ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Будьте в курсе — старт курсов школы
Узнать о старте курсов можно на сайте школы и по телефону +7 (925) 308-69-13. Чтобы не пропустить начало важных курсов, открытых лекций и семинаров школы ХПМТ — подписывайтесь на новостную рассылку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Позвоните нам
Or you can call us yourself:
+7 (925) 308 6913

Основы
реставрации станковой
масляной живописи

12 000 рублей 5 занятий (20 академ. часов)
15 февраля — 14 марта
По четвергам, 19:00-22:00
17 февраля — 16 марта
По субботам, 11:00-14:00
Программа курса
В рамках курса по согласованию с преподавателем слушатели осваивают введение в реставрацию или занимаются на продвинутом уровне
Данный курс лекционно-практических занятий состоит из двух уровней:
– Введение в реставрацию станковой масляной живописи
– Продвинутый уровень для тех, кто уже знаком с основами реставрации масляной живописи.

В рамках курса по согласованию с преподавателем слушатели осваивают введение в реставрацию или занимаются на продвинутом уровне

На первой ступени (полная программа) обучения даются общие представления о реставрации (музейная, коммерческая, научная, принципы и процессы, последовательность реставрационных мероприятий и т.д.), а также выполняются практические задания на фрагментах живописи (укрепление грунта и красочного слоя, восполнение утрат основы (холста), склеивание прорывов и порезов основы методом «встык», удаление профилактических заклеек, подведение реставрационного грунта, уточнение реставрационного грунта, нанесение реставрационного лака, тонирование утрат грунта и красочного слоя. Кроме того, в плане теории – коснемся основ заполнения реставрационного паспорта (описание сохранности живописи и этапов реставрации).
Вторая ступень (полная программа) проходит на реальных картинах советского художника.
Каждый слушатель получает в работу одну картину 50-60-ых годов, долгое время хранившуюся без подрамника в папке и приводит её в экспозиционное состояние.

Проводятся следующие реставрационные мероприятия: укрепление грунта и красочного слоя, растяжка картины на рабочем подрамнике при помощи крафтовых полей, дублирование (подведение реставрационных кромок), натяжка картины на экспозиционный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с лицевой и тыльной стороны, подведение реставрационного грунта, нанесение реставрационного лака, тонирование.
Выдаваемые документы
Курс «Реставрация станковой масляной живописи» – дополнительная образовательная программа
Курс ведет
Художник-реставратор Отдела Реставрации Станковой Масляной Живописи в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Кленчев Алексей
Первый уровень
22 академических часов: из них 20 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Лекция 1] «Реставрация. Общее понятие, история реставрации, виды»
Практика. Укрепление грунта и красочного слоя посредством нанесения профилактической заклейки из папиросной бумаги на осетровом клею, с дальнейшим прессованием.
Мастер-класс. Применение раствора осетрового клея. Способы приготовления клея
(разламывание, замачивание, варка, фильтрация, процентовка).
2
[ Лекция 2 ] «Картина как многослойная конструкция» с фото- и видеопримерами
Практика. Укрепление основы (холст, нити холста) при помощи специального синтетического клея, нитей холста, а также холстяного «очёса».
3
[ Лекция 3 ] Составление описания состояния сохранности картины
Составление описания состояния сохранности картины по схеме описания, составленной в Центре Реставрации им И. Э. Грабаря)

Практика. Удаление профилактической заклейки и остатков клея с лицевой поверхности картины.
4
[ Лекция 4 ] Техники живописи и копирование. Тонировка и реконструкция
Практика. Подведение реставрационного грунта в местах утрат и выведение его по необходимой высоте и фактуре, соответствующей близлежащим мазкам авторского красочного слоя.
5
[ Лекция 5 ] Реставрационный лак, состав, свойства и пр.
Практика. Покрытие живописи реставрационным лаком. Тонировка утрат грунта и красочного слоя (поверх нанесённого ранее реставрационного грунта, не заходя на авторский красочный слой).
Второй уровень
22 академических часов: из них 20 академических часов — контактная работа с преподавателем + часы на самостоятельную работу [ 1 академический час — 45 минут ]
1
[ Занятие 1]
Краткое описание состояния сохранности произведения . Уточнение размеров живописной поверхности для изготовления экспозиционного подрамника. А также подготовки рабочего подрамника.
2
[ Занятие 2]
Местное укрепление грунта и красочного слоя. Подготовка к растяжке на рабочем подрамнике при помощи крафтовых полей. Рабочий подрамник, проклейка крафта.
3
[ Занятие 3]
Растяжка на рабочем подрамнике при помощи крафтовых полей. Подготовка к дублированию ( подведению ) реставрационных кромок. Подготовка холстяных кромок нужной длины и зернистости, укрепление живописи по всей поверхности.
4
[ Занятие 4]
Дублирование реставрационных кромок. Удаление профилактической заклейки и поверхностных загрязнений. Натяжка на экспозиционный подрамник.
5
[ Занятие 5]
Заделка оборота, подвязывание клинков, точечное подведение грунта в местах утрат, нанесение реставрационного лака. Тонировки при необходимости .
Новости курса