Рабочая программа вступительного испытания  для магистратуры по направлению 50.04.03 – История искусства

Магистерская программа: Кураторство художественных проектов

Составитель: Смолянская Н.В. 

 Вопросы к экзаментам

Ответственный редактор: Смолянская Н.В.

Программа утверждена

на заседании кафедры КИСИ

 

I. Содержание основных тем

1. Отечественное искусство конца 19 – начала 20 века.

Исторический контекст и специфика российского искусства конца 19 века. Русская литература и русская критическая мысль. Социально-исторический контекст развития русского искусства  во второй половине 19 века. Народничество и идеи народного просвещения.

Искусство последней трети ХIХ века. «Бунт четырнадцати» в Академии Художеств. Создание «Санкт-Петербургской артели художников», ее роль в подготовке деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок».

Неакадемическое и академическое направления. И. Е. Репин. Концепция исторической живописи В. И. Сурикова. Жанр передвижников. Формирование школы национального пейзажа. И.Левитан.

«Мир искусства» и его роль в обновлении искусства конца ХIХ века.

Проблема неоромантического движения эпохи. Некоторые общие признаки формальных перемен конца ХIХ века. Начало реформ: роль В. М. Васнецова в реформировании сюжета. Элементы символизации в творчестве И. И. Левитана.

Символизм модерн. Проблематика. Черты.

Влияние французской живописи. Обзор русского импрессионизма и реализма. Творчество В.А. Серова и М.А. Врубеля.

Открытие русской архаики и русской иконы в российской культуре конца 19 – начала 20 века. Поиск культурных истоков – поиск новых средств выражения. Обновление художественного языка.

Историко-жанровые сцены в русском искусстве рубежа 19-20 веков. «Открытие» русской старины. Исторические композиции и жанровые сцены в живописи А.П. Рябушкина и А.М. Васнецова.

В. Э. Борисов-Мусатов и особенности его символизма. Завершение символизма: «Голубая роза», «Бубновый валет» и его ветви: сезаннистская и неопримитивистская.

Русский символизм и русская религиозная философия. Влияние эзотерических тенденций на русское искусство рубежа веков и русский авангард.

Творчество В.А. Борисова-Мусатова.

 

2. Искусство русского авангарда. Значение русского авангарда для истории отечественного искусства. Научные открытия, технические достижения, развитие промышленности в России конца 19 – начала 20 века и феномен русского авангарда. Влияние европейского искусства и интернациональный контекст авангардных художественных направлений в искусстве начала 20 века.

Свет и цвет в русском искусстве начала ХХ века. Символизм и эстетизм.  Русский кубизм. Русский футуризм (кубо-футуризм). В. Кандинский и «Синий всадник». Визуализация звука в постановках В. Кандинского. «Лучизм» Ларионова. «Заумь» и русский кубо-футуризм. Манифест «Пощечина общественному вкусу. И. Зданевич, А. Крученых.

Объединение «Союз молодежи» — «колыбель» русского авангарда. М. Шагал, П. Филонов, К. Малевич, В. Татлин, Ю. Анненков, Н. Альтман, Д. Бурлюк, А. Экстер, М. Матюшин. Ж. Жевержеев.

«Победа над солнцем». «Анти-утопия» русского авангарда

«Органическая школа». М. Матюшин, Е. Гуро.

Супрематизм К. Малевича. УНОВИС. Формотворчество в супрематизме. Ученики Малевича. Работа над архитектонами.

3. Русский авангард и идея функционального искусства. ВХУТЕМАС. Русский конструктивизм. Особенности художественного языка конструктивизма. Художник – инженер. Выставочный дизайн и искусство праздников. Лисицкий, Клуцис.

Проектное мышление русского конструктивизма. Татлин и его проекты. Родченко и Степанова.

Амазонки русского авангарда.

Производственные проекты русского авангарда. Текстиль. Фарфор.

Русский авангард в 20-е годы. Проекционизм. Группа «Метод».

 

4. Архитектура раннего модернизма. Преодоление эклектизма. Создание нового стиля. Вариативные названия стиля модерн в Европе. Югендстиль и арнуво. Связь нвой архитектуры с новыми тенденциями в культуре и искусстве.

Эйфелева башня. Ж. Эйфель.

О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт «Дом над водопадом».

