XIII и XIV вв. Творчество Арнольфо ди Камбио, Никколо и Джованни Пизано. Соотношение византийских, готических и “реалистических” черт в монументальной и станковой живописи. Развитие локальных художественных школ. Римская школа — творческие поиски П. Каваллини.. Тосканская школа и творчество Чимабуе.  Новое художественное видение мира и человека в творчестве Джотто ди Бондоне. Рапространение влияния Джотто во вт. пол. XIV в.: Мазо ди Банко, Таддео Гадди. Проторенессанс и готика – сиенская школа: Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти. Северо-итальянская живопись и ее особенности: Дж. Да Фабриано и Пизанелло.

 

1.3 Искусство Раннего Возрождения

Расцвет искусств и преобразование формального языка художественного произведения: перспектива,  пластическая моделировка объема, восприятие цвета, обогащение тематики.  Формирование новых принципов построения художественного образа, переход от иконы к картине. Возникновение портрета и мифологической картины.

Обращение к античной архитектуре как к источнику вдохновения. Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре». Творчество Ф. Брунеллески. синтез проторенесансных и классических форм, поиски архитектурного решения фасада общественного здания, концепции внутреннего пространства культового сооружения, теория линейной перспективы. — Творчество Микелоццо ди Бартоломео.  Леон Баттиста Альбертии его творчество.  Его трактат «Десять книг о зодчестве». Устойчивость готических и византийских традиций на севере Италии. Творчество Пьетро Ломбардо.

Возвращение к принципам античной пластической концепции в скульптуре. Новый характер взаимоотношения скульптуры с архитектурной формой.  Творческие поиски художников рубежа XIV-XV вв.: Нанни ди Банко, Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти.- Флорентийская школа: творческий путь Донателло, его работы: пластическое решение отдельно стоящей  статуи и  конного монумента,  разработка живописного рельефа. Следование творческим принципам Донателло в сер. XV в.: Микеллоцо, братья дела Роббиа, Бернардо Росселино, Дезидерио да Сеттиньяно.-Натуралистические тенденции в искусстве  второй половины  XV века: творчество Андреа дель Веррокио, братья  Антонио и Пьетро Поллайоло, Бертольдо ди Джованни.

Ведущее значение флорентийской живописной школы в первой половине XV в. Активизация художественной жизни за пределами Флоренции во второй половине и конце XV в. Взаимоотношения готического и ренессансного творческих методов на протяжении XV столетия в художественных центрах Италии. Интернациональная готика конца XIV- начала XV вв.: Дж. да Фабриано, Пизанелло, Сассетта, фра Беато Анджелико, Мазолино.

Проблема школ в искусстве кватроченто, художественные и социокультурные причины их расхождений, влияние на последующее развитие европейского искусства. Флорентийская школа. Творчество Мазаччо,  работы П. Учелло, А. дель Кастаньо, Д. Венециано, Ф. Липпи, Б. Гоцолли, Д. Гирландайо. Духовный и творческий поиск Сандро Боттичелли.

Умбрийская школа. Творчество Пьеро делла Франческа,  Л. Синьорелли, П. Перуджино, Пинтуриккьо. Влияние традиций флорентийской школы на художественные поиски мастеров Умбрии.

Североитальянская школа. А. Мантенья — готические и ренессансные черты в работах мастера.

Влияние готического искусства, Мантеньи, Пьеро делла Франческа и нидерландской живописи XV в. на работы мастеров феррарской школы: К. Косса, Ф. Косса, Э. Роберти. Венецианская школа: К. Кривелли, А. де Мессина, Якопо, Джованни и Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Джоржоне. Колористические проблемы, влияние творчества нидерландских мастеров XV в., распространение техники масляной живописи..

I.4  Искусство Высокого  и Позднего Возрождения в Италии.

Изменение ориентации творческого метода художника: от доминирующего внимания к натуре к обобщению и усилению духовного воздействия художественного произведения. Идеальный художественный образ как воплощение гуманистического представления о человеке и его месте в мире. Эволюция формально-стилистических особенностей. Деятельность крупных творческих индивидуальностей. Смена художественных центров и социального положения заказчиков: возвышение Рима; меценатство папы Юлия II и Льва X , аристократических и властных кругов.

Творчество Д.Браманте. Перестройка собора Св. Петра. Архитектурная деятельность Рафаэля Санти и Микеланджело.

Творчество Микеланджело. Статуя Давида, проект гробницы папы Юлия II. Скульптурное убранство усыпальницы Медичи. Живопись Микеланджело: Сикстинская капелла — программа росписи потолка, композиционные приемы, формально-стилистические особенности.

Феномен Леонардо да Винчи. Художник и ученый, скульптор, живописец и инженер. Алтарные картины,  портреты, фреска “Тайная вечеря”.

Творчество Рафаэля Санти.

Тициан Вечеллио: портрет, мифологическая и религиозная картина, алтарный образ. Особенности живописной техники, цвето-светоносная стихия — сущность  творческого метода мастера. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы: Джорджоне, Веронезе, Тициан, Тинторетто.

Поздний Ренессанс и генезис основных стилистических направлений искусства Нового времени. Проблема позднего стиля у Леонардо, Тициана, Микеланджело. «Страшный суд» Микеланджело

Смена художественных идеалов, основанных на гуманистической эстетике, формально-эстетическими, субьективно-фантазийными образцами.

