Ирина Орецкая – о курсе лекций «Христианская иконография»
– В иконописи и древних мозаиках и фресках, в произведениях, созданных в Западной и Центральной Европе в эпоху Ренессанса и в XVII – XVIII веках мы часто сталкиваемся с сюжетами из Священного писания, которые нам трудно бывает узнать. Люди тех далеких времен «считывали» содержание этих изображений гораздо легче, поскольку их жизнь определялась христианской культурой, а главной книгой, которую читал каждый грамотный человек, была Библия. Частью христианской культуры была христианская иконография, под которой надо понимать набор схем, использовавшихся художниками для своих произведений. В изображениях на один и тот же сюжет использовались похожие или одни и те же схемы, художественное воплощение которых менялось. Какие персонажи изображаются в сцене «Сретение»? Почему одни образы иллюстрируют текст буквально, а другие символически? Каково соотношение образа и текста? На эти и многие другие вопросы призван ответить курс «Христианская иконография».
А еще у него есть совершенно конкретная цель – помочь слушателям, которые планируют потом посещать курсы по истории византийского, западноевропейского средневекового и древнерусского искусства, а также европейского искусства Нового времени, лучше сориентироваться в материале, легко узнавать сюжеты произведений на христианские сюжеты при посещении музеев и даже … представлять себе события Священной истории в конкретных визуальных образах.
Одни из самых любимых моих изображений в этом курсе – миниатюры рукописных книг, мозаики и фрески, посвященные семи дням Творения. Средневековые художники с необычайным вдохновением и блестящей фантазией представили этапы создания мира Господом: сотворение неба и земли, света, разделение вод и тверди, сотворение растений, светил, животных и, наконец, человека. Разглядывание деталей и попытки понять, почему художник выбрал ту или иную деталь, необыкновенно увлекательны.
Ирина Орецкая – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник и ученый секретарь сектора византийского искусства Государственного института искусствознания. Ирина Анатольевна ученица известного искусствоведа Ольги Сигизмундовны Поповой, специализировавшийся на византийском и древнерусском искусстве.