Стиль модерн в архитектуре Москвы и Петербурга. О.Шехтель и Ф.Лидваль Основные направления и их особенности.

Ле Корбюзье и идеи урбанизма.

Архитектура конструктивизма. К. Мельников. В Гропиус.

 

5. Искусство книги авангарда первой трети 20 века. Графика.

Объединение «Мир искусства». Графика в русском искустве. Искусство книги. А.Н. Бенуа. Л.С. Бакст. Е.Е. Лансере. М.В. Добужинский. А.Д. Остроумова-Лебедева.

Визуальная поэзия и искусство авангарда. С. Малларме, Г. Аполлинер.

Симультанизм. Соня Делоне и «Проза о транссибирском экспрессе».

Русский кубо-футуризм и русская футуристическая книга. В. Каменский, А. Крученых.

Конструктивистская графика. Эль Лисицкий.

В.А. Фаворский.

 

6. Развитие выставочной деятельности и трансформация искусства.

Изменение взаимоотношений между художником и зрителем. Французские выставочные Салоны второй половины 19 века. Художественная критика. Значение французских Салонов для дальнейшего развития выставочной деятельности. Общество и художественная богема. Объединения художников в организации альтернативных Салонов как прообраз арт-сообщества. Салон Независимых. Салон Отверженных.

Всемирные выставки в Париже и их значение для развития интернационального авангардного искусства. Научные и технические достижения на всемирных выставках. Развитие новых архитектурных тенденций в контексте всемирных выставок.

 

7. Французская живопись 19 века. Значение реализма Г. Курбе. Демократизация искусства – тенденция в европейской живописи 19 века. Обращение к темам повседневности. Отход от академических сюжетов. Выставочная деятельность Г. Курбе.

Барбизонская школа. Пленер.

Открытие новых художественных способов выражения. Импрессионизм. Мане, Моне, Писарро.

Символизм. Морис Дени.

Постимпрессионизм и новые открытия в живописной технике и открытия в науке. Сера.

У истоков авангарда 20 века. Ван Гог, Сезанн, Гоген.

 

8. Искусство художественного европейского авангарда первой трети 20 века. Значение новых форм искусства авангарда: открытие абстракции. Перформанс футуристов и кубо-футуристов и его значение в контексте развития современного искусства. Реди-мейд и современное искусство.

 

9. Открытие новых художественных форм выражения в искусстве авангарда. Кубизм. Коллаж в искусстве Брака и Пикассо. «О кубизме». Изменение перспективы. Значение кубизма для мировой художественной культуры. Наследие кубизма в русском искусстве начала 20 века.

Фовизм. Цвет в обновлении европейской живописи начала 20 века. Матисс, Дерен, Марке, Руо, Вламинк.

 

10. Искусство и анти-искусство. Дадаизм. Марсель Дюшан и искусство дада. Основные принципы дадаизма. Критика буржуазного искусства и художественный эксперимент. Антивоенный пафос дадаизма. Дадаизм и конструктивизм. Интернациональный аспект искусства дадаизма. Экспериментальное кино дадаизма.

 

11.Театр авангарда. Театральная сценография и эксперименты в области художественного языка. Биомеханика и художественный эксперимент. Политический пафос авангардного театра. Театр Мейерхольда. Эксперименты Баухауза.

 

12. Экспрессионизм в немецкой живописи начала 20 века. Объединения «Мост» (Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Хеккель и др.), «Синий всадник». Первый и второй периоды.

 

13. Скульптура в отечественном и западноевропейском искусстве начала 20 века. Искусство авангарда и новая скульптура. Конструктивизм и новые скульптурные формы. Влияние кубизма на новую скульптурную форму. Поиски языка. А. Архипенко, Габо, Липшиц, Арп. Скульптура Пикассо, рельефы Матисса.

План монументальной пропаганды в Советской России и его влияние на развитие монуменальной скульптуры. В. Мухина «Рабочий и колхозница».

 

14. Искусство европейского сюрреализма. Основные представители и идейное наполнение. Сюрреалистический фильм, сюрреалистический перформанс. Роль Анре Бретона в становлении сюрреализма. Сальвадор Дали, Миро, Макс Эрнст, Марсель Дюшан. Сюрреалистический объект.

 

15. Официальное советское искусство в сталинский период.

Унификация искусства. Постановления о творческих объединениях.

Пролеткульт и борьба с Пролеткультом. 1925 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы». 1922 «О перестройке литературно-художественных организаций». 1932 г. Постановление «О советской кинематографии».

Пролеткульт и борьба с Пролеткультом. АХРР. Создание «социалистического реализма».

Спорт в советской живописи. Телесность. А.Самохвалов. А. Дейнека.

Пейзаж. Городской и индустриальный пейзаж. С. Лучишкин, Ю. Пименов, П. Вильямс, А. Дейнека.

Пути авангарда. Р. Фальк. К. Рождественский и другие художники.

Планы монументальной пропаганды. Искусство в московском метро.

И. Шадр

 

16. Сталинский стиль в архитектуре. Историко-социальный контекст изменения конструктивистской архитектуры. Монументальность в сталинских архитектурных решениях. Репрезентация власти в сталинской архитектуре. Специфика сталинских высоток и московского метро. Переходный период.

Проекты Дворца Советов.

Ар деко в сталинской архитектуре. Театр Советской Армии в Москве, павильон СССР на парижской выставке 1937 г., Дом Советов в Ленинграде.

Неоклассицизм.

Сталинский ампир в архитектуре. Главный павильон ВСХВ.

Основные памятники архитектуры сталинской эпохи: комплекс зданий ВСХВ (ВДНХ), сталинские высотки, московское метро, архитектура московских улиц (например, Тверская ул.), канал им. Москвы, и т.д.

 

17. Неофициальное искусство 1960 -1980х гг. как  феномен послесталинской эпохи.

Двойственная культура в послесталинский период. Формирование «неофициальных» форм выражения в разных видах искусства. Снятие информационной блокады и осознание информационного голода. Московский фестиваль студентов. Выставка Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. Выставка американского искусства в ГМИИ им. Пушкина.

Осознание советскими художниками, поэтами и другими деятелями культуры собственной изоляции. Поиски актуальной идентичности.

Внутренняя эмиграция. «Уход» в религиозные и мистические поиски. Квартирные выставки и перформансы. «Поездки за город» как форма внутренней эмиграции.

Особенности выставочной деятельности в неофициальном искусстве. «Бульдозерная выставка». Выставка на ВДНХ. Апт-арт.

«Лианозовская» группа: О. Рабин, В. Крапивницкая, Л. Крапивницкий.

Круг московских концептуалистов: В. и Р. Герловины, группа «Коллективные действия», И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов.

Л. Мастеркова, В. Немухин.

Э. Штейнберг, В. Янкилевский и др.

 

18. Американский поп-арт. Искусство и повседневность. Феномен послевоенного американского искусства в эпоху общества потребления.

Расширение палитры инструментов в искусстве.

Р. Раушенберг, Э. Уорхол, К. Олденбург, Р. Лихтенштейн, Д. Розенквист.

Специфика язка искусства поп-арта.

 

19. Музеи в системе искусства. Музеи современного искусства.

Появление художественных музеев. Эволюция личных коллекций. Музей искусства и взаимоотношение художника и зрителя в современном мире.

Первые музеи современного искусства.  МОМА.

Педагогический проект русского авангарда – Музей художественной культуры.

 

20. Архитектура постмодернизма. Критика функциональной архитектуры. Ч. Дженкс.

Поиски перспективы, роль цвета в архитектуре постмодернизма.

Роберт Вентури, Альдо Росси, братья Крие, Марио Ботта, Гюмбах.

Основные принципы архитектуры постмодернизма. Практика заимствования стилей. «Подражание образцам».

 

21. Кураторство выставок. Задачи и цели художественных проектов.

Трансформация выставочной деятельности в современном искусстве. Появление независимого куратора. Функции куратора в подготовке к выставке. Современный кураторский проект (анализ)

 

22. Концептуализм и минимализм в современном западном искусстве. Изменение искусства в 1960-е годы. Нейтрализация эстетического содержания как тенденции трансформации произведения искусства.

Сол ЛеВитт, Ден Флавин, Роберт Моррис.

Д. Кошут, Л. Вейнер, и др.

 

23. Фотография в современном западном и отечественном искусстве.

Фотография в искусстве авангарда, монтаж в фотографии.

 

24. Новые технологии и новые направления в искусстве. Новые визуальные стратегии современного искусства. Видеоарт и цифровое искусство. Интерактивные инталляции. Создание чувственных пространств. Звук в визуальных искусствах.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агитационно-массовое искусство Октября: Оформление праздников. М.: Искусство, 1984. – 359 с.Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М.: Стройиздат, 1978. – 267 с.

Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. – 238 с.

Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм: Европа, Россия. М.: Галарт, 2000. — 309 с.

Высокий сталинский стиль / Сост. Е. Гершкович, Е. Корнеев. М., 2006

Воронов Н.В. Вера Мухина. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 345 с.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. – 296 с.

«Другое искусство». 1956-1988 / Сост. И. Алпатова, Л. Талочкин, Н. Тамручи. М.: Галарт, 2005. – 768 с.

Журавлев А.М., Иконников А.В, Рочегов А.Г. Архитектура Советской России. М., 1987

Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения / Сост. В.Э. Хазанова. М.: Наука, 1970. – 140 с.

Ильин М.А. Веснины. М. : Стройиздат, 1960. 305 с.

Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2008. — Т. 1. 430 с. Т. 2. 446 с.

Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-х — 1930-х годов. СПб.: Палас Эдишн, 1999. — 386 с.

Костин В.И. ОСТ (Общество станковистов). Л.: Художник РСФСР, 1976. – 140 с.

Крученых А. Наш выход: К истории русского футуризма. М.: Галарт, 1996. – 456 с.

Латур А. Рождение метрополии. Москва 1930-1955: Воспоминания и образы. М.: Искусство-XXI век,  2005. — 536 с.

Лебедева В.Е. Советское монументальное искусство 1960-х годов. М.: Искусство, 1973. – 378 с.

Маковец. 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. — 458 с.

Малевич К. С. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Гилея, 1996. – 478 с.

Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 568 с.

Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.,: Галарт, 1995. — 224 с.

Немировская М.А. Художники группы «Тринадцать». М.: Советский художник, 1986. — 213 с.

Перформанс — искусство действия. Специальный выпуск журнала «Декоративное искусство» (1991, № 5). — 136 с.

Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. – 457 с.

Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990. – 236 с.

Пунин Н. Н. О Татлине. М.: Галарт, 1994. — 208 с.

Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества. 1970-е — 1980-е годы. М.: Стройиздат, 1990. — 238 с.

Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки: Проблема города будущего. М.: Наука, 1980. – 256 с.

Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925. М.: Наука, 1970. – 308 с.

Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. М., 1996. — 709 с.

Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М., 2007. – 296 с.

Холмогорова О. В. Соц-арт. М.: Галарт, 1994. — 204 с.

Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004. – 560 с.

Якимович А.К. Восстановление модернизма: Живопись 1940-х — 1960-х годов на Западе и в России. М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2001. — 534 с.

Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира. М., 2003. – 491 с.

Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. М., 1987.

Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма. Компакт-энциклопедия. Спб.: Академический прoект, 1996.

Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. М., 1992.

Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998.

Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991.

Европейская живопись. Энциклопедия. М.: Искусство — Нота-Бене, 1999.

Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В 2 томах. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XIX века: [живопись, скульптура, графика, архитектура, музыка, драма, театр : в 3 кн. / гл. ред. Е.И. Ротенберг]. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2003, 2004.

Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1996.

Ле Корбюзье. Архитектура XX века. — М., 1970.

Макарова Г.В. Западное искусство. ХХ век. Образы времени и язык искусства. Сб. ст. М.,  2003.

Матисс А. Мир художника: Письма, воспоминания. Статьи. М., Искусство, 1997.

Рожин А. Сальвадор Дали. М,. 1992.

Антология российского видеоарта. М.: МедиаАртЛаб, 2002.

Беньямин В.. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. — М.: Медиум, 1996.

Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001

Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Черных А. Мир современных медиа. М., 2007

 

 

III. Организационно-методический раздел

-структура вступительного испытания

Экзаменационное задание состоит из двух вопросов, составленных на основе программы вступительных испытаний.

-рекомендации поступающим

Магистрант должен дать полный, исчерпывающий ответ на вопросы экзаменационного задания. Ответ должна отличать корректность словоупотребления, стилевое единство и правильное применение искусствоведческой и исторической терминологии, логика и последовательность изложения, исключающая дисбаланс между фактическим материалом и теоретическими утверждениями. Положения ответа должны быть логически обоснованы и подкреплены итоговыми выводами, которые следует вписать не только в искусствоведческий, но и исторический контекст эпохи.