Стиль маньеризм. Флорентийский маньеризм: А. дель Сарто, Я. Понтормо, Дж. Б. ди Якопо (Россо), Бронзино. .- Маньеристическая школа последователей Рафаэля: П. дель Вага, Дж. Романо, Дж. да Удине, П. да Караваджо — использование принципов Рафаэля в о монументальной живописи и алтарной картине. Маньеристическая школа последователей Микеланджело: С. дель Пьембо, Д. де Вольтерра — ориентация на ранние и поздние произведения мастера;  концентрация внимания на выражение движения как главном средстве репрезентации  бесконечного пространства. Маньеристическая школа последователей Корреджо: Пармиджанино, Ф Бароччи — идеализация, утонченность образов,  разрушение эффектов материальной телесности; работа с выразительными возможностями линии.

Архитектурное творчество Андреа Палладио и его значение в развитии европейской архитектуры Нового времени. Предпосылки для формирования стилевых структур барокко, классицизма и реализма.

 

1.5. Искусство Северной Европы ХIV-XVI вв.

 

1.5.1 Искусство Северной Европы ХIV-XV вв.

Смысл понятия «Северного Возрождения». Тенденции искусства северной Европы в эпоху раннего Возрождения. Хронология и топография.

Нидерланды: Архитектура. Расцвет поздней готики: собор в Антверпене. -  Светская городская архитектура: беффруа в Турне и Генте, дом суконщиков в Ипре, торговые ряды в Ипре, ратуши в Брюсселе, Лувене, Ауденарде. Позднеготический реализм в скульптуре. — Деревянная алтарная скульптура.

Живопись: понятие Ars Nоva, открытие мира, человек как  частица Вселенной, станковая картина, техника масляной живописи, ее изобразительные возможности, ее соотнесенность с культурными тенденциями.  Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь, его иконографическая программа . Творчество Г. Мемлинга и Рогира ван дер Вейдена.

Творчество И.Босха: семья художников, работа в Хертогенбосхе, высокое общественное положение, выражение кризиса мировосприятия, морализм, алхимия, влияние философии адамитов — триптих «Воз сена», триптих «Сад земных наслаждений», «Корабль дураков» и др.

Германия. Феодальная раздробленность Германии,  связь Северной Германии со странами Северной и Восточной Европы, Южной Германии с Италией.  Роль города в культурном и социально-экономическом развитии.  Готический стиль в архитектуре, «зальные » церкви, расширение городского строительства и тенденция к обогащению архитектурной декорации.

Тифенбронский алтарь Лукаса Мозера. Творчество С.Лохнера.Алтарь Кельнского собора. Творчество М.Шонгауэра:  «Мадонна в беседке из роз» (Кольмар). Творчество М.Пахера — алтарь св. Вольфганга (Зальц-Каммергут), алтарь отцов церкви (Мюнхен, Ст. Пинакотека).

Франция: социально-политическая ситуация, война с Англией. Карл VII и Людовик XI. Пламенеющая готика в архитектуре.- Строительство ратуш. — Распространение фахверковых жилых и общественных зданий. — Появление нового типа городского аристократического жилища — отеля. Господство готических традиций  в скульптуре. — Школа К.Слютера.  Формирование национальных локальных живописных школ. Французская миниатюра, Творчество Жана Фуке. Творчество Мастера из Мулена: влияние нидерландского искусства, «Портрет неизвестного со св. Маврикием», Муленский триптих.

1.5.2 Искусство XVI века в Северной Европе.

Германия: Творчество А. Дюрера, влияние  на него итальянского искусства, эмпиризм, религиозно-гуманистическое восприятие мира и человека. Творчество М. Грюневальда. «Изенгеймский алтарь» и мистико-экспрессионистическая линия в немецкой живописи XVI века. Творчество Лукаса Кранаха Старшего.

Франция: замки Луары, пластика Жана Гужона, живопись Жана Клуэ и Франсуа Клуэ, французский карандашный портрет, мастера школы Фонтенбло.

Нидерланды: Творчество Питера Брейгеля Старшего: национальные традиции, влияние итальянцев, знакомство с гуманистами, формирование принципиально нового живописного метода.

Испания:специфика регионального развития страны. Творчество Эль Греко.

 

Список литературы

 

Источники:

  1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М., 1935-37
  2. Вазари Дж.  Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1-5. М., 1956-1971 (т1-5, М., 1993-1994)
  3. Виньола Правила пяти ордеров архитектуры. М., 1929( и др.  издания)
  4. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936.
  5. Гиберти Лоренцо. Комментарии . М., 1938
  6. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. Избранные  произведения. Т.1-2. М., 1935 (и др. издания)
  7. Дюрер А.  Дневники, письма, трактаты. Т.1-2. Л.-М., 1957 (и др.  издания)
  8. Микеланджело: Поэзия, письма, суждения современников. Составил В.Н.Гращенков. М., 1983.
  9. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936.
  10. Челлини Бенвенуто. Жизнь Бенвенуто Челлини, описанная им самим. М., 1957 (идругие издания).
  11. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М., 1933.
    1. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре. Пер. и прим. В.Л.Глазычева. М., 1999

Основная

  1. Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века.-М. :Академический Проект; Традиция, 2005- 864 с
  2.  Базен Ж. История истории искусства : От Вазари до наших дней. — М. : Прогресс. Культура, 1995. — 524 с.
  3. Всеобщая история архитектуры Т. 4-5.  М.,1966-1967
  4.  Всеобщая история искусства. Т.3. М., 1961

Дополнительная литература

  1.  Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

2Вёльфлин Г.  Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. Спб. 1912 ( и др  издания)

3. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Спб., 1912

4. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI вв. М., 1977

  1. Герщензон — Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.
    1. Гращенков В.Н.  О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 201-247. (Перепечатано: Гращенков В.Н. История и историки искусства. Статьи разных лет. М., 2005. С.61-113).
    2. .История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века, М., 1963.
      1. История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965;
      2. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966
      3. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.
      4. Левина И.М. Искусство Испании 16-17 вв. М., 1965.
        1. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.
        2.  Либман М.Я.Дюрер и его эпоха. М., 1972.
        3.  Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.
        4. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.
        5. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.
        6. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973. .
        7. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.
        8. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.
        9. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада [1960]. Пер. А.Г.Габричевского. Общ. ред. и послесл. В.Д. Дажиной. М., 1998.
          1. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.
        10. Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.
        11. Смирнова Г. И. Искусство Италии конца XIII-XV вв. /Серия: Памятники мирового искусства/. М., 1988
        12. Степанов А. Искусство Северного Возрождения. СПб., 2008.
        13. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб., 2003. (Новая история искусства).
        14. Томан Рольф.   (Под ред.).  Искусство  итальянского Ренессанса.  Архитектура.  Скульптура. Живопись. Рисунок . М., 2000.

