Борис Клюшников — о вечности, мимолетности и парадоксах современного искусства
Курс «Теории современного искусства» построен вокруг самых значительных текстов и концепций, предложенных в 2010-е годы.
Начинаем 10 июня, присоединяйтесь
— Каждая лекция будет посвящена отдельной книге, которая ставит вопрос о том, что такое современность и что такое современное искусство. Понятие это сложное, многосоставное и, можно сказать, парадоксальное, потому что, с одной стороны, если мы говорим об искусстве, мы имеем дело с «вечностью». То есть, если что-то стало искусством, это стало искусством навсегда. Например, Роберт Моррис подарил галеристу свое произведение, но потом отозвал статус произведения искусства у своего объекта. Сейчас эта работа выставляется в музее как объект + нотариальное заявление, в котором написано «Я, Роберт Моррис, отныне говорю, что это не считается произведением искусства и не несет эстетической ценности». Тем самым Моррис доказал, что у произведения невозможно отозвать его статус; если что-то стало произведением — это навсегда. И с другой стороны, современность — всегда очень зыбкая временная категория. Она отличается от прошлого, отличается от чего-то стабильного. Уже у Шарля Бодлера (в XIX веке) под современностью имелось ввиду что-то мимолетное, способность художника ухватить это мимолетное. Поэтому Шарль Бодлер очень любил моду — квинтэссенцию мимолетности.
На наших лекциях шаг за шагом мы будем то ли усложнять этот парадокс, то ли пытаться его разрешить, что иногда является одним и тем же. В целом, каждая лекция будет посвящена одной концепции, одной теории современного искусства и будет основана на каком-то тексте. Каждая лекция — это шаг в прояснении того, что такое современное искусство.
Курс ведёт Борис Клюшников искусствовед, философ; заведующий кафедрой теории современного искусства Института БАЗА, лектор школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна