Новости

Интервью с магистром. Екатерина Трещинкина

История искусства Новейшего времени
Екатерина Трещинкина — о магистерской программе «Визуальные медийные искусства» факультета истории искусства РГГУ.

Магистерская программа ФИИ РГГУ «Визуальные медийные искусства»

— Почему Вы выбрали программу «Визуальные медийные искусства» на факультете Истории искусства РГГУ?

— Всем привет! Меня зовут Катя, уже три года я занимаюсь продвижением культурных проектов. Я работала в Музее Москвы, потом в центре современного искусства Винзавод и занимаюсь там внешними пиар-коммуникациями. Также недавно я стала участницей лаборатории новых медиа на Винзаводе и запустила свой медиа-проект, который называется ODRA (Open Doors to Russian Art), это такая платформа о российском искусстве на английском языке для авторов и начинающих исследователей, которые хотят социализироваться в англоязычной среде. В своей профессиональной деятельности в какой-то момент я столкнулась с тем, что мне необходимо более углубленное понимание современного искусства. Поскольку мое первое образование связано с пиаром, я занимаюсь продвижением культурных проектов, то очень важно понимать сам предмет того, чем я занимаюсь, что я продвигаю, и так я оказалась на программе «Визуальные медийные искусства», которая стала для меня находкой, потому что с одной стороны она дает такую базу, углубление в традиционное, классическое искусство, а с другой стороны — понимание того, что происходит с современным искусством сейчас. Это очень здорово, таких программ, как мне кажется, сейчас немного. И в этом ее ценность, потому что мы проходили очень разные довольно узконаправленные дисциплины, связанные, например, с саунд-артом, видео-артом — то, что прямо сейчас исследователи изучают, и в университетах, мне кажется, это еще не так активно преподается. И это очень здорово. Это мне очень помогает сейчас в моей профессиональной деятельности, поэтому я очень рада, что оказалась на этой программе!

— Какая тема Вас заинтересовала в магистратуре? Какая была тема магистерской диссертации?

Так получилось, что какое-то время назад мое внимание привлекла урбанистика и так называемые пространственные практики, я их изучала еще до РГГУ, и моя первая дипломная работа была посвящена разработке коммуникационной стратегии городского музея. Потом я пришла в своем исследовании к тому, что мне очень интересно, как сегодня медиахудожники используют пространственные практики. Есть такое явление, такая практика исследовании репрезентации пространственности как психогеография, которую активно развивал Ги Дебор и ситуационисты. В своей выпускной работе, которая называется «Психогеография в цифровом искусстве», я исследовала новые задачи и то новое, что медиаискусство привносит в понимание психогеографии уже в наше время, и соответственно вырабатывала новую классификацию того, какие сегодня существуют медиаработы и медиаинструменты исследования и репрезентации пространства (в первую очередь городского).

— Какие возможности открываются после прохождения магистратуры?

На самом деле открывается очень много разных возможностей, потому что вы можете не останавливаться на выпускной квалификационной работе, также можно пойти, например, преподавать, что тоже очень ценно, мне кажется, не хватает преподавателей в этой сфере, при этом мы наблюдаем большой интерес даже широкой общественности к тому, что такое медиаискусство, поэтому вполне можно преподавать или работать с институциями, которые сегодня занимаются изучением цифрового искусства, например, они все активнее изучают эту тему, создают разные платформы цифрового искусства, например, проект Эрмитажа «Небесный Эрмитаж». Они сделали такую платформу, посвященную NFT-искусству. То есть эта тема действительно развивается, но понимание того, как она работает и что из себя представляет, пока еще не до конца сформирована. И программа «Визуальные медийные искусства» это как раз одна из возможностей сформировать новое понимание медиаискусства.

— Что бы Вы посоветовали будущим абитуриентам факультета Истории искусства РГГУ?

Итак, что бы я посоветовала будущим абитуриентам, во-первых, интересоваться разными отраслями, потому что сегодня есть и черпать вдохновение и знания из них. В том числе программа «Визуальные медийные искусства» представляет собой поэтому я бы порекомендовала, наверное, заранее изучить, ознакомиться с базовыми теориями и, конечно же, очень важна насмотренность, при этом сегодня необязательно идти вживую в музей, хотя, конечно, онлайн-платформы не заменят полностью того, что мы получаем в живую при взаимодействии с произведением искусства, но все же разные современные платформы позволяют быть в курсе того, что происходит в мире, поэтому, конечно, интересоваться разными зарубежными источниками и тем, что происходит у нас — на российском арт-рынке, какие художники сегодня выставляют свои работы. В общем, интересоваться тем, что происходит как на практике, так и в исследовательском поле.

Магистерская программа ФИИ РГГУ «Визуальные медийные искусства»