Новости

Секреты картины «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка

Продолжим изучение искусства Нидерландов? «Портрет четы Арнольфини», наверное, самая знаменитая картина Яна ван Эйка. Но разгадать детали оказалось не так просто, мы расскажем Вам лишь о некоторых интерпретациях. А подробнее творчество Яна ван Эйка мы разберем на курсе Золотой век нидерландской живописи.⠀



Перед нами, казалось бы, обычный портрет зажиточного купца и его жены. Но как только мы начинаем рассматривать картину внимательнее, мы замечаем множество символов, которые расскажут нам о картине намного больше. Считается, что картина — изображение свадебной церемонии. Почему? 


Зеркало
На стене в комнате висит зеркало в раме, на которой изображены сцены Страстей Христовых — отображение символического брака Христа с церковью — параллель христианского брака. Приглядитесь, со стороны мужчины изображены эпизоды Страстей до смерти Христа, а со стороны девушки — после. Некоторые ученые это объясняют это тем, что портрет написан после её смерти. ⠀ 
Свеча на люстре 
Свеча горит только над женихом. Это также может стать знаком, что девушки нет в живых. Но есть и другие прочтения: раньше во время церемонии зажигалась одна свеча, а её пламя символизировало Христа — свидетеля союза. ⠀ 

Собака
Собака — символ преданности и благосостояния. На могилах того времени часто изображали льва в ногах у мужчин (как символ храбрости) и собаку — у женщин (символ верности). ⠀ 

Обувь 
На картине изображены две пары обуви. Современники художника ясно считывали этот символ. Это указание на сцену из Ветхого Завета: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля Святая». ⠀ 

Фрукты на подоконнике 
По одной из версий, это апельсины. Могут рассматриваться как знак плодовитости, изобилия и богатства. ⠀ 

Четки 
Аллегория благочестия и традиционный подарок новобрачным. Обратите внимание, как детально Ян ван Эйк прописал их — мы можем увидеть даже нитку, на которую нанизаны прозрачные шарики. ⠀ 

Отражение 
В зеркале отражаются два человека. Скорее всего это свидетели бракосочетания. Искусствоведы предполагают, что художник изобразил себя, на это намекает надпись над зеркалом «Ян ван Эйк был здесь».
ProArt Золотой век нидерландской живописи
Made on
Tilda