leluch2 (1)

ММКФ 2014: Клод Лелуш в Москве

22 июня в рамках ММКФ-2014 режиссер К. Лелуш (Франция) принял участие в пресс-конференции по случаю показа х/ф «Мы тебя любим, мерзавец».

Фильм получил неоднозначные отзывы критики. Как это нередко случается с поздним произведением художника, кинокартина Лелуша воспроизводит мир, прекрасно знакомый в первую очередь почитателям таланта режиссера. Фильм наполнен символическими образами и сам является развернутой метафорой главной темы  его творчества — человек и любовь, которую он способен дать другому и принять сам. Маэстро создает замкнутый, глубоко интимный мир. В его центре Дом, который покупает главный герой  Жак (Джонни Холлидей) для своих дочерей. Болезнь и скорая смерть — нарочитый предлог для четырех молодых женщин собраться и увидеть отца живым в последний раз. Сложные связи главного героя с прежними женами, вина перед детьми, поздняя любовь к женщине и бесконечная — к работе, —  тончайшие грани жизни людей, легко узнаваемые в прежних картинах Лелуша.

Отвечая на вопросы, режиссер упомянул о возможном завершении профессиональной карьеры. Эти размышления несложно найти и  в фильме: Жак — фотограф. Его пространство — профессиональный мир: он главенствовал прежде, но с каждым годом неотвратимо уступает натиску лет. Фотоаппараты наполняют дом, а визир — тот  магический глаз, которым герой Лелуша, а вместе с ним и маэстро смотрит на дорогой ему мир кино.

 

О герое.

Жак — человек, который многое видел и многое повидал. Джонни Холидей — настоящий боец. У Джонни вся его жизнь видна на лице, поэтому я выбрал его.  Я сам отец семерых детей от пяти женщин, и мне этот сюжет знаком не понаслышке. Слово мерзавец для меня означает, что вас действительно очень сильно любят. О детях я всегда говорил, что хотя ои приносят нам неприятности, — это наши любимые неприятности.

Я выбираю женские типы так же, как выбирал бы себе жену. Это должна быть женщина терпеливая, которая многое пережила и которая умеет прощать и отпускать.

Последняя любовь должна быть самой сильной. Для нас важнее всего вещи, которые случаются с нами в первый и последний раз. Возможно, это мой последний фильм, и я постарался сделать его наилучшим обазом.  Когда мы делаем что-то впервые, то испытываем очарование новизны. Когда в последний раз — мы доходим до сути.

О фестивале и России.

Я очень люблю Россию по своим суеверным причинам. В 1957  году я был в Москве в качестве журналиста.  Здесь я снял репортаж о стране и на вырученные деньги  смог начать карьеру режиссера. Случайно я попал на съемки фильма Летят журавли М. Калатозова. До этого я хотел стать оператором, путешествовать, но увидев, как работает Калатозов, понял, что хочу быть только режиссером. Я испытываю к России большую нежность. И хотя ситуация сейчас не простая, уверен, все будет хорошо: ваша страна сильная.

Я люблю все фестивали: в Каннах, Берлине, Торонто, Венеции. На каждом из них показывают хорошее кино — и я еду туда.

О кинопроцессе.

Кино — такое же искусство, как и любое другое. Оно всегда развивается в контексте и никогда не перестанет развиваться. Я очень оптимистически воспринимаю будущее французского и мирового кино и верю в него как в бога.