Евгения Осипова закончила первый и второй уровни курса «Основы реставрации станковой масляной живописи». На первый уровень к Алексею Кленчеву приходят новички, второй — для тех, кто уже знаком с основами реставрации масляной живописи. Попросили нашу студентку поделиться своими впечатлениями о курсе.
Реставрация станковой масляной живописи (13 апреля — 18 мая)
— Евгения, вы трижды были на реставрационных курсах у Алексея Кленчева. Как вам кажется, людям без художественного образования сложно на занятиях?
— Нет, все справляются, обучение на курсе начинается с основ реставрации. Наша группа была пилотная, сначала мы прошли азы, тренировались на фрагментах старых картин: изучали разные виды повреждений холста, красочного слоя, пробовали на образцах восполнить утраты. Написали паспорта реставрации по образцу Министерства культуры. Изучили фотофиксацию. На втором уровне мы реставрировали работы А.Б. Юмашева — художника советского периода, ученика Фалька — готовили их к выставке, а в третий раз я пришла на курс уже со своей картиной, требующей реставрации.
Алексей Кленчев. Основы реставрации станковой масляной живописи [второй этап]
— Что нужно для работы из материалов? Вы заранее готовите краски, растворители, кисти?
— Студентам с собой приносить ничего не нужно — просто пришел, сел и начал работать. В лаборатории есть все необходимое для проведения реставрационных работ.
— Вы с реставрацией были знакомы до курса?
— Я параллельно училась на реставрации темперной живописи (икон). Но весной попала на защиту диплома по специальности «Реставрация масляной станковой живописи» и была поражена качеством выполненной реставрации представленных картин. Узнала, что в РГГУ есть краткосрочные курсы по реставрации живописи, книг, икон. Уровень преподавателей высочайший. И сейчас могу точно сказать, что грамотное преподавание – залог успеха в реставрации. Каждая картина имеет индивидуальные особенности (сами краски, грунт, холст). Поэтому и подход только индивидуальный, что к картине, что к ученику.
— Вы молодец, успеваете так много сразу…
— Учёба дается легко, когда видишь, как картина, икона оживают. Со временем становишься частью большой семьи реставраторов, пытаешься сохранить традиции, укрепить связь поколений.
— А другие студенты?
— У всех разный опыт и задачи. В нашей группе был владелец багетной мастерской, его, конечно, больше интересовали конкретные вещи, связанные с рамами — почему происходит деформация холста и как с этим бороться, можно ли отреставрировать багет, не снимая с холста.
Была девушка совсем без опыта в живописи и реставрации, но она открыла в себе талант и сейчас выполняет заказы по реставрации. Дипломы РГГУ о прохождении двух уровней курса реставрации тоже помогают — это хорошая рекомендация.
— И преподаватель успевает помочь каждому?
— Да, Алексей всегда рядом, все этапы реставрации под его четким руководством. Для каждой работы с картиной составляется план реставрации и корректируется по мере продвижения работы.
— Всё успевали делать на занятиях или какие-то работы уносили домой?
— Почти всё делали на занятиях. А это много, особенно на втором уровне при полной реставрации картины. Мы выполнили все этапы: укрепили грунт, растянули холст на реставрационном подрамнике, подвели кромки, придали картине экспозиционный вид. Картины заняли свое достойное место в Музее русского лубка и наивного искусства.
— Планируете дальше заниматься реставрацией масляной живописи?
— Ну, абсолютно точно, так как совершенству нет предела. Мои друзья тоже увидели прекрасные результаты реставрации, ждем с нетерпением курс. Многое надо обсудить и сделать.
Оставить отзыв