ДЕВЯТЬ ВЕКОВ РУССКОГО ИСКУССТВА

Программа-синопсис курса История русского искусства

сост. доц. И. Е. Печёнкин

 

Тема 1. Древняя Русь. XIXIII в.

Обоснование временных границ курса. Периодизация истории русского искусства, значение средневекового этапа. Известия о дохристианском искусстве славян и древнерусском государстве. Культурное значение христианизации Руси. Особенности рецепции Русью византийской, восточно-христианской культуры. Искусство как инструмент церковной миссии. Новые для Руси формы искусства и архитектуры. Византийский храм крестово-купольного типа и ранние каменные постройки в Киеве. Градостроительный облик Киева в эпоху Владимира и Ярослава. Строительство Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. Византийский храмовый синтез и София Киевская как его частный пример. Особенности программы внутреннего убранства этого храма. Особенное значение иконы на Руси. Богословские основания иконописи. Становление местной типологии каменного храмостроения. Региональные школы зодчества времени Полицентричности: Новгородская, Приднепровская, Владимиро-Суздальская. Проникновение на Русь романских приёмов декорирования каменных построек. Храмы закомарного и башнеобразного типов. Фреска и иконопись в Домонгольской Руси.

 

Тема 2. Северо-западная Русь и ранняя Москва. XIV—начало XV в.

Последствия Монгольского нашествия на Русь для культуры и искусства. Особенности новгородской государственности и экономики. Возрождение традиции каменного строительства на Руси в XIII в. Специфика новгородской иконописи, её коммерциализация. Сложение новгородского типа храма и его развитие. Архитектура Пскова. Влияние приёмов фортификационного строительства на формирование местной храмостроительной школы. Композиционные и эстетические особенности псковского каменного храма. Фресковая живопись Северо-западной Руси: экспрессивное и классицизирующее течения, их идейно-религиозные основания. Ностальгический патриотизм и западная ориентация новгородской культуры времени архиепископа Евфимия II. «Исторические» мотивы в иконописи Новгорода начала XV в. Готические реминисценции в гражданской архитектуре. Иконопись Пскова. Известия о политическом возвышении Московского княжества. Начало раннемосковского каменного строительства. Плохая сохранность раннемосковских памятников, её причины. Московская иконопись XIV—начала XV в. Наследие Феофана Грека и Андрея Рублёва. Русский высокий иконостас и трансформация храмового пространства относительно византийских прообразов.

 

Тема 3. Централизованное Русское государство. Конец XVXVI в.

Искусство Дионисия как проявление самобытности национальной школы живописи. Отход от византийского канона. Строительная программа Ивана III и реконструкция Московского Кремля. Роль иностранных специалистов в становлении отечественного строительного дела. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля как интерпретации домонгольского образца с опорой на достижения ренессансной строительной мысли. «Итальянизмы» в русской каменной архитектуре XVI в. Консервативная и новаторская линии в храмовом строительстве. Возникновение и развитие шатрового типа храма, версии его происхождения и символическая трактовка. Тип многостолпного храма на едином основании и его главная реализация – собор Покрова на Рву. Идеологический контекст Грозненского времени и его отражение в программе строительства собора. Образные коннотации архитектуры здания. Тенденция к централизованному регулированию культурной жизни, Стоглавый собор и дело дьяка Ивана Висковатого. Новации в области живописи. Метаморфозы иконы в Грозненскую эпоху. Искусство времени Бориса Годунова. Замысел построения храма «Святая Святых» в Московском Кремле. Оформление типологии камерного бесстолпного храма. Строгановская школа иконописи.

 

Тема 4. Накануне реформы. XVII в.

Влияние Смуты на процесс развития русского искусства Позднего Средневековья. Консервация традиций предыдущего периода. Реминисцентные постройки в церковном зодчестве 1620-х гг. Новации в области гражданского строительства, западные влияния. Изменение культурной географии России, новая роль провинциальных центров. Демократизация вкуса, посадская архитектура в Москве и городах Поволжья, её эстетические принципы и технические особенности. «Дивное узорочье» в архитектуре Ярославля. Церковная реформа и строительная программа патриарха Никона. Теократические тенденции. Изразцовое убранство памятников 2-й половины XVII в. Европеизация образа жизни и её отражение в искусстве. Польская ориентация русской элиты. Монументальная живопись ярославской школы, Гурий Никитин, обращение к западноевропейским иконографическим образцам. Теоретическая и практическая деятельность Симона Ушакова. Иконы Карпа Золотарёва. Феномен парсуны, версии её происхождения. Архитектурные памятники «нарышкинского стиля», источники их форм. Влияние украинской традиции и формального лексикона североевропейского маньеризма.

