Программа   вступительного экзамена по истории киноискусства в магистратуру  Направление подготовки –  500303 «История искусств».  Магистерская программа – «Искусство кино»

Курс подготовки к вступительным экзаменам

Вопросы к вступительному экзамену

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Составитель:

Колотаев В.А., д.филол.н., проф.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа вступительного экзамена по искусству кино по направлению подготовки – 035400.68 «История искусств», магистерская программа – «Искусство кино»  составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров.

Программа включает основные разделы истории искусства кино:

Раздел 1. Период немого кино стран Европы, России, США

 

Начальный этап развития французской кинематографии.

Развитие кино в России до 1917 г.

Кино во Франции 20-х гг.

Кино Германии в 20-х гг.

Кино Великобритании в  20-х гг.

Кинематография США 20-х гг.: основные направления развития.

Кинематограф России немого периода после 1917 г.

 

Раздел 2. Рождение и становление звукового кино  довоенного периода и после Второй мировой войны в странах Европы, России, США

 

Кино США  30-х гг.

Кино Франции в  30-е гг.

Развитие кино России в  30-50-х гг.

Развитие итальянского кино в  40-80-х гг.

Французская «Новая волна» в истории кино Франции  40–60-х гг.

Кино Германии  50-80-х гг.

Основные этапы развития кинематографа России конца 50-х — начала 80-х гг.

Кино США  50-80-х гг.

Кино Швеции: И.Бергман

Кино Японии  50-70-х гг.

 

Поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

- ясное представление о целях и задачах профессии кинокритика и киноведа (историка кино) в современной культуре, а именно: СМИ и научная деятельность;

- понимание предмета истории искусства кино и характера его взаимодействия как с культурой в целом, так и такими специфическими отраслями деятельности, как кинокритика, журналистика, киноведение;

- знание основных этапов развития искусства кино, включая творчество крупнейших режиссеров (Э.Штрогейм, Д.У.Гриффит, С.М.Эйзенштейн и др.), особенности наиболее крупных направлений (неореализм, Новая волна и пр.).

- знание базовых понятий в сфере истории и теории искусства кино, включая: жанр, драматургия, сюжет, фабула, сценарий, нарратив, композиция, конфликт, экспозиция, завязка, герой, антагонист, протагонист, монтаж, монтажная фраза, параллельный монтаж, последовательный монтаж, стык\склейка, мизансцена,  план,  режиссура, камера, ракурс, панорама, съемка с движения (тревеллинг), ручная съемка, субъективная камера, изобразительное решение, освещение, звуковое решение, актер, образ, изображение, кадр и т.д.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

I. История зарубежного кино

Раздел 1. Период немого кино стран Европы, США

Творчество Люмьеров. Жанровая характеристика первых фильмов братьев Люмьер. Формирование системы кинематографического повествования. Начало игрового кино. Творчество Жоржа Мельеса. Становление киноиндустрии: Шарль Пате и Леон Гомон.

Становление системы жанров: трагедия/драма (Гриффит), зарождение исторического фильма (Инс), комический фильм (Сеннет).

Кино во Франции 20-х гг.

Идейно-художественные и мировоззренческие основы авангарда. Периодизация авангардного кинематографа Франции. Эксперименты раннего (или «первого») авангарда (до 1924 г.). «Второй» (или поздний) авангард (с 1924 до 1929).  Луи Деллюк – теоретик авангарда. Учение Деллюка о фотогении (требование предельной визуальной выразительности запечатленных на экране образов). Вклад в развитие киноязыка режиссеров   авангарда (Л.Бунюэль, Р.Клер).

От авангарда к реализму. Влияние французского киноавангарда на мировой кинопроцесс.

Кино Германии в 20-х гг.   

Значение фильма «Кабинет доктора Калигари» (1919) в развитии выразительных и повествовательных возможностей кино. Влияние экспрессионизма в живописи Германии на изобразительное решение фильма.  Тема неумолимости искупления  в фильме «Нибелунги» (1924) Ф. Ланга.  Экспрессионизм и реалистические мотивы фильма «Последний человек» (1924) Ф.Мурнау.

 

Кино Великобритании в  20-х гг. 

Кризис английского кино 20-х годов. Захват британского проката Голливудом.

Режиссер и продюсер А. Корда, его роль в реорганизации производственной базы и подготовке нового поколения кинематографистов. «Частная жизнь Генриха УШ» и другие костюмно-исторические фильмы А. Корда.  Особенности изобразительного решения.

Английская документальная школа. Критические статьи  Д. Грирсона.   Тематическое и жанровое разнообразие. Поиски выразительных средств, тяга к сближению с игровым кино.  Мастера английской сцены на экране: Чарльз Лаутон, Вивиен Ли, Лоренс Оливье. Особенности английской актерской школы.

 

Кинематография США 20-х гг.: основные направления развития.  

Зарождение и развитие студийной системы Голливуда. Творчество Д.У. Гриффита. Фильм Д.У. Гриффита «Рождение нации»  - вершина немого кино.

Комедии М. Линдера, Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда, братьев Маркс. Жанровые признаки кинокомедии.

 

Развитие кино в России до 1917 г.

Первые показы аттракциона «Синематограф братьев Люмьер» в Санкт-Петербурге (4.05.1896).   Александр Дранков (1880-?) – первооткрыватель русского кинематографа.  Первый русский художественный фильм А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») (1908 г.). Василий Гончаров — первый русский сценарист и кинорежиссер.  Первая экранизация «Пиковой дамы» (1910, постановщик П. Чардынин).  Развитие жанра салонной мелодрамы. Литературно-психологическое направление. Актерское мастерство И. Мозжухина.  Психологизм картины Я. Протазанова «Пиковая дама» (1916). Творчество Петра Чардынина. Картина «Молчи, грусть, молчи…» (1918) – вершина творческого мастерства режиссера.

 

Кинематограф России немого периода после 1917 г.  

Приход к власти большевиков. Декрет В.И. Ленина о национализации кинодела 27.08.19. Начало советской кинематографии. Гражданская война и общий упадок кинопроизводства. Кинохроника и агитфильмы.

Д. Вертов и его вклад в развитие документального кино. «Киноглаз» Д. Вертова.  Значение фильма «Человек с киноаппаратом» (1929).

Послереволюционный этап развития советского кино.  Эксперименты Л. Кулешова, «эффект Кулешова».   «Монтаж аттракционов» (1923) С. Эйзенштейна. Всеволод Пудовкин и его путь в кинематографе. Историко-революционный фильм «Мать» (1926).  Создание революционного кино-мифа.  Эпическое полотно С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» (1925).

 

Раздел 2. Рождение и становление звукового кино  довоенного периода и после Второй мировой войны в странах Европы, России, США

 

Кино США  30-х гг.

«Певец джаза» (1927) и завершение эры немого кино. Стандартизация жанров в 30-е годы и пути преодоления устоявшихся канонов выдающимися мастерами американского кино. Творчество Ф.Капры. Творчество У.Уайлера и обращение к произведениям Л.Хелман как  литературной основе в фильмах «Тупик» (1937) и «Лисички» (1941).

Творческий путь Ч.Чаплина.

 

Кино Франции в  30-е гг.

Общая характеристика кинопроцесса 30-х – 40-х гг.  Творчество Марселя Карне.   «Набережная туманов» (1938) как манифест поэтического реализма. «Под крышами Парижа» Рене Клера.  Характеристика творчества Жана Ренуара. Художественные особенности фильма «Великая иллюзия» (Ж. Ренуар).

 

Развитие кино России в  30-50-х гг.  

Идейно-художественные особенности советского кино эпохи сталинского классицизма.  «Окраина» (1933) Б.Барнета. Фильм Георгия Васильева и Сергея Васильева  «Чапаев» (1934) – классика советской кинематографии. Фильм Е. Дзигана «Мы из Кронштадта» (1936) как воплощение канона историко-героического повествования. Тема истории в трилогии «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Обращение к истории в фильме  С.Эйзенштейна «Александр Невский». Фильмы  Г.Александрова «Веселые реябята», «Волга-Волга» и И.Пырьева «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и их вклад в развитие жанра  кинокомедии (музыкального фильма).

