Новости

О личном: вспоминая итальянские церкви

Перед курсом «Церкви Италии» собрали личные воспоминания, впечатления об итальянских церквях.

Курс «Церкви Италии» (05 сентября — 24 октября)

Ольга:

У меня было сильное впечатление от венецианских церквей, которое даже стало моей домашней метафорой перехода из одного состояния в другое. В Венеции очень тесно и много тупиков, и часто не очень понятно, как пройти куда-то помимо основной пешеходной тропы (от вокзала к площади Сан-Марко, например) — в общем, городское пространство какое-то трудноусваиваемое, как будто город к тебе спиной поворачивается все время. Так вот там, когда заходишь в церковь, сразу сильный контраст с туристическим шумом-гамом, светом и движением на улице и темнотой внутри — малиново-фиолетовыми бархатными или велюровыми занавесами, мраморными скульптурными волнами с путти или ангелами, которые наверх глаз уводят, и оттуда сверху самые активные из этих ангелов свешивают на длинных цепях ажурные лампы с тусклыми красными лампадками. И из-за этого недостатка пространства один шаг из уличной давки — и сразу какое-то театральное закулисье, как бы даже подводное. Ты как будто в лифт заходишь и твое настроение переключает внутреннее радио. И потом, поглазев, выходишь обычно из другой двери этой церкви — и оказываешься часто совсем на другой улице, иногда непонятно где. И эта потерянность, и подаренный новый кусочек города, который ты бы не нашел, если бы не прошел сквозь церковь, похожа на это эмоциональное переключение — после того как пошаркал даже пару минут по этому мрамору, ты не можешь возвратиться в себя прежнего, ты уже изменен этим опытом.

Анна:

Поражало стилевое разнообразие итальянских церквей — как в стихотворении Софии Парнок: «Я не люблю церквей, где зодчий…» — и романские, и готические, и расписанные гениями Возрождения — такая иллюстрированная история искусств.

Наталья:

— Это что, Зевс? — спросила уставшая подруга, глядя на скульптуру в Соборе Святого Петра:) Эта фраза всплывает первой, когда вспоминаю церкви в Италии:) … В главном христианском храме мы, привыкшие к православной традиции, строгости интерьеров, аскетичным образам, не чувствовали себя как в церкви. Скорее — как в музее: с греческими скульптурами, барочными картинами — где глаза разбегаются от богатства коллекций и где, как говорится, можно увидеть все лучшее сразу. Это эпизод собственно описывает впечатления от многих итальянских церквей.

Сильные впечатления от Пантеона — наверное, нельзя связать его с церквями как таковыми, но хочется попросить Елену Забродину рассказать на курсе, почему в римском Пантеоне кажется, что вы причастны к чему-то вневременному, а свет, падающий из окна в центре огромного купола будто связывает это место с космосом, мирозданием или чем-то типа того. В общем, сам сформулировать и объяснить это ощущение не в состоянии:)

Светлана:

Удивило, что во итальянских храмах (я в Неаполе видела) свечку можно электронную поставить и карточкой это оплатить. Иногда это даже не в церкви, а в такой нише, как помещение для банкомата. И там скульптура, распятие какое-то, и такие подсвеченные терминалы, и реально пинкоды какие-то.

Татьяна:

Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи (чудеса), а как без них? И недалеко, но найти просто невозможно (спрашивала у гидов по дороге). Путеводители советуют прийти к 13 часам, когда удачно лучами солнца освещён интерьер и единственная икона Богоматери, ради которой, чудотворной иконы Николо ди Пьетро, построен этот храм. Это популярное место венчания в современной Венеции.

Еще есть две фантастические скуолы. Первая — Сан-Рокко (Святого Роха) — стены, потолки ковром расписаны Тинторетто. По обету, кажется, бесплатно. Аркадий Ипполитов считает эту скуолу сердцем Венеции и говорит, что она была создана в «соревновании» с Сикстинской капеллой.

Вторая — скуола Сан-Джорджо дельи Скьявоне (где рядом селились славяне). Как была расписана несколькими картинами-иконами Витторе Кампании (ещё один венецианский гений) 500 лет назад, такой мы её и видим.

Да, еще — много шедевров можно НЕ увидеть в итальянских церквях, они находятся в «сакрисиях» (sacristia — ризница), к которым надо идти по узким коридорам в подклет. Надо знать, спрашивать, иногда есть указатели, по дороге — маленькие кассы для входа в них.

Елена:

Из личного, но не моего. Лет 20 назад знакомая пошла замуж за сицилианца. Поехала сначала к нему с семьёй знакомиться. Там случился то ли праздник, то ли крестины, её позвали за компанию в церковь. Она нарядилась, как у нас принято: тёмное, длинное, скромное. Голову покрыла. Пришла, а все дамы от 5 до 90 лет в ярком, с макияжем, с декольте, прическами и в украшениях. Все лучшее сразу. Осмелилась спросить, почему так? Ответили: мы же к Богу пришли, пусть любуется!

А что вы вспоминаете первым, когда думаете об итальянских храмах? Поделитесь воспоминаниями →

Курс «Церкви Италии» (05 сентября — 24 октября)


Церкви Италии
Made on
Tilda