Юлия Устинова – о иконографии праздника Покрова Богородицы
«Один из моих любимых сюжетов — иконография праздника Покрова Богородицы, – рассказывает искусствовед, лектор курса «Христианская иконография» Юлия Устинова.
В основу праздника положено предание о явлении Андрею Юродивому Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Вместе со своим учеником Епифанием он увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор. Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
— Иконография праздника Покрова Богородицы была на удивление подвижной, в ней постоянно что-то менялось, развивалось, добавлялись новые персонажи, менялась композиция. И этот непрерывный процесс шёл буквально до начала 20 века. Думаю, что это объясняется тем, что этот сюжет — Покрова Божией Матери над людьми, над городом и страной, был чрезвычайно близок всем русским людям — и духовенству, и царям, и монахам, и простым мирянам.
Тема Покрова Богородицы рождала отклик в душе каждого из них, каждый находил в ней близкий ему пласт. Покров Богоматери — чисто русский праздник, хотя и основан на событии из византийской истории, но именно на Руси тема покровительства Богоматери, Её Покрова, стала очень популярной, и это нашло зримое отражение в иконографии праздника.
Юлия Устинова — искусствовед, хранитель фонда темперной живописи Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева [Подробнее...]
На заставке: Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год (село Ферапонтово, Вологодская область)