 

 

Развитие итальянского кино в  40-80-х гг.

Зарождение итальянского неореализма.  Идеология нацизма и итальянская культура в конце 30-х гг. ХХ в. Реалистическая тематика в кинематографе.  Роберто Росселлини (1906-1977) и его фильм «Рим – открытый город» как манифест реалистического киноискусства.  Социальный аспект фильмов Дж. Де Сантиса («Рим, 11 часов»), В. Де Сики («Похитители велосипедов», «Умберто Д»). Социальная проблематика в неореалистических комедиях:  «Чудо в Милане» Де Сики.  

Тема отчуждения в западноевропейском кинематографе конца 50 – середины 60-х гг. Проблема одиночества, разобщенности и невозможности диалога в картине М. Антониони   «Приключение». Проблемы личности и массовой культуры  в творчестве Антониони самосознания и идентичности в культуре постмодерна: «Затмение», «Красная пустыня», «Забрийский пойнт», «Ночь», «Фотоувеличение», «Профессия: репортер».

Символизм и язык притчи в фильме Ф. Феллини  «Дорога». Новые тенденции в мировой культуре, начало постмодерна и фильм «Сладкая жизнь» Феллини. Эстетический анализ психологических основ творчества в фильме «Восемь с половиной» Ф. Феллини.   «Экономическое чудо» и расцвет итальянской кинематографии. Традиции неореализма в фильмах Лукино Висконти «Рокко и его братья». Философско-эстетическое своеобразие картин П.П. Пазолини   «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964). Итальянский кинематограф и сатирическое разоблачение пороков буржуазного общества периода бума. Жанровые особенности «комедий по-итальянски».  «Брак по-итальянски» Де Сики.

Процессы политизации искусства в конце 60-х начале 70-х гг.  Критика политических институтов в фильме  «Конформист» Б. Бертолуччи. Политическая тематика в творчестве   Висконти «Гибель богов», Антониони «Забриски пойнт», Феллини «Репетиции оркестра». Середина 70-х гг. — кризис итальянского кинематографа.

 

Французская «Новая волна» в истории кино Франции  40–60-х гг.

Творчество Анри-Жоржа Клузо и его фильмы в стиле «нуар»:   «Плата за страх», 1953. Творчество Клод  Отан-Лара. Эстетическое своеобразие фильмов Отан-Лора: «Дьявол во плоти»,  1947.

Изменения в мировом кинопроизводстве.   Истоки французской Новой волны. Начало движения Новая волна: Клод Шаброль «Красавчик Серж» (1958), Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959), Жан-Люк Годар «На последнем дыхании» (1959). Творчество Алена Рене («Хиросима, любовь моя», 1959).  Ж.-Л. Годар и его творчество: «Жить своей жизнью», 1962;  «Безумный Пьеро», 1965. Идейно-художественное своеобразие фильма Клода Шаброля  «Кузены», 1959.

 

Кино Германии  50-80-х гг.

Политическая ситуация в послевоенной Германии.  Приток американских картин на прокатный рынок Германии.  Первый послевоенный фильм: «Убийцы среди нас» (реж. Вольфганг Штаудте).  Возникновение течения «Новый немецкий кинематограф» (Neuer Deutscher Film). Социальный характер фильмов режиссеров ННК. Режиссеры ННК: Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер. Влияние на Новый немецкий кинематограф французской «Новой волны» (Nouvelle Vague). Идейные и творческие предпосылки расцвета кино ФРГ в 1970-х гг. Творчество Фолькера Шлендорфа.  Обращение к литературным произведениям как сценарной основе фильмов. Экранизация романа Генриха Белля «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975).   Успех фильма «Жестяной барабан» на Каннском фестивале 1979 г. Идейно-художественные особенности картины.  Творческий метод Александра Клюге и его картина «Артисты под куполом цирка: безнадежность» (1968).  Творчество Вернера Херцога. Творческий союз В. Херцога и К. Кински: «Агирре, гнев Божий» (1972). Творчество Райнера Вернера Фассбиндера. Тематическое и жанровое разнообразие фильмов Фассбиндера: «Любовь холоднее смерти», 1969; «Замужество Марии Браун» (1978), «Тоска Вероники Фосс» (1982). Творческий путь Вима Вендерса.   «Алиса в городах» (1973) как исследование одиночества.   Критика американской массовой культуры   в фильме Вендерса «Париж, Техас» (1984). Возвращение в Германию и работа над фильмом «Небо над Берлином» (1987).