 

Адреса ресурсов Интернет:

1.М.И. Свидерская. — Электрон.дан. – [М., сор.  2001]. -  Режим доступа:  http://www.msviderskaya.narod.ru/c1.htm

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

  1. Культура Возрождения: энциклопедия. Т.1-2. М., 2007–2011. 864 с.
  2. Всё для студента-искусствоведа [Электронный ресурс]. — Электрон.дан. -  [М., МГУ,  cop. 2005-2010 ]. – Режим доступа: // http://iskunstvo.info/
  3. EastViewInformationservices[Electronicresource]: [Информационная служба с базами данных по гуманитарным и естественным наукам]. — Electronicdata. — Minneapolis, USA [n.d.]. –Modeofaccess :http://www.eastview.com/
  4. Grove Art Online [Electronic resource]: [Онлайнресурспоисторииизобразительныхискусств]. — Electronic data. — Oxford University Press [cop. 2007 — 2011].–  Mode of access : http://www.oxfordartonline.com/public/

 

 

 

 

Модуль 2.

Искусство Западной Европы ХVII- ХVIII веков.

 

ВОПРОСЫ

  1. Стиль  барокко в западноевропейском искусстве и архитектуре 17-18вв.: региональная специфика
  2. Синтез искусств в творчестве  Джанлоренцо Бернини
  3. Караваджо и караваджизм западноевропейском искусстве  17в.
  4. Архитектура и живопись Франции XVII века: стилистические аспекты.
  5. Живопись Фландрии и Голландии XVII века.: стилистические аспекты.
  6. Живопись и графика Рембрандта.
  7. Монументальная и станковая живопись Рубенса
  8. Веласкес и испанская школа живописи XVII века.
  9. Барокко, рококо, неоклассицизм в западноевропейском искусстве 18 века.
  10. Неоклассицизм в западноевропейском искусстве и архитектуре 18 века.

 

 

2.1 Основные тенденции в искусстве XVII века. Европейский караваджизм, барокко, классицизм, академизм. Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко.

Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее черты. Специфика  художественного процесса. Роль личности  художника и значение идейно-творческих объединений (течения, направления). Кризис всеобъемлющего эпохального стиля, основанного на синтезе искусств и общеобязательной устойчивой стилевой «формуле». Параллельно сосуществующие стилевые  системы — барокко и классицизм.  Роль театра в европейской культуре XVII века, проникновение театрального начала в пространственные искусства. Столкновение стилей с внестилевым типом художественного мышления, с оппозиционной академической концепцией (в художественной теории и практике профессионального обучения).  Явления «массовой культуры», ранние образцы своеобразного прото-салона.

Европейские столицы — центры художественной жизни. Своеобразие исторических судеб ведущих национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. «Революция около 1600 года». Академия братьев Карраччи. Болонский академизм – теория и практика. Караваджо и концепция реализма Нового времени. Европейский караваджизм.

Барокко – система художественного видения и стиль. Характеристика итальянского барокко в архитектуре и живописи. Лоренцо Бернини.

Фламандское барокко. Рубенс и его школа.

Классицизм – система художественного видения и стиль, эстетическая теория. Варианты классицистической концепции в архитектуре XVII столетия. Барочно-классицистический комплекс Версаля. Французский классицизм в творчестве Н. Пуссена и К. Лоррена.

Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко. Творчество Веласкеса. Творчество Рембрандта.

Специфика и жанровое многообразие искусства «малых голландцев». Академизм, академическая теория искусства и создание первых академий.

 

2.2. Основные тенденции в искусстве XVIII века.

Социально-политические аспекты и историческая ситуация  в различных европейских странах.

Новая культурная парадигма, ее составляющие: постренессансная творческая личность («великий мастер»), эпохальный стиль (барокко, классицизм), внестилевая линия (реалистические, предромантические явления), академизм, стилевая тенденция или «малый стиль» (маньеризм), их структурирующее значение в эпоху Просвещения. Изменение содержания некоторых элементов этой структуры и появление новых: «барокко XVIII века», и его отличие от барокко предшествующей эпохи, неоклассицизм, рококо, «революционный классицизм», сентиментализм; «моральная живопись», бытовой жанр, портрет, натюрморт; предромантизм фантазийного толка в формах каприччо. «Спор о древних и новых» —  изменение отношения к античности, развенчание идеала. Роль личности, свободы  суждения, развитие критического начала, понятие «вкуса». Дидро и Кант, восприятие произведения искусства как объекта критики, и как объекта,  вызывающего субъективные эмоциональные переживания и фантазии.

2.3 Развитие национальных школ в искусстве XVIII веке.

Искусство Франции. Творчество Антуана Ватто. Жанр «галантных празднеств». Рококо — стилевое направление, или «малый стиль» в декорации интерьеров  и в культуре салонов.  Творчество Франсуа Буше. Искусство Шардена, отношение к натуре,  его колорит. Возникновение тональной живописи, техника валеров и культурный смысл усложнения техники.   Дени Дидро, Салоны  и художественная критика. Творчество  Греза и Фрагонара.

