Новости

Масляная живопись: тонировка и реконструкция

В этом году в ХПМТ стартовал новый курс — «Основы реставрации масляной станковой живописи» художника-реставратора Алексея Кленчева. За спиной Кленчева — двадцатилетний реставраторский опыт, полученный в Центре Реставрации им И. Э. Грабаря (отдел реставрации живописи и отдел реставрации каменной и гипсовой скульптуры), МОНРХУ, ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Каждое занятие включает в себя теоретическую базу и практику. Теория позволяет получить общее представление о реставрации, её видах и специфике реставрации разных объектов материальной культуры. Практические навыки слушатели курса осваивают на учебном фрагменте холста размером 15×15 см с грунтом и красочным слоем (старая студенческая работа), на котором присутствуют специально созданные повреждения (проколы, прорывы с неровными краями, разрезы). 

В прошлую субботу прошло четвертое практическое занятие курса — «Техники живописи и копирование. Тонировка и реконструкция». Ученики наносили реставрационный лак на реставрационный грунт, подведённый в местах склеенных прорывов, порезов и утрат холста. После нанесения реставрационного лака места утрат красочного слоя тонировалась масляными красками, соответствующими близлежащим мазкам авторского красочного слоя. 

Также на занятии слушатели курса под присмотром преподавателя приклеивали крафтовые поля и проводили растягивание картины на рабочем подрамнике. В процессе приклеивания полей использовали специальные мраморные плитки для прессования. 

В конце курса слушатели должны освоить последовательность основных реставрационных процессов станковой масляной живописи — укрепление грунта и красочного слоя; заделка прорывов, проколов и порезов основы (холста); подведение реставрационного грунта в местах утрат; покрытие картины реставрационным лаком; тонирование утрат красочного слоя.

Текст и фото: Анна Шпакова
Основы реставрации масляной станковой живописи
Made on
Tilda