 

Основные этапы развития кинематографа России конца 50-х — начала 80-х гг.

Кинематограф «оттепели». «Карнавальная ночь» (1956) Эльдара Рязанова – первый фильм новой эпохи.   Стиль Марлена Хуциева в фильме «Весна на заречной улице». Проблема послевоенного поколения   в фильмах «Застава Ильича», «Июльский дождь». Актерское мастерство В. Шукшина («Калина красная», 1974). Тема войны в фильмах 60-70-х гг. («Иваново детство» А. Тарковского, «Двадцать дней без войны» А. Германа).  Творчество А. Тарковского и его значение для развития кино. Человек–коллектив–государство в работах Л.Шепитько («Крылья», 1966, «Восхождение», 1977), Э.Климова («Иди и смотри», 1985),   К. Муратовой («Короткие встречи», 1968),  О.Иоселиани («Жил певчий дрозд», 1971), Г.Панфилова («Тема», 1979). В.Абдрашитова («Парад планет», 1984). Художественное и общественное значение фильма Т.Абуладзе «Покаяние» (1984).

Основные тенденции в отечественном кино 90-х гг.: символизм, язык притчи.

Обновленческие тенденции в кино России 2000-х гг.

 

Кино США  50-80-х гг.  

Причины упадка студийной системы Голливуда в начале в конце 50-х — начале 60-х гг. Феномен Нового Голливуда и группа молодых режиссеров: Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Дэннис Хоппер, Питер Фонда, Питер Богданович. Новая эпоха Голливуда в 70-х гг. Американские независимые кинорежиссеры и их вклад в развитие мирового кинематографа:   переосмысление  традиционных жанров («Вестсайдская история», реж. Р.Уайз, 1961, «Бонни и Клайд», реж. А.Пенн, 1967).  Бунтарь и его идеалы  в творчестве Д.Хоппера («Беспечный ездок», 1969), Дж.Шлезингера («Полуночный ковбой», 1969), П.Богдановича («Последний киносеанс», 1971); тема вьетнамской войны на американском экране    («Апокалипсис сегодня», 1979, Ф.Ф.Копполы).

Постмодернизм в современном кино. П. Гринуэй, Д. Линч, Л. фон Триер.

 

Кино Швеции: И.Бергман

Творческие искания И.Бергмана и особенности художественной образности его фильмов    «Земляничная поляна»,1957, «Седьмая печать», 1957,  «Персона» (1966) и др.