Архитектура и скульптура второй половины XVIII века. Неоклассицизм конца XVIII столетия и его связь с формирующимся романтическим мировидением. Архитектура Леду и Булле. Своеобразие исторической позиции Италии в контексте художественной культуры XVIII века. Зарождение коллизии «культура — цивилизация». «Второе издание» стиля барокко в архитектуре. Венецианское барокко. «Миф Венеции» в культуре эпохи. Творчество Джованни Баттиста Тьеполо. Английский пейзажный парк. Палладианство в Англии. Английский усадебный дом. Английский портрет: творчество Гейнсборо и Рейнольдса. Уильям Хогарт — живописец нравов, график, теоретик искусства.

Национальные и «подражательные» тенденции в искусстве  Испании.

 

Список литературы

 Основная:

  1. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века : Искусство 17 века / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. Кн. 1. Италия. Испания. Фландрия. М.,1988. Кн. 2. Голландия. Франция. Англия. Германия. М.,1995.
  2. Всеобщая история искусств. Том 4.. Искусство 17-18 веков’// Под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга — Москва: Искусство, 1963 — с.1067.
  3. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.

Дополнительная:

 

  1. Алпатов М. Этюды по истории западноевропейского искусства.
  2. Аркин Д.Е. Архитектура эпохи французской буржуазной революции. / Д.Е.Аркин. М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940, 79 с.
  3. Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли. / Д.Е.Аркин. М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937, 195 с.
  4. Арнасон Л. Скульптура Гудона. М.,1982.
  5. Базен Ж . Барокко и рококо.  М., 2001
  6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т.1. М., 1979.
  7. Быков В.Е. Архитектура Италии и Франции XVII  столетия. М., 1958.
  8. Ваганова Е.О. Мурильо и его время.  М., 1988.
  9. Венеция. Архитектура и живопись. Т.1-2. Пер.с итал. М., 2002.
  10. Виппер Б. Р.  Становление реализма в голландской живописи  XVII века. / Б.Р.Виппер. М.: Искусство,1957, 305 с.
  11. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670).
  12. Виппер Б.Р.. Проблема реализма в итальянской живописи 17-18 вв.  М., 1966.
  13. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта / Б. Виппер. — СПб. : Азбука-классика, 2005. – 382с.
  14. Всеобщая история архитектуры. Т.7. М., 1969.
  15. Всеобщая история искусства.  Т4.  М., 1963.
  16. Герман М.  Уильям Хогарт и его время. Л., 1977
  17. Гликман А.  Жак Калло. М., 1959.
  18. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи/ И.Е. Данилова. — СПб. : Искусство-СПБ, 2005. — 291 с.
  19. Даниэль С. М. Рококо : от Ватто до Фрагонара / С. Даниэль. — СПб. : Азбука-классика, 2007. – 330с.
  20. Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.
  21. Дьяков Л.А. Джованнни Баттиста Пиранези. / Л.А.Дьяков. М.: Изобразительное искусство, 1980, 118 с.
  22.    Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980, 255 с.
  23. Западноевропейское искусство XVII века : Публ. и исслед.. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. — 229 с
  24. Знамеровская Т.П.  Хусепе Рибера. М., 1981.
  25. ЗнамеровскаяТ.П. Неаполитанская живопись в 1-й половине XVII  в. М., 1978.
  26. ЗнамеровскаяТ.П.  Веласкес.  М., 1978.
  27. Золотов Ю. К.  Жорж де Ла Тур. / Ю.К.Золотов. М.: Искусство,1979, 244 с.
  28. Золотов Ю. К.  Французский портрет XVIII  века. М., 1969.
  29. Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. (Сер. Мастера мирового изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1995, 128 с.
  30. Золотов Ю.К.  Пуссен. М.,1988.
  31. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегория и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16-17 веков. Вступление и каталог В.А.Садкова. / Кат. выставки, ГМИИ им. А.С.Пушкина, М.: Красная площадь, 2003, 140 с.
  32. Из истории классического искусства Запада : сб. ст. по материалам конф., приуроченной к 80-лению зав. Отд. клас. искусства Запада д-ра искусствоведения Е. И. Ротенберга / Гос. ин-т искусствознания ; [сост. Е. Ю. Золотова ; отв. ред. М. И. Свидерская]. — М. : Эпифания, 2003. — 259 с.
  33. Каптерева Т.П. Испания. История искусства. / Т.П.Каптерева. М.: Белый город, 2004, 496 с.
  34. Каптерева Т.П.  Веласкес и испанский портрет XVII  века. М., 1956.
  35. Каптерева Т.П.  Эль Греко.  Монографический очерк. М., 1965.
  36. Каптерева Т.П.. Веласкес. (Сер. Мастера живописи) / Т.П.Каптерева. М.: Белый город, 2004, 48 с.
  37. Каптерева Т.П..Искусство Испании . Очерки. М., 1989.
  38. Кожина Е. Искусство Франции XVIII  века. («Очерки истории и теории изобразительных искусств») Л., 1971.
  39. Кузнецов Ю.А. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Л.: Искусство, 1984, 232 с.
  40. Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., Искусство, 1974. 184с.
  41. Левитин Е.  Офорты Рембрандта. М., 1963.
  42. Лившиц Н.А. Бернини. М., 1957.
  43. Линник И. Голландская живопись XVII  века и проблемы атрибуции картин. Л., Искусство, 1980г. 244с
  44. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. / Р.Лонги. М.: Радуга, 1984, 350 с.
  45. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч.Мак-Коркодейл. М.: Искусство, 1990, 247 с.
  46. Малицкая К. М.  Веласкес. / К.М.Малицкая. М.: Искусство,1960, 52 с.
  47. Малицкая К.М.  Франсиско Сурбаран. М., 1963.
  48. Менгс / [авт. текста Е. Федотова]. — М. : Белый город, 2003. — 47 с.
  49. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи/ Л.В. Мочалов. — М.: Советский художник, 1983. –  376 с.
  50. Некрасова Е.А.  Томас Гейнсборо.  М., 1990.
  51. Певзнер Н.  Английское в английском искусстве.  Спб., 2004.
  52.     Педрокко Ф. Каналетто и венецианские ведутисты. / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 80 с.
  53.      Педрокко Ф. Тьеполо (Сер.: Великие мастера итальянского искусства). / Ф.Педрокко. М.: Слово, 1997, 79 с.
  54. Прусс И. Е.  Западноевропейское искусство  XVII века. (Сер. Малая история искусств). / И.Е.Прусс. М.: Искусство,1974, 383 с.
  55. Райт К. Рембрандт (Сер.: Великие мастера). М.: Слово, 2003, 360 с.
  56. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
  57. Ротенберг Е. И.   Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. / Е.И.Ротенберг.  М.: Искусство,1989. 165 с.
  58. Ротенберг Е. И.   Западноевропейское искусство  XVII века. (Сер. Памятники мирового искусства). / Е.И.Ротенберг, М.: Искусство, 1971, 383 с.
  59. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера. М.: Искусство, 1999, 350 с.
  60. Свидерская М.И. Караваджо. Первый современный художник. Спб., 2001.
  61. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. / Ю.А.Тарасов. Спб.: Изд. Спб. Гос. Университетеа, 2004, 166 с.
  62. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. / Ю.А.Тарасов. М.: Изобразительное искусство, 1983, 319 с.
  63. Фарелли Л. Фундаментальные основы архитектуры. Учебное пособие.. М.: Тридэ Кукинг, 2011
  64.     Федотова Е.Д. Венеция: Живопись века Просвещения. / Е.Д.Федотова. М.: Белый город, 2002, 384 с.
  65. Федотова Е.Д.  Канова и его время. М., 2002.
  66. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1981
  67. Фромантен Э. Старые мастера. / Э.Фромантен. М.: Изобразительное искусство, 1996, 312 с.
  68. Шнаппер А. Давид: Свидетель своей эпохи. (Пер. с фр.) М., 1984.
  69. Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М.,1981.

