КАЗЮЧИЦ Максим, Москва.

37-й Московский международный кинофестиваль традиционно порадовал и озадачил оригинальными проектами документальных и экспериментальных фильмов. Поклонники публицистики в духе Мура, экзистенциального и поэтического кино, экспериментальных киногибридов и киноскандалов найдут среди фильмов фестиваля свои приоритеты.
Первое место (1): АРВЕНТУР, Россия, 2015, игровой.
И. Евтеева представила первый полнометражный фильм о множестве миров, использовав традиционную сложную синтетическую технику киносъемки и прорисовки на стекле. Произведения А. Грина и китайский фольклор соединяются в изящное полотно.
Второе место (2): ПЕРЛАМУТРОВАЯ ПУГОВИЦА / EL BOTON DE NÁCAR, Франция-Чили-Испания, 2015, документальный.
Поэтическая документальная эссеистика становится традицией ММКФ. Эстафету Г. Реджио (Посетители) и В. Вендерса (Соль земли) прошлого года продолжил чилийский мэтр Патрисио Гусман. История Чили — только повод для путешествия к истокам самого человека. Рисунки индейцев, геноцид и океан — части прихотливой мозаики, выложенной среди созвездий Вселенной.
Третье место (3): ЗЕМЛЯ КАРТЕЛЕЙ/CARTEL LAND, США-Мексика, 2015, документальный.
Проект американца М. Хейнемана, победитель конкурса документального кино в этом году, как и проект-победитель прошлого ММКФ «Глубокая любовь» поляка Я. Матушинского, — начало нового витка гибридной документалистки, снятой для ТВ (оба проекта — производство телеканала HBO), но победившей в киноконкурсе. Метод прямого кино, или синема верите, замешанный еще в 50-60-х на работах Дрю,  Ликока и  Картье-Брессона, оказался годен и для показа трагедии народа Мексики, взявшего оружие против  наркокартелей и против собственного правительства.
Четвертое место (4): ПРОСВЕТЛЕНИЕ: САЙЕНТОЛОГИЯ И ПРИЧУДЫ ВЕРЫ, США, 2015, документальный.
Имя А. Гибни в представлении не нуждается. В прошлом году в Москву приезжал другой проект режиссера «Ложь Армстронга». В традициях документалистики М. Мура выстроен очерк о движении Хаббарда «Сайентология». Редкие архивные материалы, интервью участников проекта недвусмысленно намекают на величайшую духовную «пирамиду» в стране просвещенной демократии.
Пятое место (6): В ПОДВАЛЕ/IM KELLER, Австрия, 2014.
Австрийский режиссер У. Зайдль продолжает традиции своего именитого соотечественника Фрейда. Герои проекта скрывают все скелеты в подвалах, по которым маэстро ведет уверенной рукой.
Шестое место (5): ЭЙЗЕНШТЕЙН В ГУАНАХУАТО / EISENSTEIN IN GUANAJUATO, Нидерланды-Мексика-Финляндия-Бельгия, 2015, игровой.
П. Гринуэй, вступивший, как говорится, в поздний период творчества, привез новую мистерию-буффонаду о съемках легендарного незаконченного проекта советского мастера «Да здравствует Мексика!».  От биографии Эйзенштейна осталось немного, но интерьеры и полиэкраны — в избытке.