Новости
2025-01-05 14:30

Изразцовое чудо. Новогодние арт-маршруты

Смотреть на Новоиерусалимский монастырь с высоты девятиметровых крепостных стен — увлекательное занятие. Можно подняться сразу от центральных ворот с надвратной церковью и пойти по часовой стрелке к Гефсиманской башне. Общая протяженность монастырских стен — около одного километра, открыта только часть стен — до церкви Рождества Христова, но все равно прогулка будет небыстрая.
Тем, кто гуляет зимой, особенно важно заметить объявление при входе, в котором сказано, что спуститься вниз можно только по той же лестнице, по которой вы поднялись.
Воскресенский собор монастыря с ротондой, колокольней выглядит очень нарядно. В общих чертах, по задумке патриарха Никона, внешний вид собора повторяет Храм Гроба Господня. Возможности привезти цветной мрамор и украсить собор, как в Иерусалиме, у Никона не было, поэтому он, как заказчик, решился на эксперимент — для архитектурного украшения был выбран изразец — и изразец не терракотовый или муравленый (зеленый), а цветной глазурованный — ценинный (цениной на Руси называли глазурь и любые блестящие глазурованные изделия).
Эти яркие, разноцветные архитектурные композиции делались с помощью зодчих, автором изразцового декора считается архитектор Пётр Заборский. Вместе с приглашенными мастерами, в Новоиерусалимском монастыре занимались изготовлением изразцов и местные керамисты из Иверского Валдайского монастыря, основанного патриархом Никоном в 1653 году.
Важным условием изготовления многоцветных изразцов была достаточная степень вязкости поливы, — чтобы сохранить четкость многоцветного рисунка при обжиге, расплавленная эмаль не должна была перекатиться за границу своего цвета. Ierusalem.ru
Церковь Рождества Христова построена в стиле московского барокко уже после смерти Никона по указанию царевны Софьи Алексеевны — дочери царя Алексея Михайловича. Здесь у застекленного перехода заканчивается осмотр монастырских стен, и по тому же пути вы возвращаетесь обратно.
В Воскресенском соборе можно фотографировать, когда не идет служба, но мы не стали. Если снаружи изразец украшает наличники, порталы, карнизы, внутри из изразцов сложены целые иконостасы. Частично изразцы глазуроованы, частично не расписаны — белые головки ангелов смотрят со стен подземной церкви Святых равноапостольных Константина и Елены. Есть и сохранившиеся — трехъярусный иконостас на Голгофе относится к XVIII веку, центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

После 1666, суда над патриархом и ссылки его в Ферапонтов Белозерский монастырь, мастеров перевели в Москву, а новоиерусалимский изразцовый эксперимент продолжился по всей стране.
О патриархе, строительстве монастыря и изразцах можно подробно узнать в постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим». Идти от монастыря до музея недолго — минут 10. Площадь экспозиции составляет 400 кв. м. Кроме исторической части в музее проходят прекрасные временные выставки, только оставьте на них силы и время.