 

Адреса ресурсов Интернет;

Жанры живописи [Электронный ресурс]:учебный курс. — Электрон.дан. – [СПб.]: Гос. Рус.музей, сор. 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

/М.И. Свидерская. — Электрон.дан. – [М., сор.  2001]. -  Режим доступа:  http://www.msviderskaya.narod.ru/c1.htm

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Всё для студента-искусствоведа [Электронный ресурс]. — Электрон.дан. -  [М., МГУ,  cop. 2005-2010 ]. – Режим доступа: // http://iskunstvo.info/

 

EastViewInformationservices[Electronicresource]: [Информационная служба с базами данных по гуманитарным и естественным наукам]. — Electronicdata. — Minneapolis, USA [n.d.]. –Modeofaccess :http://www.eastview.com/

Grove Art Online [Electronic resource]: [Онлайнресурспоисторииизобразительныхискусств]. — Electronic data. — Oxford University Press [cop. 2007 — 2011].–  Mode of access : http://www.oxfordartonline.com/public/

JSTOR [Electronic resource]: [Полнотекстоваябазаданныханглоязычныхнаучныхжурналов]. — Electronic data. — New York — Ann Arbor, Michigan [cop. 2000-2011]. –  Mode of access: http://www.jstor.org/

 

 

Модуль 3.

 

Западноевропейское искусство XIX  — ХХ веков

 

ВОПРОСЫ

  1. Архитектура и изобразительное искусство неоклассицизма: 1760е-первая четверть XIX века
  2. Романтизм в изобразительном искусстве Западной Европы первой половины XIX века: основные жанры, национальная специфика, мастера и произведения.
  3. Реализм в западноевропейском искусстве XIX в.: основные жанры, национальная специфика, мастера и произведения.
  4. Зарождение и развитие импрессионизма в европейской живописи XIX в.  .
  5. Архитектура и градостроительство в Западной Европе середины – второй половины XIX века. Историзм в западноевропейском искусстве.
  6. Стилистические аспекты развития западноевропейской скульптуры второй половины XIX – начала ХХв.. Творчество Родена, Бурделя, Майоля.
  7. Неоимпрессионизм, постимпрессионизм в европейском искусстве .
  8. Архитектура и изобразительное искусство модерна в Западной Европе. Проблема национальной специфики.
  9. Символизм в западноевропейском искусстве XIX в.
  10. Искусство раннего авангарда в Западной Европе (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм).
  11. Теоретические манифесты  раннего авангарда .
  12. Архитектура Западной Европы и Америки первой половины XX века: идеи и тенденции, мастера и сооружения.
  13. Дадаизм, метафизическая школа, сюрреализм и их теоретические концепции.
  14. Абстрактное искусство: зарождение, концептуальные основы, направления и мастера – от Кандинского к абстрактному экспрессионизму после Второй мировой войны.

3.1. Черты новой стадии в развитии европейского искусства.  Романтизм и его специфика. Развитие европейской архитектуры в XIX  столетии.

3.1.1 Новый контекст развития культуры: индустриальная революция и  научно-технический прогресс.  Итоги  духовного развития Европы Нового времени в немецкой классической философии. Ведущая роль литературы в системе искусств. Отсутствие четко выраженных стилевых характеристик в изобразительном искусстве от XIX к XX веку, смещение ценностных акцентов  от изобразительности к выразительности, стремление к проявлению специфических выразительных возможностей живописи  в противовес литературе. Поведение и самовыражение как факторы развития искусства. Познавательные возможности творчества, поиски новых способов познания и раскрытия смысла действительности средствами искусства. Париж — столица европейского искусства. Проблема национальных школ. Периодизация искусства XIX-XX веков.