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Зарождение кинематографии. Томас Эдисон. Братья Люмьер. Творчество Жоржа Мельеса.
  2. Эпоха авангардного кино Франции: Л.Бунюэль, Р.Клер (по выбору поступающего).
  3. Французская «Новая волна». К.Шаброль, Ф.Трюффо, Ж.-Л.Годар, А. Рене (по выбору поступающего).
  4. Творчество Ф. Феллини.
  5. Творчество М. Антониони.
  6. Творчество Л. Висконти
  7. Немецкий кинематограф 1950-1980-х гг.: основные направления, анализ творчества одного из режиссеров по выбору поступающего.
  8. Американский кинематограф 1930-х гг.: специфика Студийной системы, основные жанры и художественные проблемы (Дж.Форд, Ф.Капра, У.Уайлер, по выбору поступающего)
  9. Творчество Ч. Чаплина и его значение для развития мирового киноискусства.
  10. Кино Нового Голливуда: Дж.Лукас, С. Спилберг, М. Скорсезе, Ф. Ф. Коппола, Б. Де Пальма  (по выбору поступающего).
  11.  «Эффект Кулешова» и его значение для развития кино.
  12. Художественные особенности отечественного кино 30-50-х гг.
  13. Творческий путь С.Эйзенштейна: общая характеристика.
  14. Особенности становления отечественного кино 1920-х гг. (В.Пудовкин, Л.Кулешов, Л.Трауберг, Г.Козинцев — анализ творчества режиссера по выбору поступающего)
  15. Советская кинокомедия 1930-х гг. (Г. Александров. И. Пырьев).
  16. Отечественное кино периода «оттепели»: темы, герои, проблемы. На примере творчества одного из режиссеров
  17. Творчество А. Тарковского и его значение для мирового киноискусства.
  18. Особенности кино США 1960-х гг.: важнейшие проблемы, основные представители (Д.Хоппер, Р.Корман, Дж.Кассаветес, по выбору поступающего)
  19. Отечественное кино 1970-х гг.: общая характеристика и анализ творчества одного из режиссеров (Л.Шепитько,  К. Муратовой, В.Абдрашитова, С.Михалкова), по выбору поступающего.
  20. Постмодернизм в современном кино. П. Гринуэй, В. Вендерс, Д. Линч, Л. фон Триер (анализ творчества одного режиссера по выбору поступающего).
  21. Экспрессионизм в кино Германии 1920-х гг.: общая характеристика.
  22. Развитие отечественного кино до 1917 г.: П.Чардынин, А.Дранков, В.Гончаров (по выбору поступающего).
  23. Кино Великобритании 1920-х гг.: творчество А.Корды.
  24. Особенности направления «неореализма» в кино Италии на примере творчества одного из режиссеров (Р.Росселлини, Дж. Де Сантис, по выбору поступающего)
  25. Особенности развития кино Франции 1930-х гг. на примере анализа творчества одного из режиссеров (М.Карне, Ж. Ренуара), по выбору поступающего
  26. Особенности развития кино Франции 1950-1970-х гг.

 

 

Теория кино.

 

  1. Авангардные кинотеории Франции и основные положения теории фотогении Л.Деллюка.
  2. С.Эйзенштейн как теоретик: важнейшие идеи.
  3. Вклад  Вс.Пудовкина в теорию кино.
  4. Вклад Л.Кулешова в развитие монтажной теории.
  5. В.Беньямин: кино как синтетическое искусство.
  6. А.Базен о теории кино.
  7. Основные положения концепции З.Кракауэра.
  8. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Ю. Лотмана.
  9. А. Тарковский как теоретик и практик кинематографа.
  10. Понятие «артхаус», «авторское кино» — содержание и границы понятия.
  11. Интертекстуалистская концепция кино М. Ямпольского
  12. Ф. Феллини как теоретик и практик кинематографа
  13. Жанры и направления в кинематографе как теоретическая проблема.
  14. Документального кино как вид искусства: особенности жанров, средств  выразительности и драматургии.
  15. Выразительные средства кино: основные элементы и особенности их применения.
  16. Специфика кинодраматургии: основные элементы и особенности их применения.
  17. Сериал и его особенности как вида киноискусства.
  18. М.Маклюэн о развитии кино и телевидения

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

 

Основные

История отечественного кино: хрестоматия: [учебник для студентов вузов] / М-во культуры   Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [рук. проекта Л. М. Будяк; сост.: А. С. Трошин и др.]. — М.: Канон+, Реабилитация, 2012. – 671  с.

Уэллс О. Знакомьтесь — Орсон Уэллс : [пер. с англ.] / Орсон Уэллс и Питер Богданович. — М. : Rosebud Publ. : Пост Модерн Текнолоджи, 2011. — 495 с.

Вендерс В. «Я — туристический агент» // Искусство кино. — 2003. — N4.-С. 133-139.