 

Тема 5. От Московии к Российской империи. 1-я половина XVIII в.

Периодизация истории русского искусства Нового времени. Причины и культурное значение реформ Петра I. Приватное искусство, его жанровая структура, его значение для становление художественных форм Нового времени. Смена приоритетов при выборе европейских образцов. Механизмы европеизации художественного процесса. Феномен «россики». Иностранные специалисты при дворе Петра I. Практика пенсионерских командировок. Стилистическая мозаичность искусства начала XVIII в., обусловленная особенностями заказа. Приоритет портрета в светской живописи. Экспансия светского начала. Гравюра в России начала века, её технические, стилистические и функциональные особенности. Архитектура Петровского времени, от Москвы до С.-Петербурга. Расширение типологии зданий. Проекты застройки С.-Петербурга. Прототипы. Особенности архитектурно-градостроительного освоения территории новой столицы. Новаторство и традиционность в церковном строительстве. Проблема скульптуры в России 1-й половины XVIII в. Архаизирующие тенденции в живописи 1720-х—1730-х гг. Искусство середины столетия: барокко и рококо в отечественной редакции. Синтез архитектуры и декорации как содержательная доминанта этапа. Дворцовые и церковные постройки времени Елизаветы Петровны. Анфиладная планировка. Живопись и скульптура в светском интерьере. Связи с театром. Черты примитива в станковом портрете середины века. Начатки профессионального образования в области архитектуры и живописи.

 

Тема 6. Россия эпохи Просвещения. 2-я половина XVIII—начало XIX в.

Екатерининская эпоха, её историческое и культурное значение. Основание Академии художеств в контексте проекта Просвещения. Просвещение и стиль классицизм, европейские истоки последнего. Педагогическая функция классицизма. Иерархия видов и жанров искусства в классицизме. Этапы классицизма в русской архитектуре: ранний, строгий, высокий, поздний (ампир). Особенности планировочных решений и эстетики фасада. Типология архитектуры классицизма: дворец, храм, административное, общественное здание. Универсальность выразительных средств классицизма. Неклассическое направление в архитектуре 2-й половины XVIII в., его истоки и особенности бытования в России. Дихотомия классическое-готическое. Пейзажный парк и его предромантическая программа. Миф русской усадьбы. Исторический жанр в эпоху классицизма. Круг сюжетов и образов. От античной мифологии к «Повести временных лет». Стилистическая противоречивость русской живописи 2-й половины века: рецидивы рококо и барокко. Влияние сентиментализма. Русский портрет Екатерининского и Павловского времени, его парадный и камерный аспекты. Индивидуальное и типическое. Роль иностранных живописцев при русском дворе. Опыты в области бытового жанра. Ландшафтная видопись конца XVIII в. Уроки Каналетто и рождение городского пейзажа. Становление русской скульптуры. Портрет, монумент, надгробие как ведущие темы. Рецепция французских влияний. Проблема образцов. Классицистическое и сентиментальное в содержательной программе ранней русской скульптуры.

 

Тема 7. Россия XIX в.: «Трофейный стиль» ампир. Метаморфозы русского романтизма

Культурное значение Отечественной войны 1812 г. Романтический культ борьбы и свободы. Аспекты романтизма в архитектуре, живописи, скульптуре. Ампир как «романтический классицизм». Наполеоновская Франция как образец. Триумфальные сооружения, большие градостроительные проекты русского ампира. Послепожарная реконструкция Москвы. Ампир и образ жизни обывателя. Синтез архитектуры и скульптуры в эпоху ампира. Портретная живопись как пристанище романтических образов. Пейзаж как «портрет местности». Преодоление идеализации натуры. Альтернативы академизму в профессиональном становлении художников. Художественный дилетантизм и «большое искусство». Альбомная культура русского дворянства. От сентиментализма к бидермайеру. Пробуждение интереса к частному человеку. Искусство интерьера. Заграничная мода и принцип разумного выбора стиля (эклектика). Консервативный романтизм Николая I и опора на национальные ценности. Художественная археология и «русско-византийский стиль» в архитектуре. Начало практики сохранения и реставрации памятников старины. Расцвет академической живописи исторического жанра в 1830-е гг.: Брюллов, Иванов. От драмы героя к драме народа. Литературоцентризм русского искусства середины XIX в. От бидермайера к физиологическому очерку: феномен Федотова.