3.1.2.  Изобразительное искусство на рубеже XVIII – XIX  столетий. «Революционный классицизм» Давида. Школа Давида и роль неоклассицистического и академического наследия в изобразительном искусстве первой половины XIX столетия. Проблема академизма в европейской живописи XIX века (Ж.О.Д. Энгр). Творчество Гойи  (1746-1828)  -   величайшего мастера рубежа эпох.

 

3.1.3 Искусство  и романтическая философия  и эстетика. Натурфилософский идеал и его влияние на художественные концепции эпохи. Историзм в мышлении и искусстве. Новая иерархия жанров. Полемика с академизмом. Отличия и параллели с представлениями эпохи Возрождения о роли искусства и творца в системе мироздания. Средневековье  как новый идеал и образец для подражания вместо античной классики.  Творчество Блейка, Фюсли. Роль творчества Ф. Гойи для начала романтического искусства. Позиции национальных школ в рамках романтизма, истоки их отличий. Романтизм в Германии. Творчество Ф.-О. Рунге. Романтический  пейзаж в немецкой живописи. К.-Д. Фридрих. Средневековые  идеалы в искусстве назарейцев. Французский романтизм:  творчество Т. Жерико, Э. Делакруа.

Английский романтизм (Г. Фюсли, У.Блейк). Творчество У. Тернера и Дж. Констебла.  Романтический пейзаж в английской живописи. Творчество Д. Констебля. Живопись Англии — у истоков импрессионизма.  Творчество У. Тернера.

Неоготические тенденции в архитектуре как проявление романтических настроений. Интерес к национальному архитектурному наследию. Поздний романтизм как особая стадия эволюции романтизма. Прерафаэлитское братство.

 

3.1. 4. Основные этапы развития европейской архитектуры в XIX  столетии.

Новые задачи,  материалы, конструкции.  Стиль ампир и его формы в разных странах. Зодчество неоклассицизма. Архитектурная теория и  развитие градостроительных представлений.

3.2  Реализм  в искусстве XIХ века,  становление импрессионизма в западноевропейском искусстве, историзм, неоимпрессионизм,  постимпрессионизм, символизм  и модерн в западноевропейском искусстве XIХвека

Проблематика реализма в европейском искусстве XIX  века. Творчество Ф. Милле и его трактовка крестьянской темы. Творчество О. Домье, Г. Курбе. Особенности явления в различных европейских странах (А. Менцель).. Проблематика пейзажа и пленэрной живописи в европейском искусстве

XIX  столетия. Художники барбизонской школы, их влияние на импрессионизм. Творчество К. Коро.

Искусство Э.Мане и реформа художественного языка европейской живописи.

Французский импрессионизм: эстетические основы, история сообщества, технико-технологические особенности метода, основные мастера (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, О. Ренуар, Э. Дега). Противопоставление импрессионизма академизму.

Цели и задачи неоимпрессионизма. Творчество Ж. Сера. Техника пуантилизма. Творчества П. Синьяка.

Художественная эволюция: Импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм. Проблема взаимосвязей постимпрессионизма, с символизмом и модерном. Искусство П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека. Значение постимпрессионизма

Проблематика европейского символизма, его основные представители,

Особенности явления в разных национальных школах (французской, бельгийской, австрийской, немецкой, итальянской, норвежской).

Модерн в западноевропейском искусстве XIX века, его истоки и предпосылки. Эстетические критерии, стилистические особенности, региональная специфика, основные мастера. Формирование и развитие национальных школ.

Проблематика развития европейской скульптуры.  Скульптура модерна. Творчество О. Родена и его учеников: А. Майоль, Э-А. Бурдель

 

3.3 Искусство XX  века. Основные тенденции в искусстве первой половины XX века. Периодизация, концепции, терминология, ведущие мастера.

3.3.1 Архитектура конца XIX — начала XX века. Национальные школы  архитектуры модерна. Рационализм и функционализм в модерне.

Чикагская школа архитектуры, формирование принципов высотного строительства, материалы и конструкции. Творчество Ф.Л. Райта, Мис ванн дер Роэ, Ле Корбюзье, В. Гропиус. Становление современных форм в архитектуре. Баухауз, его значение для развития архитектуры и дизайна.

 

3.3.2 Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм и др.

Фовизм — ранняя форма искусства XX века, его истоки. Диалог с неклассическими и неевропейскими формами творчества как основа для разрыва с европейской изобразительной традицией.  Фовистский период творчества А. Матисса. Фовизм и экспрессионизм — сравнительная характеристика. Этапы развития экспрессионизма и возникновение абстрактного искусства. Кубизм – следующая стадия деструкции художественной формы. Цели, задачи и живописная техника  кубизма.  Творчество П. Пикассо. Скульптура кубизма  в контексте общей эволюции скульптуры (разрыв с классическими пластическими традициями). Влияние кубизма на архитектуру. Футуризм. Манифесты футуристов – новая форма индивидуального и коллективного самовыражения. Техника футуристической живописи. Станковая картина футуризма, ее специфика.  Абстрактное искусство в  культуре ХХ века.  Основные направления и имена. Творчество П. Мондриана. Творчество В. Кандинского и К.Малевича. Экспрессивный абстракционизм второй половины ХХ века.  Дадаизм. Творчество Марселя Дюшана.  Метафизическая школа.  Творчество Дж. де  Кирико.Сюрреализм: эволюция метода, направления,манифесты, ведущие мастера. Творчество С.Дали.