Годар Ж. -Л. У автора нет ничего, кроме обязанностей / Ж. -Л. Годар ; беседу ведут: С. Кагански, Ж. М. Лаланн // Искусство кино. — 2010. — N 7. — С. 92-99

Годар Ж.-Л. Фрагменты книги и интервью [Текст] / Ж. -Л. Годар ; предисловие Н. Ставровской // Искусство кино. — 2010. — N 11. — С. 139-159.

Годар Жан-Люк. «Я возвращаю права тексту» // Искусство кино. — 2004. — N8.-С. 74-79.

Забриски Пойнт / М. Антониони [и др. ] ; пер. с итал. Г. Богемского // Киносценарии. — 2010. — N 1/3. — С. 88-121.

Феллини Ф. Репетиция оркестра / Ф. Феллини, Т. Гуэрра ; пер. с итал. А. Богемского // Киносценарии. — 2010. — N 1/3. — С. 216-243.

Шлендорф Ф. «Зло — сильный афродизиак» : Текст / Фолькер Шлендорф ; беседовал Слава Сергеев // Огонек. — 2009. — N 12. — С. 50-51.

Херцог В. «Я — солдат кинематографа» / Вернер Херцог ; [беседовал] Антон Долин // Эксперт. — 2009. — N 35. — С. 81-82.

Вендерс В. Свидание в Палермо / Вим Вендерс ; беседу с кинорежиссером вел Михаил Лемхин // Новый мир искусства. — 2009. — N 2. — С. 24-27.

Шлендорф Ф. «Я больше не верю в то, что мир может изменить идеология» / Фолькер Шлендорф ; беседовала Надежда Старовойтенко // Новое время. — 2008. — N 46 (92). — С. 46-47.

Вертов Д. Из наследия  / Дзига Вертов ; [сост., имен. указ., предисл. А.С. Дерябин ; Рос. гос. арх. лит. и искусства, Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры, Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. — [М.] : Эйзенштейн-центр, 2004

Вертов, Дзига. Драматургические опыты. М.: Музей кино, 2004. Т.1. – 535  с.

Клюге А. Хроника чувств / Александр Клюге ; [пер. с нем. С. Ромашко]. — М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 384  с.

Фассбиндер Р. В. Капли на горячие камни // Киносценарии. — 2002. — N3.-С. 46-67.

 

 

Дополнительные

 

 

Бергман И. Бергман о кино / И. Бергман ; беседовали Стиг Бьеркман и Йунас Сима // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 11-21, 64-75.

Бергман И. Ингмар Бергман о съемках фильма «Змеиное яйцо» / И. Бергман // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 112-116.

Бергман И. Ингмар Бергман о съемках фильма «Фанни и Александр» / И. Бергман // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 154-159.

Бергман И. Ингмар Бергман о фильме «Седьмая» печать / И. Бергман // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 22-25.

Бергман И. О жизни и работе / И. Бергман ; телевизионное интервью Йорна Доннара // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 242-259.

Бергман И. Седьмая печать / И. Бергман // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 26-51.

Бергман И. Фанни и Александр / И. Бергман // Киносценарии. — 2007. — N 5/6. — С. 160-241.

Куросава А. Расемон : По рассказам Рюноскэ Акутагавы — «Расемон» — и -»В чаще» // Киносценарии. — 2002. — N3.-С. 152-168.

Триер Л., фон. Все идеи краденные[Текст] / Л. фон Триер ; беседу ведет Э. Томпсон // Искусство кино. — 2011. — № 6. — С. 115-119.

Грасс Г. Жестяной барабан : роман / Гюнтер Грасс; [пер. с нем. С. Фридлянд]. — СПб. : Азбука, 2000. — 732 с.

Чаплин Ч. С.  Моя биография / Чарльз Чаплин; Пер. с англ. З. Гинзбург. — М. : Вагриус, 2000. – 508  с.

Акира Куросава / сост. Л. Завьялова ; вступ. ст. Р. Юренева ; пер. с яп., фр., болг.. — М.: Искусство, 1977. – 286  с.

