Кто виноват? Шпионские игры в жертву.

Фильм Антона Корбейна,  «Самый опасный человек» (2014) Великобритания, США, Германия, был показан в конкурсной программе ММКФ 36, никаких наград не получил, хотя залы собрал.

По жанру это обычный фильм про шпионов, правда, без особых стрелялок и догонялок. Сделано вполне качественно, на пересечении американского и европейского кино, с небольшим саспиенсом и выраженной грустью. Состав звездный, играют прекрасно.

Сюжет представляет собой конструкцию из штампов и интересен именно этим.

Главный герой фильма – немецкий контрразведчик Гюнтер Бахман ( Сеймур Хоффман). Хоффман играет толстого печального пьющего шпиона с мягкой улыбкой и способностью, красуясь перед коллегой, легко, одним ударом, уложить пьяного хулигана, обижающего женщину. Женщина, правда, в этом не нуждается, но и не ради нее это было. Но сцена показательная! Гюнтер страдает от того, что, как он считает, по его вине в Бангкоке погибли его люди, которые ему верили и которых он не смог защитить. Правда потом выясняется, что на самом деле во всем виноваты американцы, а на Гюнтера просто перевели стрелки. Но чувство вины от этого не уменьшается, а Гюнтера снова подставляют.

В Гамбурге Гюнтер стоически охраняет сложный западный мир и покой и пытается бороться с исламским терроризмом относительно мягкими методами. В фильме у него обычная  для шпионских фильмов задача – нужно подловить (желательно гарантированно, предварительно подставив), исламского филантропа, который вроде бы занимается легальной благотворительностью, но часть денег, и это известно почти точно, переправляет боевикам. По мысли Гюнтера его тоже нельзя арестовывать, но нужно перекупить/запугать и заставить работать на себя. И построить в результате новый мир, в котором все друг друга уже сдали  и через них можно контролировать злобных далеких террористов.

В решении этой задачи Гюнтер хочет использовать беженца из России Иссу Карпова в исполнении Игоря Добрыгина, очень кстати оказавшегося в Гамбурге. Для русского зрителя это самый интересный персонаж, вызывающий множество вопросов.  Зрителям сообщается 1) что он сын русского генерала от изнасилованной чеченки, 2) именно ему генерал оставил все свои нечестные деньги, 3) он прекрасно говорит по-английски и хорошо играет в шахматы, 4) он соблюдающий мусульманин.

Не очень понятно, где рос мальчик. С отцом? Тогда откуда он знает, что у него чеченская мама? Папа похвастался, что изнасиловал чеченскую маму? Может, мальчик рос в  Чечне? Тогда откуда о нем знает отец? В любом случае персонаж совершенно экзотический – детей от чеченских матерей и русских отцов в природе чрезвычайно мало, если они вообще есть. Среди чеченцев связи их женщин с русскими не то что не приветствуются, но считаются преступлением, позором, грехом. И вот этот нетипичный персонаж должен символизировать больную русскую совесть, тяготящуюся награбленными деньгами и желающую праведной исламской жизнью искупить вину отца.

Персонаж Добрыгина по повадкам не похож ни на сына генерала, блестяще знающего английский, ни на чеченца.  Исса насторожен, запуган, смотрит исподлобья и отличается крайним миролюбием. Он не хочет ни кому мстить, он хочет отдать деньги и жить тихой праведной жизнью во славу аллаха. Можно предположить, что именно так европейцы представляют себе «русскую Чечню» (?),изнасилованную русскими? Или просто современную Россию? Однако стоит отметить, что при всей не типичности даже для русского взгляда персонаж не выглядит клюквой. Добрыгин играет очень органично и созданному образу веришь.

А по функции Исса – жертва. Он выглядит как жертва, его зовут как жертву (как пророка Иссу – Иисуса), он ведет себя как жертва и его используют как жертву.  Вопрос о том, искупает ли эта жертва грехи отца остается открытым.

В романе Ле Карре, по которому поставлен фильм,  Иссе уделяется гораздо больше времени, а  критики сравнивают персонажа с князем Мышкиным. Но в фильме это всего лишь странная живописная фигура, о которой мы так ничего и не узнаем – был ли он связан с террористами или нет, что привело его к мысли стать мусульманином, почему он оказался в застенках ФСБ?

Вкруг него действует множество разных сил. За ним охотится немецкая разведка и руководящие ею американцы. Для них он добыча. Иссу берет под защиту немецкая блондинка-адвокат, спасающая всех гонимых. Для нее он объект помощи и сочувствия. Спасителем второго уровня по отношению к Исе и к адвокату выступает как раз Гюнтер, который открывающий Иссе истинный путь к спасению в обмен на небольшую услугу. Но, как оказывается, и Гюнтер был использован коварной американской женщиной из ЦРУ.

В фильме можно видеть образ одного из вариантов расклада сил в мировой политике. Там есть сильные бессовестные американцы, употребляющие всех. О них говорить особо нечего. Есть совестливые европейцы, пытающиеся обойтись без крайних мер и выстроить свою сеть безопасности, опираясь на пороки и слабости противников (или не всегда противников). Они хотят построить сложный деликатный механизм, противопоставив его простой кувалде американцев. Европейцы получаются тонкими и душевными, американцы – циничными. Европейцы, кстати, при таком раскладе, наследуют позицию русской интеллигенции, которая всегда хотела защищать слабых, а потом мучилась от вины за то, что в результате этой защиты получилось.

И есть совершенно непонятная смесь России с Чечней, преступной военщины со своей жертвой. Со стороны России последняя фигура смотрится странно – генералы Карповы  конечно были, но, по ощущениям изнутри, они не умерли и наследства никому не передавали. А вот со стороны, оказывается, мы выглядим именно так – как зашуганный виноватый беженец со шрамами на спине.

Функцию главного злодея, с которым все борются, выполняет доктор Фазиль Абдулла, внешне уважаемый член общества, помогающий мусульманской общине. Его злодеяний мы не видим, и потому он вызывает не столько неприязнь, сколько сочувствие – его подставляет собственный сын, сотрудничающий с Гюнтером. Он в расстановке сил выполняет функцию неодушевленной фигуры, приза, за которым охотятся и который достаётся «плохим парням».

А если отвлечься от геополитических узоров, то на человеческом уровне это тоже нормальная грустная история про предательство, вину за чужое предательство и позицию жертвы.

 

Е. Улыбина