Трансформация классических форм монументальной и станковой скульптуры в XX веке. Искусство Бранкуси, Джакометти, Мура. Предпосылки и истоки поп-арта. Общая характеристика, история его возникновения в Европе и Америке,  принципы формотворчества, связь с  массовой культурой.  Минимальное искусство. Постживописная абстракция.  Концептуализм. Общие проблемы искусства постмодернизма, связь с  постструктурализмом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники:

  1. 1.     Альманах Дада. Издательство: Гилея. 2000 г.  208 стр. 
  2. Бурдель Э.-А. Искусство скульптуры. М., 1972.
  3. Ван Гог В. Письма/ В. Ван Гог; пер. с фр. П.В. Мелковой; общ. ред., сост., вступ. ст. и прим. Ю.И. Кузнецова. – Л.-М.: Искусство, 1966. – 602с.
  4. Гоген П. Письма. Ноа-Ноа. Из книги «Прежде и потом»/ П. Гоген; пер. с фр. Н.Я. Рыковой; сост., вступ. стат., прим. и общ. ред. А.С. Кантор-Гуковской. – Л.: Искусство, 1972. – 255с.
  5. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1972.
  6. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы. Изд.: Республика М., .2002 г. 560 стр.

 

  1. Дега Эдгар. Письма, воспоминания современников/Э. Дега; сост., хронология жизни и творчества Дега и прим. В. Прокофьева; пер. с фр. М. Казениной; пер. с англ. Т. Полевой и Ю. Полева. – М.: Искусство,1971. – 304с.
  2. Дали С. Дневник. М., 1992.
  3. Делакруа Э. Дневник. В 2т. /Э. Делакруа; пер. с фр. Пахомовой Т.М. Ред. и предисловие М.В. Алпатова. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961, Т. 1. – 453с.; Т.2. – 441с.
  4. Жерико о себе и современники о нем/ Сост., предисл., комм. В. Н. Прокофьева; пер. с фр. Т.А. Савицкой. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. –128с.
  5. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы/L. Venturi. Les archives de l’impressionism. Пер. с фр. П.В. Мелковой; вступ. ст. и общ. ред. А.Н. Изергиной; прим. А.Г. Барской. – Л.: Искусство, 1969. – 388с.
  6. Коро. Художник. Человек. Документы. Воспоминания/ К. Коро; сост., вступ.ст., прим. Е.М. Гайдукевич; пер. с фр. З.К. Манакиной – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 184с.
  7. Курбе Гюстав. Письма, документы, воспоминания современников/ Г. Курбе; вступ. ст., пер. с фр., сост. и прим. Н.Н. Калитиной. – М.: Искусство, 1970. – 271с.
  8. Лё Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1977.
  9. Мане Эдуард. Письма. Воспоминания. Критика   современников/ Сост., вступ.ст., комм. В. Н. Прокофьева; пер. с фр. Т.М. Пахомовой. – М.: Искусство, 1965. – 262с.
  10. Мастера искусства об искусстве. В 7т. / Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова; Т.4, 5-ч.1. – М.: Искусство, 1967. – Т.4. – 622с.; т.5. – 448 с.
  11. Писсарро Камиль. Письма, критика, воспоминания современников/Сост., вступ. ст., прим. и хронология жизни и творчества К. Писсарро К. Г. Богемской; пер. с фр. Е.Р. Классон. – М.: Искусство, 1974. – 351с.
  12. Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников/О. Роден; сост., подгот. Текста Н.И. Рыбаковой. – М.: Республика, 2000. – 367с.
  13. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников/ Сост., вступ. стат Н.В. Яворской; пер. с фр. Е.Р. Классон и Л.Д. Липман. – М.: Искусство, 1972. – С. 49-174.
  14. Сера Жорж. Поль Синьяк: письма, дневники, литературное наследие, воспоминания современников/Пер. с фр.; сост., вступ. ст., примеч. и хронология жизни и творчества Ж. Сера и П. Синьяка К. Г. Богемской. — М.: Искусство, 1976. — 335с.
  15. Энгр об искусстве/ Сост. и авт. вступ. ст. А.Н. Изергина. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 171с.

 

Основная литература

  1. Березина В. Н. Жан Огюст Доминик Энгр  / В. Н. Березина. - М.: Изобразительное искусство, 1992 – 248с.
  2. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под. общ. ред. А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова.  Т.7, 10.  – М.: Стройиздат, 1969. – Т.7. – 619с; Т.10. – 645с.
  3. Герстл Мак. Гюстав Курбе/ Мак Герстл; пер. с англ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002 – 415с.
  4. Иконников А. В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. Изд. в 2 т. / А.В. Иконников, т. 1, 2001. – 654с.
  5. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века: живопись, скульптура, графика, архитектура, музыка, драма-театр: в 3 кн. / гл. ред. Е. И. Ротенберг. — СПб. Дмитрий Буланин, 2003-2004. Кн. 1: Франция. Испания. — 2003. — 336 с. Кн. 2: Германия, Австрия, Италия. — 2004. — 376 с. Кн. 3 : Англия. Скандинавия. Восточная Европа. — 2004. — 416 с.
  6. Каптерева Т. Гойя/Т. Каптерева. – Москва: Белый город, 2007. – 47с.
  7. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848/ Под ред. Р. Томана. – Konemann, 2001. – 520с.
  8. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия, 1870-1900 / В. А. Крючкова; НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств. – М.: Изобразит. искусство, 1994. – 265 с.
  9. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней/Ч. Мак-Коркодейл; пер. с англ. Е.А. Кантор. – М.: Искусство, 1990. – 247с.
  10. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве/ Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1975. – 255с.
  11. Пассерон Р. Домье. Свидетель своей эпохи/ Р. Пассерон; пер. с фр. Т.А. Савицкой, А.И. Смелянского. – М.: Изобразит. искусство, 1984 – 295с.
  12. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи/В. Н. Прокофьев. – М.: Искусство, 1986. – 215с.
  13. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм / В. Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 365с.
  14. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Новая история искусства/ В. Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 368 с.
  15. Ревалд Д. История импрессионизма / Джон Ревалд; пер. с англ. П. В. Мелковой. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2010 — 479 с.
  16. Ревалд Дж. Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена / Дж. Ревалд; пер. с англ. П. В. Мелковой ; вступ. ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой. — М.: Республика, 1996. — 461с.
  17. Турчин В.С. Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. Издательство: Прогресс-Традиция. М., 2003. 648 с.
  18. Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с.
  19. Фар-Беккер Г. Искусство модерна/ Г. Фар-Беккер; пер. с нем. – Konemann, 2004. – 426с.
  20. Фуко М. Живопись Мане с приложением: Мишель Фуко, взгляд/М. Фуко; под ред. М. Сезон; пер. с фр. А.В. Дьякова. – СПб.: Владимир Даль, 2011. – 240с.
  21. Чегодаев А. Д. Эдуард Мане/А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1985. – 223с.