 

Тема 8. Россия XIX в.: Реализм, историзм…

Специфика общественно-политической ситуации в России к концу правления Николая I. Реформа Академии и «Великие реформы» Александра II. Московское училище живописи и ваяния. Критический реализм, его истоки и программа. Расцвет жанровой картины. Приоритет этического над эстетическим. «Гражданская скорбь» в творчестве Перова. «Бунт 14-ти» и Товарищество передвижных художественных выставок. Демократические тенденции в живописи: Соломаткин и др. Меценатская деятельность Третьякова. Искусство 1870-х гг.: подъём портрета и национального пейзажа. Лирическое и эпическое направления в пейзажной живописи. Образ современника у Крамского и Репина. Батальное творчество Верещагина. Идеология славянофильства и погружение в русскую историю. Историческая картина как археологическая реконструкция и драма характеров. Кризис в монументальной скульптуре. Официальный заказ в архитектуре и монументально-декоративном искусстве. Неовизантийский и русский «стили». Прахов и Васнецов. Другие версии историзма в гражданском зодчестве пореформенного времени. Процессы урбанизации и рост городов. Широта функциональных задач архитектуры: музей, театр, вокзал, торговое здание (рынок, пассаж), фабрика, доходный дом, особняк.

 

Тема 9. Серебряный век. Искусство на закате империи

Идея «искусства ради искусства», импрессионизм, эстетизм, символизм и неоромантизм на русской почве. Абрамцево и Талашкино. Фольклоризирующее направление русского стиля и начатки отечественного дизайна. Начало ХХ в. — время потрясений. Врубель, Коровин, Серов. Художественные объединения и полемика между ними. Дягилев и Бенуа. Новый подъём русской скульптуры. Субъективность творчества и декларация свободы творческого жеста. Тенденция к обновлению формы. Неопримитивисты в живописи. Деятельность Ларионова. Протоавангардные выставки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».  Критика и публицистика, систематизация знаний. «История русского искусства» Грабаря. Стиль модерн в искусстве и архитектуре России, его региональные версии. Влияние модерна на русский стиль. Церковное строительство за пределами России. Неоклассическое «возрождение», его предпосылки и последствия. Жажда порядка и большого стиля. Градостроительные проекты. Идея города-сада и её судьба в России.

 


 

Библиография по темам:

 

Тема 1

Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.

Бобров Ю.Г. Основы иконографии Древнерусской живописи. СПб., 1995.

Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 2. М., 2003.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т. 1. М., 1961.

Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э.С. Смирновой. ред. и сост. А.С. Преображенский.  М., 2001 / http://rusarch.ru/demus1.htm

Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви в Киеве (2005—2007) / http://rusarch.ru/ivakin3.htm

История русского искусства: в 22 т. Т.1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. М., 2007.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. СПб., 2007.

Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира, XII век. СПб, 2002. С. 231-254 / http://rusarch.ru/komech1.htm

Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы / http://rusarch.ru/komech2.htm

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. М., 1973.

Лифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2000.

Новаковская-Бухман С.М. Скульптура церкви Покрова на Нерли // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 115–125 / http://rusarch.ru/novakovskaya2.htm

Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

Раппопорт П.А. Древнерусское зодчество. СПб., 1993.

Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.

Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2002.

Царевская Т.Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. М., 2002.

Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. Сб. научных статей и материалов. М., 2005.

 

Тема 2

Бобров Ю.Г. Основы иконографии Древнерусской живописи. СПб., 1995.

Вздорнов Г.И. Волотово. М., 1989.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т 2. М., 1962.

Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 1/ Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.

Иконы Москвы XIV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 2/ Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2004.

Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М., 2003.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. М., 1973.

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лифшиц Л.И. Новгородская монументальная живопись XIV – XV веков. М., 1987.

Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. Середина XIII – начало XV в. М., 2004.

Лифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2000.

Раппопорт П.А. Военное зодчество западнорусских земель Х – XIV вв. Л., 1967.

Раппопорт П.А. Древнерусское зодчество. СПб., 1993.

Смирнова Э.С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.

Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007.

 

Тема 3

Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2006.

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996.

Баталов А.Л. Судьбы ренессансной традиции в средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI века // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 5. М., Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001.  С. 135-142 / http://rusarch.ru/batalov8.htm

Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988.

Иконы Москвы XIV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. 2/ Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2004.

Лифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2000.

Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2006.

Раппопорт П.А. Древнерусское зодчество. СПб., 1993.

Смирнова Э.С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.

 

Тема 4

Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984.

Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура XVII века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI– XVII века. М.: Ладомир, 1996. С. 426-457 / http://rusarch.ru/buseva1.htm

Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008.

Бусева-Давыдова И.Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях) // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре. М.: Стройиздат, 1995. C. 265-281 / http://rusarch.ru/buseva6.htm

Лифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2000.

Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973.

Мельник А.Г. Ростовский митрополичий двор в XVII в. / http://rusarch.ru/melnik3.htm

Мерзлютина Н.А. Церковь Покрова в Филях. В журн.: Архитектура, строительство, дизайн. № 29, 2003 / http://rusarch.ru/mezlliutina2.htm

Никитина Т.Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002.

Никитина Т.Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002.

Никитина Т.Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002.

Смирнова Э.С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.

Тарабарина Ю.В. Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценции годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича / http://rusarch.ru/tarabarina2.htm

Философия русского религиозного искусства. Сб. М., 1993.

 

Тема 5

Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII—первой половины XIX века / http://russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml

Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII — начала XX века. М.: Белый город, 2008

Аронова А.А. Сады Петра Великого: личная страсть или государственная целесообразность // Искусствознание 1/01. М., 2001. С. 263-275.

Вдовин Г. В. Персона—Индивидуальность—Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987

Ильина Т.В., Щербакова М.Н. Русский XVIII век. Изобразительное искусство. Музыка: Учебное пособие. М., 2004.

Каганович А.Л. Антон Лосенко и русская культура середины XVIII столетия. М., 1963.

Коваленская Н.Н. Русское искусство XVIII века. М., 1940; (вт. изд. М., 1962).

Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб., 2008.

Маркина Л.В. Станковая живопись Петровской эпохи http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/5/articles/4/1/4-2_1.htm

Седов В.В. Распространение порядка. Двенадцать коллегий / http://www.projectclassica.ru/v_o/09_2003/09_2003_o_04b.htm

Семенцов С.В. Мифология градостроительного развития Петербурга; http://www.d-c.spb.ru/archiv/054/8-12_54_web.pdf

Штелин Я. Записки об изящных искусствах в России. В 2 кн. М., 1990.

 

Тема 6

Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII—первой половины XIX века / http://russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml

Алексеева Т.В. Боровиковский и русская культура второй половины XVIII века. М., 1975

Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII — начала XX века. М.: Белый город, 2008

Вдовин Г.В. Персона—Индивидуальность—Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005

Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. Барокко-классицизм-неоготика. М., 1994

Ильина Т.В., Щербакова М.Н. Русский XVIII век. Изобразительное искусство. Музыка: Учебное пособие. М., 2004.

Коваленская Н.Н. Русское искусство XVIII века. М., 1940; (вт. изд. М., 1962).

Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб., 2008.

Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII – начала XIX века. Проблемы содержания. М., 1994.

Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург. — СПб., 2008.

Шенкер А. Медный всадник. Памятник и его творцы. СПб., 2010.

 

Тема 7

Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII—первой половины XIX века / http://russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml

Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII — начала XX века. М.: Белый город, 2008

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-056-.htm

Леонтьева Г.К. Карл Павлович Брюллов. Л., 1986.

Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982.

Печёнкин И.Е. Русское искусство XIX века : Учебное пособие. – М.: КУРС, 2012.

Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург. — СПб., 2008.

Степанова С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. СПб., 2011.

 

Тема 8

Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII — начала XX века. М.: Белый город, 2008

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982.

Печёнкин И.Е. Русское искусство XIX века : Учебное пособие. – М.: КУРС, 2012.

Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т.1. СПб., 2009; Т. 2. СПб., 2014.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. — М., 1989.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись: вид сбоку // Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998. С. 66-124.

Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург. — СПб., 2008.

Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства // Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3 т. Т. 2. М., 1952

Шабанов А.Е. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Изд-во Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2015

Шмидт И. Русская скульптура второй половины XIX – начала ХХ века. — М., 1969.

 

Тема 9

Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII — начала XX века. М.: Белый город, 2008

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2003, 2-ое изд. — СПб., 2006.

Нащокина М.В. Московский модерн. Изд. 3-е, исправ. и доп. – СПб.: Коло, 2011.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала ХХ века. — М., 1991.

Печёнкин И.Е. Русское искусство XIX века : Учебное пособие. – М.: КУРС, 2012.

Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990

Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург. — СПб., 2008.

Философия русского религиозного искусства. Сб. М., 1993.

Шмидт И. Русская скульптура второй половины XIX – начала ХХ века. — М., 1969.