Бергман И. Картины: пер. со швед. / Ингмар Бергман. — М. ; Таллинн : Музей кино : Aleksandra, 1997. — 437 с.

Бергман И. Латерна магика / Ингмар Бергман; Пер. со швед. и коммент. А.А. Афиногеновой. — М. : Искусство, 1989. – 285  с.

Бергман И. Осенняя соната: киноповести: пер. с англ. и швед. / Ингмар Бергман ; сост.: Б. Ерхова и Н. Пальцева; предисл. Н. Пальцева. — М.: Известия, 1988. – 253 с.

Пудовкин В. И. Избранные статьи. — М. : Искусство, 1955. – 462  с.

Уэллс О. Уэллс об Уэллсе : Пер. с англ. и фр. — М. : Радуга, 1990. — 447 с.

 

Литература

 

Основная

  

Учебная

История зарубежного кино (1945-2000) / [Е. С. Громов и др.] ; отв. ред. В. А. Утилов ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им С. А. Герасимова [и др.]. — М. : Прогресс-Традиция, 2005. — 566 с.

История отечественного кино: [учебник] / [М. П. Власов и др.]; отв. ред. Л. М. Будяк; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации [и др.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 523 с.

 

Научная  

 

История кино

 

Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа / В. В. Виноградов ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. — М. : Канон+, Реабилитация, 2010. – 383  с.

Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России / Семен Гинзбург. — М. : Аграф, 2007. – 488  с.

Долин А. В. Ларс фон Триер: контрольные работы : анализ, интервью / Антон Долин. — М. : Новое лит. обозрение, 2004. — 405 с.

Кинематограф оттепели: К 100-летию мирового кино / Роскомкино, НИИ кинематографии; [отв. ред. В. Трояновский]. — М.: Материк, 1996. Кн.1. — 1996. – 260  с. Кн.2. — 2002. – 447  с.

Кино Европы : режиссер. энцикл. / М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [сост. Черненко М. М.]. — М. : Материк, 2002. — 201 с.

Кино Италии. Неореализм, 1939-1961 : Пер. с итал.. — М. : Искусство, 1989. — 430с.

Кино США на рубеже веков / [Т. Н. Ветрова и др. ; редкол.: Т. Н. Ветрова, И. А. Звегинцева, М. Л. Теракопян] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. — М. : Канон+, Реабилитация, 2012. — 479 с.

Краснова Г. В. Кино ФРГ / Г. Краснова. — М.: Искусство, 1987. – 189  с.

Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 1958-1963. В 5 тт. М.: Искусство,  1958-1963.

Теплиц Е. История киноискусства, 1895-1927: пер. с пол. / Ежи Теплиц. — М.: Прогресс, 1968. — 334 с.

Теплиц Е. История киноискусства, 1939-1945: Пер. с пол.. — М.: Прогресс, 1974. – 312  с.

 

Теория кино

 

Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М.: Искусство, 1972

Аристарко Г. История теорий кино; пер. с итал. Г.Богемского. — М.: Искусство, 1966. – 352  с.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005.

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. — Таллинн: Александра, 1994. – 214 с.

Соколов В. С. Киноведение как наука / В. С. Соколов ; [сост. Н. А. Изволов, С. А. Смагина] ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. — 2-е изд.. — М. : Канон+, Реабилитация, 2010. — 415 с.

Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского; Киров, М.: Академический проспект; Константа, 2013. — 512 c.

Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино: кинематограф в России, 1896-1930 / Ю. Г. Цивьян; Латв. акад. наук, Ин-т яз. и лит. — Рига: Зинатне, 1991. – 492  с.

Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М.: Искусство, 1964-1971

Ямпольский М. Б. Язык — тело — случай: [Кинематограф и поиски смысла] / Михаил Ямпольский. — М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 369  с.

 

Дополнительная литература

 

Виноградов В. В. Антикинематограф  Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске» / Владимир Виноградов ; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства Всерос. гос. ун-та кинематографии им. С. А. Герасимова. — М. : Канон+, Реабилитация, 2013. – 279  с.

Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература: опыт системного анализа / Нея Зоркая. — М.: Аграф, 2010. — 398 с.

Зайцева Л. А. Киноязык: искусство контекста / Л. А. Зайцева ; Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры, Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. киноведения. — М. : [б. и.], 2004. — 243 с.

Нусинова Н. И. Когда мы в Россию вернемся… : рус. кинематогр. зарубежье, 1918-1939 / Наталья Нусинова ; Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации, Эйзенштейн. центр исслед. кинокультуры. — М. : Эйзенштейн-центр : НИИ киноискусства, 2003. — 460 с.

Эйзенштейн С. М. Избранные статьи / С. М. Эйзенштейн ; [ред.-сост., авт. вступ. ст. и примеч. Р. Н. Юренев]. — М. : Искусство, 1956. – 454  с.

Российское кино: парадоксы обновления: К 100-летию мирового кино. — М.: Материк, 1995. – 140  с.

 

 

Справочные и информационные издания

 

Кино Европы: актерская энциклопедия / М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; [редкол.: Л. А. Алова (отв. ред. и др.)]. — М. : [б. и.], 2009. — 406 с.

Звезды Голливуда. — М.: Терра, 1996. – 438  с.

История отечественного кино: Документы. Мемуары. Письма / Роскомкино, НИИ киноискусства, Рос. гос. арх. лит. и искусства; сост.: В. С. Листов, Е. С. Хохлова. — М.: Материк, 1996. Вып.1. — 1996. – 176  с.

Кино России: актерская энциклопедия / Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации; [сост., подгот. текстов, вступ. ст., фильмогр. Л. Парфенов]. — М.: Материк, 2002. Вып. 2. — 2008. – 225  с.

Кино России: новые имена (1986-1995): Сценаристы. Режиссеры. Актеры. Операторы. Художники. Композиторы. Продюссеры и дистрибьютеры: справочник / Госкино Рос. Федерации, НИИ киноискусства; сост. и ред. справ. Н. Милосердова. — М.: [б. и.], 1996. – 217  с.

Кино России: режиссерская энциклопедия / М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства; [авт. идеи и сост. Л. М. Рошаль]. — М.: [б. и.], 2010. Т. 1: [А - М]. — 2010. – 334  с.

Кино США 90-х годов. Актеры: Новые звезды Голливуда / [отв. ред.: И. Звегинцева, М. Теракопян]. — М.: Белый берег, 2000. – 214 с.

Кино США на рубеже веков / [Т. Н. Ветрова и др.; редкол.: Т. Н. Ветрова, И. А. Звегинцева, М. Л. Теракопян]; М-во культуры Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. — М.: Канон+, Реабилитация, 2012. – 479  с.

Кинорежиссеры Скандинавии: Биофильмогр. справ. — М.: [б. и.], 1996. – 122  с.

Кремлевский кинотеатр, 1928-1953 : документы / Рурский ун-т (Бохум, ФРГ), Ин-т рус. и соет. культуры им. Ю.М. Лотмана, Федер. арх. агентство, Рос. гос. арх. соц.-полит. истории ; сост.: К. М. Андерсон, Л. В. Максименков (отв. сост.) [и др.] ; ред. Г. Л. Бондарева. — М. : РОССПЭН, 2005. — 1117 с.

Первый век кино: [попул. энцикл.]. — М.: Локид, 1996. – 711  с.

Режиссеры польского кино: Биофильмогр. справ / НИИ киноискусства и Авт.-сост. Т.Н. Елисеева. — М.: Белый берег, 1996.  – 624  с.

Словарь французского кино: [перевод] / под ред. Ж.-Л. Пассека [и др.]. — Минск: Пропилеи, 1998. – 512  с.

Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Сов. энцикл., 1986. — 637 с.

 

Адреса ресурсов Интернет

 

«Энциклопедия отечественного кино. СССР/СНГ». – Заглавие с экрана [Электронная база данных]: http://www.russiancinema.ru/. Режим доступа: свободный.