Дополнительная.

  1. Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 210с.
  2. Басси Э. Экспрессионизм. Издательство: ЗАО «БММ», 2007 г.  288 стр. Тираж: 2000 экз.
  3. Берковский Н. Романтизм в Германии/ Н. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 512 с.
  4. Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. Серия: История живописи ХХ век Издательство: Галарт. 2000 г. 174 с.
  5. Вентури Л. От Мане до Лотрека / Л. Вентури; пер. с ит. Ц. И. Кин. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – 350 с.
  6. Воллар А. Ренуар: Сезанн / А. Воллар; пер. с фр. Н. Тырсы, Е. Малкиной. – М.: Республика, 2000 – 414с.
  7. Гентфюрер-Триер А. Кубизм. Издательства: TaschenАрт-Родник, 2005 г., 96 стр.
  8. Гесс Б.. Абстрактный экспрессионизм. Издательство: Арт-Родник, 2008. 96с.
  9. Инго Ф. В. Пабло Пикассо. Издательства: TaschenАрт-Родник, 96 стр.
  10. Калитина Н. Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества / Н.Н. Калитина. – М.: Искусство, 1981 — 183с.
  11. Калитина Н.Н Французская пейзажная живопись/ Н.Н. Калитина. –  М.: Искусство, 1972. – 279с.
  12. Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи XIX века/ Н.Н.Калитина. — Л.: Ленинградский университет, 1972. – 288с.
  13. Кларк К. Пейзаж в искусстве/К. Кларк; пер.с англ. Н.Н.Тихонова.- СПб: Азбука-классика, 2004.- 302 с.
  14. Клингсер-Лерой К. Сюрреализм. Издательства: TaschenАрт-Родник, 2008 г., 96 с.
  15. Костеневич А.Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже: очерк-путеводитель / А.Г. Костеневич. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1984. – 287с.
  16. Кочик О. Мир Гогена/ О. Кочик. – М.: Искусство, 1991. — 311с.
  17. Менцель Адольф. 1815-1905 / авт.-сост. Е. Марченко. — М. : Сов. художник, 1965. – 15с.
  18. Модернизм. Сб . статей. М., 1987.
  19. Моклер К. Импрессионизм: история, эстетика, мастера / К. Моклер; пер. с фр. под ред. Ф. И. Рерберга. — Изд. 2-е. — М.: URSS: Либроком, 2011. — 157 с.
  20. Мурина Е. Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм.. 2008.
  21. Некрасова Е.А. Тернер/ Е.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 207с.
  22. Норберт В. Экспрессионизм. Издательства: Арт-РодникTaschen, 2006 г., 96 стр. Тираж: 3000 экз.
  23. Паке М. Рене Магритт. Издательства: TaschenАрт-Родник, 2002 г., 96 с.
  24. Певзнер Н. Английское в английском искусстве / Николай Певзнер; пер. .Р. Демидовой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. – 318 с.
  25. Петрочук О.К. Аристид Майоль/ О.К. Петрочук. – М.: Искусство, 1977. – 151с.
  26. Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 века/ В. Раздольская. – Л.: Искусство, 1981. – 319с.
  27. Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999., 2002 г., 416 с.
  28. Сарабьянов Д. Модерн: история стиля/ Д. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 343с.
  29. Терновец Б. Роден/ Б. Терновец// Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников; сост., подгот. текста Н.И. Рыбаковой. – М.: Республика, 2000. – С.298-337.
  30. Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избр. ст. и очерки / Я. А. Тугендхольд; вступ. ст. Г. Ю. Стернина. – М.: Сов. художник, 1987. – 315с.
  31. Тугендхольд Я.А. Французское искусство и его представители/ Я.А. Тугендхольд. – Спб.: Просвещение, 1896. – 332с.
  32. Турчин В.С. Жерико/ В.С. Турчин. – М.: Изобразительное искусство,1982. – 208с.
  33. Чегодаев А. Д. Джон Констебль/ А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1968. – 300с.
  34. Яворская Н. В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке/ Н. В.  Яворская. – М.: Изогиз, 1938. – 208с.
  35. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX — XX веков. Работы разных лет/ Н.В. Яворская. – М.: Советский художник, 1987. – 256 с.
  36. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы / Н. В. Яворская. — М.: Искусство, 1962. — 345с.

 

 



[1] Правила приема в РГГУ  в 2016  г.//http://www.rsuh.ru/applicant/admissions-2016/admission.php